Сенсорное самосознание

 

Система повышения сенсорного самосознания делает акцент на релаксации и концентрации нашего внимания в точке непосредственного переживания. Внимание здесь должно быть сосредоточено на непосредственном восприятии и отделении собственных ощущений от усвоенных прежде интерпретаций, которые всегда накладываются на наши переживания. Простейший акт восприятия может обогатить нас поразительным и богатым опытом, от которого мы нередко отгораживаемся тем, что по большей части «живем головой». Это требует от нас достаточной восприимчивости, чувства самосознания и внутреннего покоя, способности наблюдать за происходящим, не вмешиваясь в ход событий.

Система сенсорного самосознания преподается в Соединенных Штатах Шарлоттой Селвер (Charlotte Server), Чарльзом Бруксом (Charles Brooks) и их учениками.

Изучение этого рода деятельности представляет собой целостное функционирование нашего организма в воспринимаемом нами мире, частью которого все мы являемся, — наша персональная экология: как мы ведем себя в той или иной сфере деятельности, как мы относимся к другим людям и вещам, как мы с ними связаны, как мы чувствуем себя в различных ситуациях. Мы стремимся обнаружить, что именно в этом функционировании естественно, а что обусловлено чем-то иным, в чем заключается наша сущность, какого рода эволюция заставила нас приспособиться таким образом, чтобы поддерживать связь с остальным миром, и что стало нашей, как Шарлотта любит это называть, «второй природой», которая заставляет нас держаться подальше друг от друга (Brooks, 1974, р. 17).

С обретением способности к сенсорному самосознанию люди получают возможность снова вступить в контакт с собственным телом и собственными ощущениями. Только дети обычно поддерживают такой контакт постоянно, но, взрослея, они постепенно теряют эту способность. Потеря самосознания начинается в довольно раннем возрасте. Родители имеют склонность реагировать на запросы детей, сообразуясь лишь со своими личными предпочтениями и представлениями о том, что может улучшить функционирование организма ребенка. Детям вдалбливают в голову, что для них «хорошо», а что «плохо», чем и как заниматься полезно, а чем и как вредно (например, как долго следует спать и что есть) вместо того, чтобы учить их самостоятельно, исходя из их собственного опыта, судить о том, что для них «хорошо» и что «плохо». Ведь «хорошие» дети — это дети послушные, которые хорошенько усваивают правило: раз мама зовет, то нужно идти. В ущерб своим собственным, присущим только им естественным ритмам деятельности они вынуждены бросать все немедленно лишь потому, что так удобно родителям или учителям. Если такое повторяется много раз, внутреннее чувство собственного ритма ребенка сбивается, внутреннее чувство ценности своего опыта и своих переживаний утрачивается.

«Лилию надо не просто поливать, но делать все, чтобы она была красива» (Selver & Brooks, 1966, p. 491).

Существует еще одна проблема — проблема совершения усилий.Так много в мире родителей, которые буквально заставляют своих детей как можно в более раннем возрасте научиться сидеть, стоять, ходить, разговаривать и так далее, тем самым форсируя их развитие. У таких детей появляется особое чувство, будто будущее буквально втискивается в них; вместо того чтобы постигать мир, спокойно играя, они всегда пребывают в состоянии борьбы, постоянно на грани собственных возможностей. В конце концов они приобретают навык перенапрягаться во всем, что они делают. А начинается все с того, что родители, общаясь с детьми, неестественно сюсюкают, подражая младенческой речи, нелепо жестикулируют, издают ненатуральные звуки и т. д. На собственном примере родители учат детей тому, что даже простое общение не может проходить спокойно и просто, что для этого нужно очень много чего еще. И такая позиция наблюдается во множестве других областей человеческой деятельности.

Система сенсорного самосознания включает в себя множество упражнений, связанных с такими видами деятельности, как умение лежать, сидеть, стоять и ходить. Такие виды деятельности предлагают лучшие возможности для раскрытия нашей позиции по отношению к окружению и для развития нашего самосознания. Когда мы, например, сидим на жесткой деревянной табуретке без спинки, мы отчетливо ощущаем, что она нас держит, ощущаем, как притягивает нас к себе земля, ощущаем определенные процессы нашей внутренней жизни, возникающие в связи с этими и другими силами. Положение стоя также дает нам богатые возможности для самых разных ощущений. Немного найдется на свете людей, которые умеют просто стоять и не ощущать при этом никаких неудобств, для которых стояние ценно само по себе; для большинства это всего лишь начальная позиция для какой-то другой деятельности. Умение правильно стоять позволяет нам почувствовать, что такое равновесие,научиться переходить от знакомых и привычных нам поз к новой координации в мире, к новому ощущению бытия.

