Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в.

В последней трети XIX в., после франко-прусской войны 1870 г. и окончания гражданской войны в США в 1865 г., страны Запада вступили в фазу завершения эпохи буржуазных революций и закрепления их итогов.

Важнейшим результатом сравнительно «мирного» тридцатилетия западноевропейской и американской истории было бурное развитие капиталистической экономики, прохождение всеми ведущими капиталистическими государствами промышленного переворота, становление крупной машинной индустрии. Экономика стран Европы и США развивалась быстрыми темпами. За последние 30 лет XIX в. промышленное производство выросло более чем в три раза. Особенно мощно продвинулось производство продукции тяжелой промышленности (уголь, нефть, железо, цветные металлы). Усовершенствование транспорта способствовало развитию международной торговли, крупным миграциям населения. За указанные годы протяженность железных дорог возросла в 4 раза. В США и Канаде к концу XIX в. действовало несколько железнодорожных линий от Атлантического до Тихого океана. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железной дороги в России. На основе концентрации производства и капиталов появляются монополии, прежде всего в форме трестов и картелей, которые еще не играли решающей роли в экономике, но положили начало новым формам капиталистического хозяйства.

Победа капиталистического производства и бурное развитие промышленности меняли социальный состав обществ в западноевропейских странах и в Северной Америке: завершалось формирование классов буржуазного общества.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве четко определило два пути, два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявил себя на примере капиталистической эволюции в США и Канаде; прусский путь капиталистической эволюции бывших помещичьих хозяйств был особенно характерен для ряда регионов Германии. Однако в Европе имели место сочетания того и другого пути капиталистической эволюции в аграрном секторе. Несомненно, что развитие и по тому, и по другому пути подняло товарность сельскохозяйственного производства на основе растущей производительности труда и эффективности агротехники. С 1870 по 1900 г. экспорт пшеницы из США, основой сельского хозяйства которых являлась семейная ферма, увеличился в 17 раз, из Канады в 6 раз, из Аргентины в 30 раз.

К концу XIX в. сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Ведущей страной, вывозившей капиталы, была Великобритания, ей же принадлежало и главное место в мировой торговле. К 1900 г. капиталовложения Великобритании за рубежом составляли 20 млрд. долл., Франции — 10 млрд. долл., Германии — 5 млрд. долл., США — только 0,5 млрд. долл. Последние еще оставались должником Европы. Формирование мирового хозяйства, осуществляемого на основе капиталистической экспансии европейского капитала, обеспечивалось также насильственными методами — созданием колониальных империй, сложившихся уже к началу XX в.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Юго-Восточная и Восточная Европа, включая Россию, а в Азии Япония стали на путь реформ. Они представляли зону «догоняющего развития». Восток, кроме Японии, еще не созрел для решения буржуазно-демократических задач. Не решены были к концу XIX в. национальные проблемы на Балканах. В Латинской Америке тяжелыми гирями на пути развития ряда стран являлись остатки рабства и докапиталистических отношений.

Крупные изменения произошли в последней трети XIX в. в политическом развитии и духовной жизни капиталистических стран. Преобладающим после завершения эпохи буржуазных революций стал эволюционный характер социально-политических изменений. В политике буржуазии важную роль приобрели реформы. Это было прямым следствием консолидации буржуазного общества в конце XIX в. В эти десятилетия упрочился конституционный строй в ведущих странах Запада. Расширение всеобщего избирательного права, формирование устойчивых партийно-политических течений и партий, включая политические партии рабочего класса, позволили упрочить парламентские системы и принципы парламентаризма.

Немаловажное значение для демократизации общества имело ослабление роли церкви, в основном отделение ее от государства и светской власти, а также общий процесс секуляризации (освобождения) общественного сознания, утверждение принципов светской школы, всеобщего начального образования. Хотя католическая церковь в конце XIX в. еще занимала воинственные позиции в осуждении социализма, вольнодумства и обмирщения церкви, она была вынуждена выйти из изоляции и включиться в реальную жизнь и борьбу идей. Папские энциклики (послания) обращались к широким массам населения по животрепещущим вопросам общественной жизни, появившиеся организации «католического действия» в разных странах, а также христианские профсоюзы свидетельствовали о применении церковью новых форм борьбы за сохранение влияния.

