РОССИЯ НАКАНУНЕ РЕФОРМ ПЕТРА I
Отставание от 3 а п а д а . Оно началось после Батыева погрома, но стало острее ощущаться в XVII в., когда Россия стала превращаться в великую державу, но темпы развития Запада так ускорились, что стали для многих в России очевидны. Нидерланды и Англия, вступив на путь капитализма, успешно развивали промышленность и торговлю. Феодальные страны Запада отставали от них, но все же их развитие облегчалось удобным положением на берегах морей и океанов. Так, морской флот Швеции на рубеже XVII—XVIII вв. имел 800 кораблей, а Россия вовсе не имела флота. Швеция выплавляла 30 тыс. тонн железа в год, а огромная Россия — 2,5 тыс. Россия имела единственный порт для торговли с Западом — Архангельск, путь шел по неудобному и опасному Ледовитому океану. От Балтийского моря Россию отрезали шведы, от Черного - турки и Крым. Для выхода к морям надо было создать военный флот и регулярную армию, а их создание требовало глубоких реформ.
Царь Федор. У Алексея было 13 детей от Марии Милославской и трое от Натальи Нарышкиной. После его смерти в 1676 г. царем стал сын Федор. Семейство Милославских добилось удаления Нарышкиных от двора. В свои неполные 16 лет Федор, воспитанник Симона Полоцкого, имел неплохое образование, знал латынь и польский. При нем Россия в первой войне с турками ("Чигиринские походы" 1677—1678 гг.) пресекла их претензии на левый берег Днепра. В 1676 г. прошла перепись населения. В 1677 г. поземельное налогообложение заменили подворным. Поскольку местнические споры мешали управлению, особенно в армии, в 1682 г. местничество было отменено. Зная глубокую религиозность Федора, к нему из заточения обратился Аввакум. Он писал, что видел во сне его отца горящим в аду за отход от истинной веры, и призвал Федора "отринуть никонианскую прелесть". Итог был противоположным. "За хулы на царский дом" Аввакум был сожжен.
Стрелецкий бунт. Болезненный Федор умер весной 1682 г. бездетным. Остались два брата — 16-летний слабоумный Иван и здоровый, бойкий 10-летний Петр. По предложению патриарха Иоакима в интересах страны царем провозгласили младшего — Петра. Но его родня — Нарышкины — тут же стали хватать чины и должности. В эти дни бурно проявилось недовольство стрельцов, возмущенных задержкой жалованья, вымогательством и взятками стрелецких полковников и руководителей Стрелецкого приказа. Растерявшиеся Нарышкины сняли 16 командиров, взыскали с них огромные суммы в пользу стрельцов. Командиров еще и били батогами. Увидев слабость Нарышкиных, Милославские стали подстрекать стрельцов к новым выступлениям. 15 мая 1682 г. они ворвались в Кремль и изрубили саблями начальника Стрелецкого приказа князя Ю. Долгорукова (одного из победителей Разина), двух братьев Натальи Нарышкиной и других бояр. По их требованию царями стали и Иван, и Петр, а регентшей при них—их старшая сестра Софья, "дева больше мужеска ума исполнена". Но несколько месяцев в Москве продолжали фактически хозяйничать стрельцы, на которых в борьбе за власть пытался опереться новый глава Стрелецкого приказа Иван Хованский. Выборные от стрельцов направились в приказы, пытаясь влиять на их работу. В приказы поступало небывалое количество челобитных. "Все государство обратилось в Верх с челобитьями", — писал один из дьяков. В своих требованиях стрельцы вовсе не упоминали о крестьянстве, но господство бояр и дворян было подорвано, и они были в крайней тревоге. В сентябре 1682 г. царская семья и двор бежали из Москвы и, переезжая с места на место, вырвались из-под контроля стрельцов. По приказу Софьи князь Василий Голицын поставил под ружье десятки тыс. дворян. Обманом приглашенному Хованскому по приказу Софьи отрубили голову. Стрельцы вооружились и готовились к бою, но Софья пустила в ход дипломатию, подкуп и уступки. В октябре двор с войсками смог вернуться в Москву. Стрельцы согласились принять начальником Стрельцкого приказа преданного Софье и скорого на расправу думного дьяка Федора Шакловитого. Вместо казней стрельцам выплатили деньги "за раскаяние", а Шакловитый провел "перебор" полков, по одному выводя их из столицы и заменяя их верными частями. Крупное восстание малой кровью увенчалось миром. Это редкий пример компромисса, о сути которого спорят и сейчас.
Регентство Софьи. Царями оставались Иван и Петр, их в торжественных случаях сажали на двойной трон, но полнота власти 7 лет принадлежала правительнице Софье. Она выдала щедрые земельные пожалования участникам дворянского ополчения 1682 г. Его руководитель, фаворит Софьи Василий Голицын, стал фактическим главой правительства. Это незаурядная личность. Он был хорошо образован, знал 4 иностранных языка, имел большую библиотеку, выступал за сближение с Западом. Он активно участвовал в отмене местничества, и в госаппарате деловые люди потеснили родовитую знать. Он продолжал начатую еще при Алексее Ординым-Нащокиным, автором Новоторгового устава, политику поощрения торговли и ремесел. Устав был дополнен, изданы "Новоторговые статьи", уточнены меры веса и длины, принят новый тариф за перевозки. Софья поощряла строительство, и каменные здания в Москве росли, как грибы. Она и Голицын покровительствовали просвещению, и при них Лихуды открыли свою Академию.
(Ученик Полоцкого просветитель Сильвестр Медведев подготовил более смелый "Привилей" первого университета, но патриарх Иоаким счел это латинской ересью.) Хотя Голицын был сторонник веротерпимости, Софья в угоду Иоакиму в 1685 г. ввела крайне жестокие "12 статей" против староверов. Но помня о стрелецком бунте, она старалась упорядочить управление и суд. Соратник Петра князь Б. Куракин позже признавал: "Никогда такого мудрого правления не было, умножились коммерция и ремесла, и торжествовала вольность народная". Но Голицын смотрел дальше. Видя неэффективность дворянского войска и труда крепостных, кормивших дворян, он хотел освободить крестьян от власти помещиков. Он считал, что умеренная по душная подать с освобожденных крестьян позволит государству содержать служилых дворян или наемную армию. Если будущие реформы Петра имели главной целью мощь государства, то Голицын хотел пробудить энергию подданных. Но ему не хватило ни воли, ни власти, ни времени. Много сил у него как главы Посольского приказа отнимали военные и дипломатические проблемы. Он подготовил заключение Нерчинского мира с Китаем. Он участвовал в Чигиринских походах, разбирал конфликты среди украинской старшины (не всегда удачно). Его крупный успех — "Вечный мир" с Польшей. Но дорогой ценой этого мира стали войны с Крымом. Оба его похода в Крым провалились. Крупный мыслитель и дипломат, он был слабым полководцем. А каждую его ошибку подстерегали Нарышкины, Иоаким, многие бояре. В народе многие были недовольны не только напрасными огромными потерями, но и полонофильством и вообще западничеством правительства. Нарышкины умело этим воспользовались.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1305;