«Чем ближе мы подходим к этому состоянию великого равновесия сознания, чем больший мы обретаем душевный покой, чем «чище» становится наша голова, тем просветленней, тем могущественней мы себя ощущаем. Энергия, которая прежде была связана,теперь все больше оказывается в нашем распоряжении. Принужденность и спешка превращаются в свободу и быстроту действия. Мы обнаруживаем все большее единство со всем мирозданием, тогда как прежде жизнь наша была похожа на бег с препятствиями. Мысли и новые идеи теперь не вырабатываются, а свободно и ясно приходят сами... И отныне можно будет позволить впечатлениям и переживаниям свободно входить в нашу жизнь и более полно вызревать в нашем существе» (Selver & Brooks, 1966, р. 503).

Большинство упражнений системы сенсорного самосознания обладает внутренней, медитативной ориентацией. Селвер и Брукс указывают, что с увеличением внутреннего покоя снижается уровень излишнего напряжения и энергии и повышается восприимчивость к внутренним и внешним событиям. И одновременно личность как единое целое претерпевает другие изменения. По сути, это тот же самый процесс, который описывает Фельденкрейс.

 

Для размышления. Телесное самосознание

Это упражнение призвано развить в нас умение сознавать собственное тело. Попробуйте проделать его.

Лягте на пол и расслабьтесь. Вы можете ощущать и сознавать, как пол давит на некоторые части вашего тела; вы можете также чувствовать, что отдельные части вашего тела напряжены, а другие свободны от напряжений. Некоторые люди могут чувствовать себя легко, другие — ощущать некоторую тяжесть. Одни могут чувствовать себя так, будто они хорошо отдохнули, другие — наоборот, будто они устали. Любую информацию, идущую к вам изнутри или снаружи вашего существа, постарайтесь принять, не давая ей никаких оценок, не вешая на нее никаких ярлыков. Не пытайтесь торопить приход вашего осознания: оно придет в нужное время. Чувствовать себя напряженно не значит чувствовать себя неправильно, чувствовать себя свободно не значит чувствовать себя правильно. Эти категории здесь не подходят, поскольку упражнение направлено на приобретение опыта.

Как только ваше стремление ускорить события начнет убывать, ощущения будут становиться все более богатыми и полными. Вы можете почувствовать и осознать некоторые изменения, происходящие сами по себе. Напряжение может смениться расслаблением, и лежать на полу вам станет намного удобней. Вы можете почувствовать и осознать некоторые изменения и в вашем дыхании.

---

 

 

Оценка

 

Различные системы психоанализа, ориентированные на телесность, которые независимо друг от друга возникли в самых разных частях земного шара, имеют между собой много общего. Все они пропагандируют недеяние,смысл которого заключается в том, чтобы позволить нашему телу функционировать естественно и спокойно. Все должно способствовать тому, чтобы наша деятельность носила не напряженный, натужный, а свободный характер, чтобы человек научился редуцировать узлы напряжения в своем теле. Во всех этих системах нет разделения человеческого существа на душу и тело, их адепты воспринимают его как единое целое, как непрерывный психофизиологический процесс, в котором любые изменения любого уровня неизбежно сказываются на деятельности всех его частей.

Между этими системами существуют и некоторые любопытные различия. Каждая из них, так сказать, специализируется на одной конкретной области физического функционирования нашего организма. Райхианская и биоэнергетическая терапии имеют дело с эмоционально нагруженными блоками тела, в то время как рольфинг работает над реструктуризацией разрегулированностей, возникших в результате физических травм или иных причин. Техника Александера фокусирует свое внимание не на структуре нашего организма, а на проблемах владения собственным телом. Метод Фельденкрейса также имеет дело с владением телом, однако предлагаемые им упражнения включают в себя сравнительно более сложные модели поведения с целью восстановления физической эффективности и работоспособности нашего тела. Система сенсорного самосознания сосредоточивает свою работу на ощущениях, осязании и чувствах, вызываемых прикосновениями к нам окружающего мира, на проблемах большего осознания взаимодействия нашего тела и окружающего мира.

Последователи всех этих систем учатся избавляться от излишней напряженности, быть более «естественными» как во время работы, так и во время отдыха. Все они стремятся к устранению мешающих нам узлов напряжений, которые есть у каждого, к возвращению в состояние активного недеяния.Активным недеянием мы даем возможность нашему телу функционировать, не находясь в постоянном напряжении, на грани срыва, но свободно, естественно и эффективно. Последователи всех этих систем разделяют убеждение в том, что нам нет нужды учиться чему-либо непременно новому или до одурения накачивать себе мышцы. Самым важным здесь считается отбросить, позабыть все приобретенные нами в детстве и в зрелом возрасте дурные привычки и вновь вернуться к состоянию естественной мудрости, гармоничного функционирования и равновесия нашего тела.