Борьба классов и партий в конце XIX в. приобрела открытый характер. Консерватизм, либерализм, социализм вполне оформились в качестве главных идейных течений и нашли свое политическое выражение в соответствующих политических партиях, которые приобрели к концу века устойчивость. Проблемы рабочего движения, противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями, стачки, демонстрации, митинги и борьба в ходе избирательных кампаний к концу века становятся в центр политической жизни. Борьба за расширение демократических прав, за принципы всеобщего голосования, за социальное законодательство и 8-часовой рабочий день оставалась тогда главной задачей демократических сил.

Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший франко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70—80-е гг. XIX в. бороться за гегемонию, за ведущее место в Европе. Отсюда курс на милитаризацию Германии, на создание постоянной военной угрозы соседям, особенно Франции, а также неоднократные попытки создания прогерманских военно-политических блоков — все это создавало напряженную обстановку в межгосударственных отношениях, доходившую неоднократно до грани войны («военные тревоги» в период 1875—1887 гг.). В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим колониальным странам.

Важные изменения в жизни народов Балканского полуострова произошли в ходе так называемого «восточного кризиса» в конце 60— 70-х гг. К началу 70-х гг. XIX в. большинство балканских народов находились под турецким и австрийским гнетом. Восстания балканских народов против турецкого ига вовлекли в конечном итоге в восточный кризис другие европейские державы. В 1877—1878 гг. произошла русско-турецкая война. Союзниками России были болгарские, сербские, румынские, черногорские ополченцы и войска. Турция потерпела поражение на всех фронтах. В феврале 1878 г. был подписан предварительный мирный договор. Но западные державы, опасаясь усиления влияния России на Балканах, добились пересмотра ряда статей мирного договора. Тем не менее в результате «восточного кризиса» и русско-турецкой войны на Балканах возник ряд новых независимых государств — Болгария, Румыния, Сербия, Черногория.

Хотя последняя треть XIX в. после франко-прусской войны считалась в Европе «мирным периодом», все же нарастание напряженности в международных отношениях в Европе к концу века приобрело большую остроту. Уже наметились основные контуры противостоящих в Европе коалиций, которые вполне оформились в начале XX в. и привели европейские народы к катастрофе первой мировой войны.

Вопросы и задания.1. Назовите основные политические события, происшедшие в 60-х гг. XIXв., которые в наибольшей степени повлияли на дальнейшее развитие мира. Обоснуйте свой ответ. 2. Подведите итоги экономического развития ведущих стран мира в последнюю четверть XIXв. Объясните причины быстрого развития ведущих стран мира в это время. 3. Что представлял собою мир в политическом отношении к началу XX в.?

Наука и техника

Революция в естествознании. Огромное влияние на развитие общества в конце XIX— начале XX в. оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире и были названы революцией в естествознании. Ведущую роль в науке играли страны Западной Европы, в первую очередь Англия, Германия и Франция. Английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл первую элементарную частицу — электрон, входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц. Изучение эффекта радиоактивности французскими физиками А. Беккерелем, Пьером и Марией Кюри привело к выводу о том, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. Это поставило под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В 1901 г. немецкий физик М. Планк установил, что энергия выделяется не сплошным потоков, как думали раньше, а отдельными пучками — квантами. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил первую планетарную теорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобие Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны — отрицательные частицы электричества. В 1913 г. эта теория была дополнена датским физиком Н. Бором, который ввел представление о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую. При этом структура атома меняется: он получает или поглощает квант энергии. Идеи Планка и Бора послужили фундаментом для особого раздела современной физики — квантовой механики.

Коренные изменения произошли в традиционных представлениях 6 пространстве, времени и движении. В 1905 г. 26-летний немецкий физик А. Эйнштейн опубликовал труд «К электродинамике движущихся тел», в котором были заложены основы теории относительности. Эйнштейн доказал, что скорость света в вакууме постоянная, не зависит от направления и скорости движения источника света и является предельной для передачи любых взаимодействий. При движении тела со скоростью, приближающейся к скорости света, его масса растет, а ход времени замедляется. Абсолютного, не зависящего от наблюдателя пространства и времени не существует.

События, являющиеся одновременными в одной системе отсчета, могут быть не одновременными в другой системе отсчета. Таким образом, свойства пространства и времени оказались зависимыми от движения материальных объектов. Квантовая механика и теория относительности в корне подорвали взгляды традиционной физики.

