РОССИЯ НАКАНУНЕ РЕФОРМ ПЕТРА I

Отставание от 3 а п а д а . Оно началось после Батыева погрома, но стало острее ощущаться в XVII в., ког­да Россия стала превращаться в великую державу, но тем­пы развития Запада так ускорились, что стали для многих в России очевидны. Нидерланды и Англия, вступив на путь капитализма, успешно развивали промышленность и тор­говлю. Феодальные страны Запада отставали от них, но все же их развитие облегчалось удобным положением на бере­гах морей и океанов. Так, морской флот Швеции на рубеже XVII—XVIII вв. имел 800 кораблей, а Россия вовсе не име­ла флота. Швеция выплавляла 30 тыс. тонн железа в год, а огромная Россия — 2,5 тыс. Россия имела единственный порт для торговли с Западом — Архангельск, путь шел по неудобному и опасному Ледовитому океану. От Балтий­ского моря Россию отрезали шведы, от Черного - турки и Крым. Для выхода к морям надо было создать военный флот и регулярную армию, а их создание требовало глубоких реформ.

Царь Федор. У Алексея было 13 детей от Марии Милославской и трое от Натальи Нарышкиной. После его смерти в 1676 г. царем стал сын Федор. Семейство Милославских добилось удаления Нарышкиных от двора. В свои неполные 16 лет Федор, воспитанник Симона Полоцкого, имел неплохое образование, знал латынь и польский. При нем Россия в первой войне с турками ("Чигиринские похо­ды" 1677—1678 гг.) пресекла их претензии на левый берег Днепра. В 1676 г. прошла перепись населения. В 1677 г. по­земельное налогообложение заменили подворным. По­скольку местнические споры мешали управлению, особен­но в армии, в 1682 г. местничество было отменено. Зная глубокую религиозность Федора, к нему из заточения об­ратился Аввакум. Он писал, что видел во сне его отца горя­щим в аду за отход от истинной веры, и призвал Федора "отринуть никонианскую прелесть". Итог был противопо­ложным. "За хулы на царский дом" Аввакум был сожжен.

Стрелецкий бунт. Болезненный Федор умер весной 1682 г. бездетным. Остались два брата — 16-летний слабоумный Иван и здоровый, бойкий 10-летний Петр. По предложению патриарха Иоакима в интересах страны ца­рем провозгласили младшего — Петра. Но его родня — На­рышкины — тут же стали хватать чины и должности. В эти дни бурно проявилось недовольство стрельцов, возмущен­ных задержкой жалованья, вымогательством и взятками стрелецких полковников и руководителей Стрелецкого приказа. Растерявшиеся Нарышкины сняли 16 командиров, взыскали с них огромные суммы в пользу стрельцов. Командиров еще и били батогами. Увидев слабость Нарыш­киных, Милославские стали подстрекать стрельцов к но­вым выступлениям. 15 мая 1682 г. они ворвались в Кремль и изрубили саблями начальника Стрелецкого приказа князя Ю. Долгорукова (одного из победителей Разина), двух братьев Натальи Нарышкиной и других бояр. По их требованию царями стали и Иван, и Петр, а регентшей при них—их старшая сестра Софья, "дева больше мужеска ума исполнена". Но несколько месяцев в Москве продолжали фактически хозяйничать стрельцы, на которых в борьбе за власть пытался опереться новый глава Стрелецкого прика­за Иван Хованский. Выборные от стрельцов направились в приказы, пытаясь влиять на их работу. В приказы поступало небывалое количество челобитных. "Все государство об­ратилось в Верх с челобитьями", — писал один из дьяков. В своих требованиях стрельцы вовсе не упоминали о кресть­янстве, но господство бояр и дворян было подорвано, и они были в крайней тревоге. В сентябре 1682 г. царская семья и двор бежали из Москвы и, переезжая с места на место, вы­рвались из-под контроля стрельцов. По приказу Софьи князь Василий Голицын поставил под ружье десятки тыс. дворян. Обманом приглашенному Хованскому по приказу Софьи отрубили голову. Стрельцы вооружились и готови­лись к бою, но Софья пустила в ход дипломатию, подкуп и уступки. В октябре двор с войсками смог вернуться в Моск­ву. Стрельцы согласились принять начальником Стрельцкого приказа преданного Софье и скорого на расправу дум­ного дьяка Федора Шакловитого. Вместо казней стрельцам выплатили деньги "за раскаяние", а Шакловитый провел "перебор" полков, по одному выводя их из столицы и заме­няя их верными частями. Крупное восстание малой кровью увенчалось миром. Это редкий пример компромисса, о сути которого спорят и сейчас.

Регентство Софьи. Царями оставались Иван и Петр, их в торжественных случаях сажали на двойной трон, но полнота власти 7 лет принадлежала правительнице Со­фье. Она выдала щедрые земельные пожалования участни­кам дворянского ополчения 1682 г. Его руководитель, фаво­рит Софьи Василий Голицын, стал фактическим главой правительства. Это незаурядная личность. Он был хорошо образован, знал 4 иностранных языка, имел большую биб­лиотеку, выступал за сближение с Западом. Он активно участвовал в отмене местничества, и в госаппарате деловые люди потеснили родовитую знать. Он продолжал начатую еще при Алексее Ординым-Нащокиным, автором Новотор­гового устава, политику поощрения торговли и ремесел. Ус­тав был дополнен, изданы "Новоторговые статьи", уточне­ны меры веса и длины, принят новый тариф за перевозки. Софья поощряла строительство, и каменные здания в Москве росли, как грибы. Она и Голицын покровительствовали просвещению, и при них Лихуды открыли свою Академию.

 

(Ученик Полоцкого просветитель Сильвестр Медве­дев подготовил более смелый "Привилей" первого универ­ситета, но патриарх Иоаким счел это латинской ересью.) Хотя Голицын был сторонник веротерпимости, Софья в угоду Иоакиму в 1685 г. ввела крайне жестокие "12 статей" против староверов. Но помня о стрелецком бунте, она ста­ралась упорядочить управление и суд. Соратник Петра князь Б. Куракин позже признавал: "Никогда такого мудро­го правления не было, умножились коммерция и ремесла, и торжествовала вольность народная". Но Голицын смотрел дальше. Видя неэффективность дворянского войска и труда крепостных, кормивших дворян, он хотел освободить крес­тьян от власти помещиков. Он считал, что умеренная по душная подать с освобожденных крестьян позволит государству содержать служилых дворян или наемную армию. Если будущие реформы Петра имели главной целью мощь государства, то Голицын хотел пробудить энергию поддан­ных. Но ему не хватило ни воли, ни власти, ни времени. Много сил у него как главы Посольского приказа отнимали военные и дипломатические проблемы. Он подготовил за­ключение Нерчинского мира с Китаем. Он участвовал в Чи­гиринских походах, разбирал конфликты среди украинской старшины (не всегда удачно). Его крупный успех — "Веч­ный мир" с Польшей. Но дорогой ценой этого мира стали войны с Крымом. Оба его похода в Крым провалились. Крупный мыслитель и дипломат, он был слабым полковод­цем. А каждую его ошибку подстерегали Нарышкины, Иоа­ким, многие бояре. В народе многие были недовольны не только напрасными огромными потерями, но и полонофильством и вообще западничеством правительства. Нарышкины умело этим воспользовались.

 








Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 1305;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.