Системы, ориентированные на телесность, придерживаются основополагающих идей Райха о том, что для психологического совершенства всем нам необходимо совершенствовать наше тело в направлении естественного состояния, свободного от оков какого бы то ни было панциря. Мы способны исправить искажения, оставленные нам перенесенными в прошлом травмами, ослабить напряжения, возникшие в результате прошлых страхов, для того чтобы достичь реализации всех наших возможностей в качестве энергичных, способных глубоко чувствовать, восприимчивых человеческих существ.

 

 

Теория из первоисточника. Отрывок из «Я и оргон»

 

Нижеприведенный отрывок взят из книги Орсона Бина «Я и оргон». Это рассказ о переживаниях актера в процессе райхианской терапии с доктором Элсвортом Бейкером, выдающимся райхианским терапевтом.

Доктор Бейкер сидел за столом. Он указал на стул передо мной...

«Ну, — сказал он, — снимите вашу одежду и давайте вас осмотрим». Стоя, я начал раздеваться, мрачно глядя перед собой. — «Вы можете не снимать трусы и носки», — сказал Бейкер к моему облегчению. Я аккуратно сложил вещи на стул у стены, надеясь, что сейчас получу медаль за храбрость. «Ложитесь на кровать», — сказал доктор...

Он начал щипать мускулы в мягких частях плеч. Мне захотелось врезать по его садистской физиономии, одеться и уйти отсюда к черту. Вместо этого я сказал «Ай!» Затем я сказал: «Здесь больно». «Здесь не должно быть больно», — сказал он.

«Но болит, — сказал я и протянул: — О-о-о-о-о».

«Теперь сделайте глубокий вдох и выдох», — сказал он, положил ладонь своей руки мне на грудь и сильно надавил на нее другой. Боль была довольно сильной. «Что, если кровать сломается? — подумал я. — Вдруг мой позвоночник треснет или я задохнусь?»

Какое-то время я вдыхал и выдыхал, затем Бейкер нащупал мои ребра и начал тыкать и давить... он стал тыкать в мой живот, там и сям, чтобы найти мелкую узловатую мышцу... Он стал продвигаться вниз, безжалостно пройдясь по моим трусам, и стал щипать и тыкать мышцы на внутренней стороне бедер. Тут я понял, что плечи, ребра и живот у меня на самом деле не болели. Боль была поразительной: болело там, где я в жизни не думал, что будет болеть...

«Перевернитесь», — сказал Бейкер. Я перевернулся. Он прошелся по моей шее и вниз, безошибочно нащупывая плотные больные мышцы. «Повернитесь обратно», — сказал доктор Бейкер. Я повернулся. «Хорошо, — сказал он. — Я хочу, чтобы вы как можно глубже вдохнули и выдохнули, одновременно вращайте зрачками, не поворачивая головы. Попытайтесь посмотреть на все четыре стены, одну за раз, и двигайте зрачками в разные стороны, как можно дальше». Я начал вращать зрачками, чувствуя себя при этом довольно глупо, но я был ему благодарен, что он больше не мучил мое тело. Снова и снова крутились мои зрачки. «Продолжайте дышать», — сказал доктор Бейкер. Я начал испытывать странное приятное ощущение в глазах, вроде приятной дурноты, которая бывает, если покуришь травки. Дурнота охватила мое лицо и голову и стала распространяться вниз по всему телу. «Хорошо, — сказал Бейкер. — Теперь я хочу, чтобы вы продолжали дышать так же. Ногами проделайте движения, как будто вы едете на велосипеде». Я начал поднимать и ритмично опускать ноги на кровать, ударяя по кровати икрами. Мои бедра заныли, и я ждал, что он велит мне прекратить. Но он ничего не говорил. Я двигал ногами снова и снова, пока у меня не возникло чувство, что мои ноги готовы отвалиться. Тогда постепенно боль стала проходить и то же головокружительное ощущение удовольствия начало распространяться по всему моему телу. Только теперь оно было намного сильнее. Теперь я чувствовал, как будто ритм моих движений возникал сам собой, без какого-либо видимого участия с моей стороны. Я чувствовал, что меня уносит и захватывает что-то большее, чем я сам. Я дышал глубже, чем раньше, и чувствовал, как мое дыхание проходит сквозь легкие вниз к тазу. Постепенно я почувствовал, будто поднимаюсь из цвета молочного шоколада кабинета Бейкера ввысь в другие сферы. Я отбивал астральный ритм. Наконец я понял, что пора остановиться...