Развитие фундаментальных и отраслевых наук. Новые данные о строении материи способствовали появлению новых междисциплинарных наук. Электронная теория строения атома позволила иначе взглянуть на периодический закон химических элементов, открытый русским ученым Д. И. Менделеевым в 1869 г. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях оболочки того или иного атома. Тесная связь между физикой и химией обусловила формирование такой дисциплины, как физическая химия, которая занялась исследованием физических явлений, возникающих в ходе химических реакций.

Быстрыми темпами развивалась электрохимия, фотохимия, химия органических веществ естественного происхождения (биохимия) и химическая фармакология.

Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строении организмов и* теория чешского натуралиста Г. Менделя о факторах, влияющих на наследственность), немецкий ученый А. Вейсман и американский ученый Т. Морган создали основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения осуществил русский ученый И. П. Павлов. Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов.

Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Л. Пастера, сотрудники Пастеровского института в Париже впервые разработали предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог Р. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывались основы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждению эпидемий.

Новая техника и новые технологии. Достижения научной мысли открыли дорогу стремительному развитию новой техники и новым технологиям. На передний план выдвинулись электроэнергетика, машиностроение, металлургия, горное дело, химическая промышленность и транспорт.

Крупнейшим шагом в повышении энерговооруженности промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших масштабах при помощи динамомашин, первые образцы которых появились еще в 70-х гг. XIX в.

Техническим событием огромного значения было появление нового класса моторов, сконструированных немецкими изобретателями Н. Отто (1876) и Р. Дизелем (1897). Эти компактные, высокоэкономичные двигатели, работавшие на жидком топливе, вскоре нашли себе применение в первом автомобиле Г. Даймлера и К. Бенца (1886, Германия), первом самолете братьев У. и О. Райт (1903, США) и первом дизельном локомотиве (тепловозе) компании Клозе-Шульцер (1912, Германия).

В металлургии важнейшими техническими новшествами в начале XX в. были конвертерный (томасовский) способ выплавки стали из чугуна с большими примесями серы и фосфора, выплавка высокоуглеродистой стали и различных ферросплавов в дуговых, а затем в индукционных электропечах, а также получение алюминия и меди методом электролиза. В 1897 г. в Германии был запущен первый прокатный стан, приводимый в движение электромоторами. В обработке металлоизделий стала применяться электро-и газосварка.

В горном деле широкое распространение получили мощные бурильные установки и дисковые врубовые машины с электрическим приводом.

Промышленное внедрение крекинг-процесса — разложение сырой нефти на различные фракции под воздействием высоких давлений и температур — позволило получать в больших количествах легкое жидкое топливо, и в первую очередь бензин, столь необходимый для молодой автомобильной промышленности и самолетостроения. В Германии, не обладавшей собственными нефтяными месторождениями, с 1913 г. бензин стали получать из угля. Новые способы получения аммиака расширили производство азотной кислоты и других азотных соединений, необходимых для изготовления искусственных удобрений, красителей и взрывчатых веществ

В гражданском, промышленном и транспортном строительстве применялись качественные марки стали. Все более широкое применение находил железобетон Из, стальных и железобетонных конструкций строились здания, мосты, виадуки, тоннели небывалых размеров Так, в 1905 г. под Альпами был проложен Симплонский тоннель протяженностью около 20 км Центральный пролет Квебекского моста, сооруженного в Канаде в 1917 г, достигал 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта, возведенного в 1913 г., составляла 242 м и почти вдвое превышала высоту пирамиды Хеопса.

Серьезные изменения претерпело транспортное машиностроение Изобретение котлов с высоким перегревом пара, автоматических тормозов, автосцепок и механизма автоматической подачи угля в топку позволило резко увеличить силу тяги и быстроходность паровозов. В Швейцарии велись успешные работы по переводу железнодорожного транспорта на электрическую тягу. В 1904 г. там была пущена первая электричка. Использование в кораблестроении двигателей внутреннего сгорания дало толчок появлению нового класса судов — дизель-электроходов (теплоходов).

Новые формы организации массового производства и новая техника. Ускоренное внедрение в производство технических и технологических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий и переходом их к выпуску массовой стандартизированной продукции. Первым образцом поточно-массового производства с применением конвейера были чикагские бойни, построенные в 70-х гг. XIX в. Сущность конвейерного производства заключалась в том, что обрабатывающие механизмы и рабочие места располагались по ходу технологического процесса, а сам процесс, расчлененный на ряд простых операций, совершался непрерывно. В наиболее законченном виде принципы такого производства были впервые широко применены на автомобильных заводах Г. Форда в США.

Талантливый американский механик-самоучка, ставший затем крупным промышленником, Г. Форд разработал и испытал несколько типов автомобилей. Ставшую знаменитой модель «Форд-Т» в 1908 г. запустили в серийное производство. Сборка автомобиля осуществлялась на ленте постоянно движущегося конвейера

На своих многочисленных предприятиях (с филиалами за пределами Америки) Форд широко внедрял систему организации труда, разработанную американским инженером ф. У. Тейлором Суть этой системы заключалась в следующем: процесс производства разделялся на ряд простых и наиболее экономных операций Каждая из них хронометрировалась, а производственные нормы определялись по результатам труда наиболее сильных и ловких рабочих

В начале XX в «империя Форда» выпускала более 300 тыс. автомобилей в год — половину производства автомобилей в мире Она стала символом перехода промышленно развитых стран к стандартизированному массовому и непрерывному производству с применением конвейеров С появлением надежного и относительно дешевого автомобиля Форда, запчасти к которому можно было купить в любой мастерской, началась современная автомобильная эра.

Наряду с автомобилями в быт человека в конце XIX — начале XX в входили и другие технические новинки — постоянно совершенствовавшиеся телефон, изобретенный А. Г. Беллом (1876), фонограф Т. А. Эдисона (1877), радиоприемники, сконструированные А С Поповым и Г Маркони, кинематограф братьев Люмьер (1895). Важным новшеством стало электрическое освещение городов, жилых домов и производственных помещений Конка уступала место трамваю, первая линия которого была открыта в Германии в 1881 г. В Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Париже и ряде других городов появились подземные железные дороги — метро.

Быстро совершенствовалась военная техника Американский инженер X Максим в 1883 г изобрел станковый пулемет Затем появились легкие пулеметы других систем К началу первой мировой войны было создано несколько типов автоматических винтовок Тенденция к автоматизации наблюдалась и в артиллерии, где появились первые образцы полуавтоматических орудий.

Во Франции, Англии, России и Австро-Венгрии разрабатывались проекты первых бронированных вездеходных машин на гусеничном ходу — танков. Начали распространяться бронеавтомобили на колесном ходу, вооруженные пулеметами и малокалиберными пушками.

Первые шаги делала военная авиация. Первоначально предполагалось, что самолеты будут использованы лишь для воздушной разведки, затем их стали оснащать пулеметами и использовать для бомбометания.

Гонка морских вооружений привела к созданию сверхмощных броненосцев с тяжелым артиллерийским вооружением Первый корабль такого класса был построен в Англии в 1905—1906 гг. Его назвали «Дредноут» («Неустрашимый»). Вскоре подобные корабли стали строить Германия, США и Россия

Чтобы покончить с морским превосходством Англии, германское командование начало строительство подводных лодок. В надводном положении они приводились в движение дизельными установками, в подводном — электромоторами, получавшими энергию от аккумуляторных батарей.

Таким образом, бурное развитие науки и техники открывало перед развитыми индустриальными странами новые горизонты прогресса, но в то же время привело к гонке вооружений, к совершенствованию способов истребления людей

Вопросы и задания. 1 Назовите основные открытия фундаментальных и отраслевых наук в конце XIX — начале XX в. В чем их практическое значение? 2 Расскажите о новинках техники и новых технологиях, появившихся к началу XX в Как отразилось их применение на производстве? 3. Каковы могли быть экономические, социальные и политические последствия научно-технического прогресса, достигнутого миром к началу XX в.?

§ 4. Общественная мысль, искусство и литература

Технический прогресс и общественная мысль. В конце XIX— начале XXв. в странах Европы и Америки происходили серьезные перемены. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и вновь поставили вопросы о ее смысле. Многим внушали тревогу войны, милитаризм, разрушение природы в связи с развитием промышленности, социальные и моральные издержки индустриализма и городской жизни, классовая борьба и социальная напряженность в обществе. В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания грядущих социальных бедствий. Русский поэт А. Белый писал об этом мироощущении: «В 1898—1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори: зори в грозе. Это было знанием рубежа».

В это переломное время часть философов обратилась к классическому философскому наследию Гегеля («неогегельянство»), а другая к Канту («неокантианство»). Обострилось традиционное противостояние философов, стоящих на позициях материализма и идеализма. В русле философских исканий того времени была и русская религиозно-философская мысль (Мережковский, Бердяев, Булгаков и др.).