Во вторник утром после моего первого визита к Бейкеру я проснулся, проспав около пяти часов, и чувствовал необыкновенный подъем. Мой кофе казался вкуснее обычного, и даже мусор, плывший вниз по течению Истривер, был каким-то легким и симметричным. Это ощущение сохранялось весь остаток дня. Это было ощущение благополучия и примирения с миром. Мое тело казалось легким, и мелкая рябь приятных ощущений пробегала по моим рукам, ногам и телу. Когда я делал вдох, ощущение движения продолжалось у основания торса и казалось приятным. Я слегка напрягался при нежных мыслях о женщинах вообще, наполнявших меня любовью...

Я начал расслабляться. Приятная рябь уменьшалась, и ощущение тревоги начало охватывать меня. Коричневатые пометки, которые на следующий день почернеют и посинеют, стали появляться в тех местах, где Бейкер тыкал и щипал мое тело...

Я забрался в кровать, я замерз и потянулся на пол за еще одним одеялом. Затем мне пришло в голову, что мне стало холодно от страха. Я пытался пронаблюдать за своими чувствами, как, я знал, делается в психоанализе. Это был особый род страха, не испытанного мной раньше. Я представил шоу марионеток, которое я видел в детстве с куклами-скелетами, исполнявшими танец смерти и затем разлетавшимися на части. Их ноги, руки, головы, ребра, таз разваливались на части. Мне казалось, что я тоже начинаю разваливаться. Тревога была ужасной, и я обратил внимание на то, что невольно сжимаю мышцы, чтобы удержать себя. Чудесное радостное чувство освобождения пропало, и на его место пришло желание ухватиться за драгоценную жизнь. Моя броня, если можно так сказать, казалась мне теперь моим старым другом. Люди говорят: «Лучше я умру на электрическом стуле, чем проведу жизнь в тюрьме». Но заключенные ни за что так не скажут. Жизнь в цепях лучше, чем ее отсутствие. Даже теоретическое.

Я понял, что мне понадобится все мое мужество, чтобы вновь вооружиться. Я знал, что отвоюю у доктора Бейкера весь путь шаг за шагом, но я также помнил о своих ощущениях в эти тридцать шесть часов или около того после моего первого сеанса, и я жаждал его больше всего на свете...

«Как провели неделю?» — поинтересовался доктор Бейкер. И я ему рассказал.

«Ваша реакция, ужесточившаяся после периода приятных ощущений, вполне естественна и ожидаема, — сказал он. — Вы не всегда будете испытывать такие приятные чувства, однако следует помнить, что они собой представляют, так чтобы вы снова могли к ним вернуться. Это поможет вам переносить страх, если вы будете чувствовать, будто ваша защита рушится...»

В течение нескольких недель по вторникам в два часа я вдыхал и выдыхал и дрыгал ногами. (С тех пор я обнаружил, что моя грудь и дыхание работали как в первый раз, мобилизуя энергию тела, помогавшую мне в процессе повторного приобретения защиты. Энергия приходила вместе с вдыханием воздуха.) Теперь Бейкер заставлял меня еще ударять кулаками по кровати, пока я двигал ногами. Я обычно колотил, дрыгал и дышал, ритм подхватывал и уносил мое тело...

Чтобы высвободить защиту глаз, Бейкер держал карандаш передо мной и велел смотреть на него. Затем он двигал им по кругу наугад, заставляя меня спонтанно оглядываться. Это обычно продолжалось пятнадцать или двадцать минут, а результаты меня поражали. Мои глаза, казалось, освобождались в моей голове, и я ощущал прямую связь между ними и мозгом. Затем он обычно заставлял меня крутить глазами вокруг, не поворачивая головы, заставляя меня сосредоточивать взгляд на каждой из стен комнаты. Все это время, пока я это делал, я должен был глубоко и ритмично дышать.

Он заставлял меня гримасничать и строить рожи (я чувствовал себя довольно глупо). Он заставлял меня делать подозрительные взгляды или показывать во взгляде вожделение. Все это постепенно создавало у меня ощущение того, что я снова как будто впервые смотрю своими глазами, и это ощущение было чудесным...

В следующий вторник вместо карандаша доктор Бейкер взял ручку с фонариком. Он вертел ее передо мной, светил мне в глаза. Эффект был психоделический. Я следил за ручкой, за отсветами в темноте и пугался. Я действительно испытывал невероятные ощущения, как будто мозг перемещался в моей голове. Бейкер помахал фонариком передо мной минут пятнадцать, затем выключил его, взглянул мне глубоко в глаза и сказал: «Все идет хорошо». Его работа со мной, его оценка моей реакции — все это было не механическим, а являлось результатом способности человека соприкасаться с чувствами и энергетическим зарядом другого...

«Скорчите мне рожу», — сказал Бейкер, и я повернулся к нему с глупой улыбкой. «Теперь усильте ее», — сказал он. Я скорчил лицо в отвратительной чудовищной гримасе. «Что вы чувствуете?» — спросил Бейкер.