В философской полемике того времени сталкивались полярные точки зрения и теории. Американский прагматизм, обвинявший прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности, предлагал заняться решением практических проблем, возникающих в реальной жизни людей. Сторонники «философии жизни», основоположниками которой считаются немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, выступали против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящем/ «по ту сторону добра и зла». Такие высказывания Ницше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв позитивных моральных ценностей человеческой цивилизации. Вместе с тем художественную интеллигенцию начала XXв. привлекала в сочинениях Ницше особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность, загадочность пророчеств, не свойственных философским сочинениям.

На рубеже веков науки об обществе и человеке обогатились рядом новых концепций и научных открытий. Большое влияние на многих деятелей науки, культуры и искусства оказало учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания и рассматривал как своего рода инстинкт, позволяющий художнику проникнуть в суть вещей. Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, основы которого были заложены австрийским ученым 3. Фрейдом. Главное в психоанализе — это открытие бессознательного. Учение о бессознательных импульсах, мотивациях, влечениях позволило Фрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановления душевного равновесия пациентов. Со временем психоанализ распространился на философию, историю, религиоведение, изучение культуры и искусства.

В конце XlX— начале XXв. в странах Европы и США получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества. Во многих странах довольно популярным было течение социального дарвинизма, согласно которому развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных. Дальнейшее развитие социологии помогло преодолеть ограниченность социал-дарвинизма.

Широкую известность приобрели труды М. Вебера, который изучал становление капиталистического общества, в частности, он попытался выяснить роль протестантской этики в этом процессе. Вебер считал, что протестантизм с его требованиями личной ответственности и суждением о человеке по его делам оказал решающее влияние на утверждение духа предприимчивости, внесение рациональности и эффективности в хозяйственную деятельность. Книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» многократно переиздавалась во многих странах мира в течение всего XX в.

Со смутным осознанием переходного характера наступившей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.

Неоромантизм. Стиль модерн. Такие умонастроения нашли отражение и в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIXи XXвв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской (и не только европейской) культуры.

В русле эпохи неоромантизма, провозвестником которого явился композитор Р. Вагнер, развивался литературный символизм. Зародившись во Франции в 60—70-е гг. XIXв. (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме и др.), символизм захватил и другие формы искусства — театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма'. Центральным в нем был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства. В России это художественное течение представляли писатели и поэты Вл. Соловьев, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Л. Андреев, композитор А. Н. Скрябин и др.

В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза — реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявились в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца — от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф. О. Шехтелем. Это замечательное сооружение, начиная со спиральных элементов ограды, убранства фасада, разнообразия оконных проемов, живописного панно на фасаде и кончая интерьером, в центре которого знаменитая декоративная лестница, создано в едином стиле.

В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале XX в. были «Дягилевские русские сезоны» в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали центрами международного обмена в искусстве.

В музыкальной культуре неоромантизма ведущее место занимал Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» — «мистерий»).

В начале XX в. большую популярность завоевывал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино начала века — Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин — приобрели мировую известность. «Великий немой» требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.

Новые художественные течения в искусстве: авангардизм. Характерный для изобразительного искусства последней трети XIXв. импрессионизм (от французского impression — впечатление) — пережил в начале века глубокий кризис, как и в целом «чувственное» искусство прошедшего столетия. Принципы импрессионизма, его метод четко определяли сами его представители: «видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство»; «я пишу то, что сейчас чувствую». Импрессионизм стремился в живописи путем разложения красок на составляющие элементы, разложения видимого мира на мозаику красочных пятен создать синтез — обобщенное синтетическое воспроизведение своего восприятия объекта. В конце XIXв. наступил закат импрессионизма как художественного метода и художественного течения. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн и подвергали критике чувственное искусство.

Французский художник Поль Сезанн первым вышел за рамки импрессионистского видения природы и пространства, положив начало постимпрессионизму. Он нашел новые художественные средства и на своих полотнах как бы «раздвинул» пространство. На его пейзажах сбегают или обрываются вниз склоны, прогибаются долины, выгибается зеркало вод, вспухают холмы, громоздятся к небу горные вершины. Если импрессионисты оживили свет и цвет в изображении, то Сезанн пошел дальше.

Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям, которые отказались от простого воспроизведения видимой поверхности реальных объектов, стремились проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Они знаменовали наступление нового, переходного периода в развитии живописи, архитектуры, литературы, театрального искусства. Поскольку представители этих течений провозглашали себя сторонниками нового, авангардного искусства, они получили объединяющее их название авангардизм.