— Я не знаю, — солгал я.

— Вы все-таки должны что-то чувствовать.

— Ну, наверное, презрение.

— Наверное?

— Ладно, черт, это ужасно глупо... лежать здесь и крутить глазами.

— Засуньте палец к себе в горло, — сказал Бейкер.

— Что? — спросил я.

— Давитесь.

— Но меня стошнит на вашу кровать.

— Если хотите, можете это сделать, — сказал он. — Просто продолжайте дышать, пока вы это делаете.

Я лежал там, глубоко дышал, засунув палец в рот, и давился. Я делал это снова.

«Продолжайте дышать», — сказал Бейкер. Моя нижняя губа задрожала, как у ребенка, слезы потекли по лицу, и я заорал. Я рыдал минут пять, мое сердце готово было разорваться. Наконец плач стих.

«С вами что-то произошло?» — спросил Бейкер.

«Я думал о своей матери, как я любил ее, и мне казалось, я никогда не увижу ее, и я просто почувствовал отчаяние и горечь, — сказал я. — Мне казалось, как будто я по-настоящему впервые это почувствовал, с тех пор как был маленьким, и это такое облегчение — уметь плакать, и это не глупо, я просто испугался».

«Да, — ответил он. — Это пугает. У вас много злости, много ненависти и гнева, много вожделения и любви. Хорошо. Увидимся в следующий раз.»

Я встал, оделся и вышел (Bean, 1971, р. 17-20, 29-31, 34-36).

 

 

Итоги главы

 

- Вильгельм Райх стал основателем соматической психологии и психотерапии, ориентированной на телесность, и предтечей современных терапий, которые имеют дело с эмоциональной жизнью тела.

- Уникальный вклад Райха в психологию состоит в том, что он провозгласил идею единства тела и духа, включил тело в сферу интересов психотерапии и создал концепцию личностного панциря.

- В практике психоанализа Райх стимулировал освобождение пациентом блокированных мышечным панцирем эмоций, работая не только с наличным психологическим материалом, но и непосредственно с телом пациента.

- Защитные механизмы личности отличаются от невротических симптомов тем, что эти механизмы переживаются индивидом в качестве неотъемлемой части его личности, в то время как невротические симптомы ощущаются им как чуждые элементы психики, как элементы лишние и даже несущие на себе печать патологии.

- Во фрейдовской модели наивысший уровень психосексуального развития обозначен термином генитальная личность.Райх использовал этот термин для описания личности, обладающей оргастической потенцией. Лишь разжав тиски своего панциря, пациент обретает истинную генитальность.

- Мышечный панцирь состоит из семи основных сегментов. В каждый сегмент входят определенные мышцы и органы, обладающие родственными экспрессивными функциями. Сегменты расположены в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза и представляют собой семь горизонтальных кругов, расположенных под прямым углом к туловищу и позвоночнику.

- Для того чтобы ослабить тиски панциря, терапевт, работающий по системе Райха, с помощью упражнений, включающих в себя глубокое дыхание, а также прямым воздействием на хронически напряженные мышцы помогает пациенту накопить в теле энергию, одновременно, на протяжении всего процесса терапии, поддерживая с пациентом контакт и взаимодействие.

- Райх был против любого разделения человеческого существа на сферы эмоций, интеллекта и тела. Он полагал, что интеллект несет в себе биологическую функцию и способен обладать таким же мощным энергетическим выбросом, как и эмоции.

- Биоэнергетику можно назвать неорайхианской терапией. Она была основана учениками Райха, Александром Лоуэном и Джоном Пьерракосом, которые в процессе терапии и анализа личности концентрировали свое внимание на функционировании тела пациента.

- В биоэнергетике подчеркивается значение не только сексуальности как таковой, но и чувства удовольствия вообще. Биоэнергетика выдвигает понятие базы, локализованной в области таза и ног.

- Лоуэн побуждал пациентов мобилизовать эмоции, выраженные напряжением мышц; он также продолжал использовать райхианскую технику ослабления панцирных тисков с помощью мышечного расслабления. Лоуэн полагал, что наилучшего эффекта можно достигнуть, применяя оба подхода попеременно.

- Техника Александера предназначена для того, чтобы повысить уровень осознания пациентом собственной манеры двигаться. Здесь подчеркивается значение комплексного движения, которое основано на сбалансированной связи между посадкой головы и позвоночником. Предпосылкой к свободному и эффективному движению является осторожное растягивание позвоночника вверх.

- Целью метода Фельденкрейса является обретение свободы и естественности движения всех членов тела. Этот метод предполагает работу с определенными моделями движений с целью помочь индивиду найти наиболее эффективный способ движения и устранить мышечные напряжения.

- Выполняя упражнения по системе Фельденкрейса, студенты обращают внимание не на отдельные части тела, которые, как им должно казаться, наиболее полно вовлечены в выполнение данного движения, а на работу всего тела целиком. По мере того как естественно растет осознание происходящего, в работу вовлекается все тело и вся личность целиком. Идеал — движение без каких бы то ни было усилий: стоит лишь только подумать — и движение происходит как бы само по себе.

- Структурная интеграция, называемая также рольфингом, представляет собой систему перестройки и преобразования осанки с помощью сильной и нередко болезненной растяжки мышечных связок прямым физическим воздействием.

- Упражнения по системе сенсорного самосознания предполагают обретение медитативной внутренней ориентации. С отказом от излишней активности, суетливости исчезают напряжения, наблюдается изменение духовного состояния, растет внутренний покой и восприимчивость к внутренним и внешним событиям.

 

 

Ключевые понятия

 

Закон Вебера (Weber's law).В работах Фельденкрейса является фундаментальным понятием. Этот закон гласит, что наша способность к изменениям пропорциональна наличному уровню возбуждения. Повышением уровня осознания тонких изменений достигается успокоение и балансировка коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции.

Личностный панцирь (Character armor).Врожденный защитный механизм. Личностный панцирь формируется из защитных реакций эго, которые приобрели хронически активный, автоматический характер; включает в себя все защитные силы, конституирующие в пределах эго согласованный комплекс.

Оргастическая потенция (Orgastic potency).Способность всецело подчиниться потоку биологической энергии и полностью извергнуть заблокированное сексуальное возбуждение.

Панцирь (Armoring).Защитный механизм, который препятствует свободному выражению эмоций и движению энергии. Панцирь, как психологический, так и физический, есть основное препятствие развитию индивида.

Телесный панцирь (Body armor).Хронические мышечные напряжения, физическая манифестация личностного панциря индивида.

Энергия оргона (Orgone energy).Фундаментальная энергия, сущая во всех живых организмах; один из аспектов не обладающей массой космической энергии. В основе этого понятия лежит фрейдовская концепция либидо.

 

 

Аннотированная библиография

 

Теория Райха

 

Baker, E. (1967). Man in the trap. New York: Avon Books.

Подробное изложение райхианской терапии и теории, написанное одним из наиболее известных последователей его терапевтического метода.

Boadella, D. (1973). Wilhelm Reich: The evolution of his work. London: Vision.

Лучший дополнительный материал о Райхе, в котором подробно рассматривается историческое развитие его теории.

Reich, W. (1961). Selected writings. New York: Farrar, Straus & Giroux (Noonday Press).

Это прекрасное введение в весь спектр идей Райха включает главы, посвященные его теории, оргонной терапии, оргонным исследованиям.

Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.

Лучшая книга Райха, включающая прекрасные материалы по анализу характера, биоэнергетике, генитальному характеру и Райхианской терапии.

Reich, W. (1976). Character analysis. New York: Pocket Books.

Эта классическая работа представляет собой вклад Райха в психоанализ; книга была переписана Райхом после выхода первого издания в соответствии с его более поздними теоретическими подходами.

 

Биоэнергетика

 

Keleman, S. (1971). Sexuality, self and survival. San Francisco: Lodestar Press.

Живое изложение биоэнергетики, включающее стенографические записи сеансов, написанное одним из ведущим специалистов в этой области.

Lowen, A. (1975). Bioenergetics. New York: Penguin Books.

Лучшее введение к работам Лоуэна по биоэнергетике.

Lowen, A., & Lowen, L. (1977). The way to vibrant health: A manual of bioenergetic exercises. New York: Harper & Row.

Лучшее руководство для самостоятельной работы по биоэнергетике с упражнениями Александера и Лесли Лоуэна. Книга богато иллюстрирована фотографиями работающей пары.

 

Техника Александера

 

Alexander, F. (1969). The resurrection of the body. New York: Dell (Delta Books).

Собрание работ Александера. Богатый, но сложный материал.

Barlow, W. (1973). The Alexander technique. New York: Knopf.

Ясное изложение теории, стоящей за техникой Александера, с анализом ряда историй пациентов. Книга написана известным специалистом.

 

Метод Фелденкрейса

 

Feldenkrais, M. (1972). Awareness through movement. New York: Harper & Row.

Изложение теории, сопровождаемое рядом прекрасных упражнений.

Feldenkrais, M. (1977). The case of Nom: Body awareness as healing therapy. New York: Harper & Row.

Блестящий анализ истории пациента, позволяющий проникнуть в суть терапевтической работы Фелденкрейса.

Feldenkrais, M. (1985). The potent self. San Francisco: Harper & Row.

Посмертное собрание работ Фелденкрейса, посвященных мотивации, сопротивлению, формированию привычек, психическому благополучию и развитию человеческого потенциала.

 

Структурная интеграция (Рольфинг)

 

Rolf, I. (1977). Rolfing: The integration of human structures. Santa Monica, CA: Dennis-Landman.

Основная работа по структурной интеграции, написанная основателем этого направления.

Schutz, W., Turner, E. (1977). Body fantasy. New York: Harper & Row.

Подробная история пациента, включающая творческое соединение рольфинга и психотерапии.

 

Сенсорное осознание

 

Brooks, C. (1974). Sensory awareness. New York: Viking Press.

Единственный подробный анализ работы по сенсорному осознанию. Прекрасная, написанная ясным языком работа с многочисленными красочными фотографиями.

 

Веб-сайты

 

Райхианская теория и практика

 

http://www.orgone.org/

Сайт служит для предоставления информации по работе Вильгельма Райха. Включает путеводители по публикациям и организациям, онлайновые статьи по райхианской теории и практике, информацию о конференциях и практических семинарах, а также ссылки на другие сайты, посвященные работе Райха.

 

Фелденкрайс и биоэнергетика

 

http://www.naturalhaelthweb.com/

Данный сайт содержит информацию, посвященную широкому кругу подходов к соматической психологии, в особенности к целительству.

Раздел, посвященный Фелденкрайсу, включает сайт Североамериканской гильдии Фелденкрайса (Feldenkrais Guild for North America), с онлайновыми уроками и руководством для специалистов, практикующих метод Фелденкрайса.

Раздел, посвященный биоэнергетике, включает сайт Международного института биоэнергетики (International Institute for Bioenergetic), содержащий информацию по теории биоэнергетики, тренинги, исследования, публикации и перечень специалистов, предоставляющих услуги по биоэнергетике.

 

Библиография

 

Alexander, F. (1969). The resurrection of the body. New York: Dell (Delta Books).

Alon, R. (1996). Mindful spontaneity. Berkeley, СA: North Atlantic Books.

Baker, E. (1967). Man in the traf. New York: Macmillan.

Barlow, W. (1973). The Alexander technique. New York: Knopf.

Bean, O. (1971). Me and the orgone. New York: St. Martin's Press.

Berkowitz, L. (1973). The case for bottling up rage. Psychology Way, 7(2), 24-31.

Best, A. (1999). The holistic healing resource of erotic energy. Dissertation Abstracts, 55, 4455.

Boadella, D. (1973). Wilhelm Reich: The evolution of his work. London: Vision.

Boadella, D. (1987). Lifestreams: An introduction to biosynthesis. New York: Routledge & Kegan Paul.

Brooks, C. (1974). Sensory awareness. New York: Viking Press.

Conger, J. (1988). Jung and Reich: The body as shadow. Berkeley, CA: North Atlantic.

Cranmer, D. (1994). Core energetics. In D. Jones (Ed.), Innovative therapy. Buckingham, England: Open University Press, p. 117-130.

Dimon, T. (1997). The undivided self. Berkeley, CA: North Atlantic Books.

Feldenkrais, M. (1950). Body and mature behavior. New York: International Universities Press.

Feldenkrais, M. (1966). Image, movement, and actor: Restoration of potentiality. Tulane Drama Review, 3, 112-126.

Feldenkrais, M. (1972). Awareness through movement. New York: Harper & Row.

Feldenkrais, M. (1977). The case of tiara: Body awareness as healing therapy. New York: Harper & Row.

Feldenkrais, M. (1981). The elusive obvious. Cupertino, СA: Meta Publications.

Feldenkrais, M. (1985). The fotent self. San Francisco: Harper & Row.

Fernald, P. (2000). Carl Rogers: Body-centered counselor. Journal of Counseling and Development, 78, 172-179.

Frey, A. (1965). Behavioral biophysics. Psychological Bulletin, 63, 322-337.

Higgens, M., & Raphael, С (1967). Reich speaks of Freud. New York: Farrar, Straus & Giroux.

Jones, F. (1967). Body awareness in action. New York: Schocken Books.

Josephs, L. (1995). Balancing empathy and interpretation: Relational character analysis. Northvale, NJ: Aronson.

Keen, S. (1970a). Sing the body electric. Psychology Today, 5, 56-58, 88.

Keen, S. (1970b). My new carnality. Psychology Today, 5, 59-61.

Keleman, S. (1971). Sexuality, self and survival. San Francisco: Lodestar Press.

Keleman, S. (1973a). Todtmoos. San Francisco: Lodestar Press.

Keleman, S. (1973b). The human ground. San Francisco: Lodestar Press.

Keleman, S. (1976). Tour body speaks its mind. New York: Pocket Books.

Keleman, S. (1979). Somatic reality. Berkeley, CA: Center Press.

Kelley, С (1962). What is orgone energy? Santa Monica, СA: Interscience Workshop.

Keleman, S. (1970). Education in feeling and purpose. Santa Monica, CA: Interscience Workshop.

Keleman, S. (1971). Primal scream andgenital character: A critique of Janov and Reich. Santa Monica, CA: Interscience Workshop.

Keleman, S. (1972). The new education. Santa Monica, CA: Interscience Research Institute.

Lawrence, D. H. (1955). Sex, literature and censorship. London: Heinemann.

Leibowitz, J. (1967-1968). For the victims of our culture: The Alexander technique. Dance Scope, 4, 32-37.

Linklater, K. (1972). The body training of Moshe Feldenkrais. The Drama Review, 16, 23-27.

Lowen, A. (1969). The betrayal of the body. New York: Macmillan.

Lowen, A. (1971). The language of the body. New York: Macmillan.

Lowen, A. (1975). Bioenergetics. New York: Penguin Books.

Lowen, A. (1980). Fear of life. New York: Macmillan.

Lowen, A. (1984). Tiarcissism: Denial of the true self. New York: Macmillan.

Lowen, A. (1989). Bioenergetic analysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock.

Lowen, A. (1990). The spirituality of the body. New York: Macmillan.

Lowen, A. (1992). Bioenergetic analysis: A mind-body therapy. In J. Zeig (Ed.), The evolution of psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Lowen, A., & Lowen, L. (1977). The way to vibrant health: A manual of bioenergetic exercises. New York: Harper & Row.

Macdonald, P. (1970). Psychophysical integrity. Bulletin of Structural Integration, 2, 23-26.

MacDonald, G. (1998). The complete illustrated guide to the Alexander technique. Rockport, MA: Element.

MacDonnel, M. (2000). Alexander technique for health and well being. London: Southwater.

Mann, W. (1973). Orgone, Reich and eras. New York: Simon & Schuster.

Mann, W., & Hoffman, E. (1980). The man who dreamed of tomorrow: The life and thought of Wilhelm Reich. Los Angeles: Tarcher.

Moss, D., & Shane, P. Body therapies in humanistic psychology. In D. Moss (Ed.), Humanistic and teranspersonal psychology: A historical and biographical sourcebook. Westport, CT: Greenwood Press.

Pierrakos, J. (1976). Human energy systems theory. New York: Institute for the New Age of Man.

Pierrakos, J. (1987). Core energetics. Mcndocino, CA: Life Rhythm.

Reich, I. (1969). William Reich: A personal biography. New York: St. Martin's Press.

Reich, W. (1961). Selected writings. New York: Farrar, Straus & Giroux (Noonday Press).

Reich, W (1970a). The sexual revolution. New York: Farrar, Straus & Giroux.

Reich, W (1970b). The mass psychology of fascism. New York: Farrar, Straus & Giroux.

Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.

Reich, W (1976). Character analysis. New York: Pocket Books.

Reich, W (1990). The passion of youth: An autobiography. New York: Paragon.

Reich, W (1999). American odyssey: Letters and journals 1940-1947. New York: Farrar, Straus & Giroux.

Robinson, P. (1969). The Freudian left. New York: Harper & Row.

Rolf, I. (1962). Structural integration: Gravity, an unexplored factor in a more human use of human beings. Boulder, CO: Guild for Structural Integration.

Rolf, I. (n.d.). Exercise. The Bulletin of Structural Integration Anthology, 1, 31-34.

Rolf, I. (1977). Rolfing: The integration of human structures. Santa Monica, CA: Dennis-Landman.

Rycroft, C. (1971). Wilhelm Reich. New York: Viking Press.

Schutz, W, & Turner, E. (1977). Body fantasy. New York: Harper & Row.

Selver, C., & Brooks, С (1966). Report on work in sensory awareness and total functioning. In H. Otto (Ed.), Exploriitwns in human potentialities. Springfield, IL: Thomas.

Shafarman, S. (1998). Awareness heals. London: Thorsons.

Sterba, R. (1976). Clinical and therapeutic aspects of character resistance. In M. Bergmann & F. Hartman (Eds.), The evolution of psychoanalytic technique. New York: Basic Books.

Stransky, J. (1969). An interview with Judith Stransky. Bulletin of Structural Integration, 2, 5-11.

Tart, C. (1989). Open mind, discriminating mind. San Francisco: Harper & Row.

West, W. (1994). Post-Reichian therapy. In D. Jones (Ed.), Innovative therapy. Buckingham, England: Open University Press.

Wildman, F. (2000). Feldenkrais movement exercises. San Francisco, CA: Movement Studies Institute.

 

 








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1095;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.116 сек.