Большое влияние на развитие авангардной живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П. Пикассо, М. Дюшан и Ж. Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Картина Пикассо «Скрипка» является наиболее характерным примером этого художественного направления, метода и стиля.

Дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм (от латинского — высший). Мир его картин — вне земного измерения. На белом фоне — символе чистого света — как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов и улетающие в беспредельный космос.

Наиболее известным произведением Малевича стал «Черный квадрат» Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил —света и тьмы, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего Малевич и В. Кандинский — родоначальники беспредметной живописи. Кандинский создавал свой абстракционизм и теорию абстрактного искусства, уходя от предметных ассоциаций в мир цветовых симфоний. У Малевича — приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства. Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии искусства того времени, они не были изолированы от состояния общественной мысли и философских направлений конца XIX —начала XX в.

Абстракционизм и беспредметность — таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело. Многие художники авангарда практически и теоретически разрабатывали идеальные модели. Кандинский писал «О духовном в искусстве», Малевич создавал теорию супрематизма, Скрябин грезил о высочайшем воплощении духа творчества в «Соборе будущего», где сливаются в едином хоре голоса разных искусств. Авторы этих теорий настойчиво подчеркивали невоплотимость их в реальности, это — философия искусства. Практические выводы из этих творческих открытий стали возможными спустя многие десятилетия (конструктивизм и функционализм в архитектуре, дизайн).

Если кубисты и супрематисты изображали мир с помощью рассудочных геометрических форм, то другой французский художник — А. Матисс, опираясь на идеи стиля модерн, обращается к природе, к человеку. В искусстве авангарда начала века прослеживаются два основных направления: одно устремлено в будущее, другое обращено к природе и человеку, стремясь уберечь его от разрушительного напора цивилизации. Об этом и говорит картина Матисса «Танец», где выражена идеальная формула декоративной гармонии трех начал — неба, земли и людей, трех цветов — голубого, зеленого и оранжевого, трех состояний — статики, динамики и их соединения в стремительном танце.

Ощущение европейской культурой своей «перезрелости», усталости выражалось в стремлении причаститься и очиститься прикосновением к древним архаическим культурам, наследию культуры Востока (Китай, Индия, Япония, Полинезия, Африка, первобытное искусство), а также к первоистокам собственных культур (иконы, готика, лубок). Все эти течения, обратившиеся к истокам народного творчества и примитива, отразились в неопримитивизме (П. Гоген во Франции, Н. Гончарова, М. Ларионов в России). Поиски идеала духовного спасения и обновления привели П. Гогена в Полинезию, на остров Таити. Его привлекали нетронутая природа, мудрость древних религий и мифов. Обращаясь к первобытному «варварскому» искусству, художественной культуре Востока, П. Гоген стремился создать новый художественный синтез, возвращающий человеку гармоничное слияние с природой.

По пути Гогена пошли и некоторые другие художники. Поездка Матисса в Марокко обогатила его творчество новыми красками и сюжетами. Английский художник О. Бердслей многое использовал из японской графики. В свою очередь его творчество оказало влияние на европейскую книжную и журнальную графику. Влияние искусства Китая, Индии, Египта, персидской миниатюры, негритянской скульптуры, японской графики, мексиканских ацтеков, народов Полинезии прослеживается в творчестве многих выдающихся художников, писателей и поэтов Европы и Америки.

Признанием ценности цивилизации Востока было присуждение в 1913 г. Нобелевской премии выдающемуся мыслителю и писателю Индии Рабиндранату Тагору.

Среди новых течений в Германии особо выделялся экспрессионизм. В произведениях этого направления подчеркивается стихийное эмоциональное начало, однако в отличие от импрессионизма, стремившегося передать «впечатление», экспрессионизм стремился выразить «внутреннюю истинную сущность» предмета. Это искусство предугадывало время ломки, роковых, кровавых и необратимых перемен. Ключевой образ поэзии экспрессионизма — Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечестиа»). В русле этого течения были и первые произведения австрийского писателя Ф. Кафки.

Литература «критического реализма». Деятелей искусства и литературы на рубеже XIXи XXстолетий волновали не только чисто творческие проблемы, но и социальная несправедливость, империализм, колониализм, милитаризм и войны — вся сложность и противоречивость жизни. Тревожное состояние кануна социальных потрясений, предчувствие грозы как бы наполняли атмосферу того времени. У многих литераторов эти чувства порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в их творчестве, где ясно ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественного строя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в буржуазном обществе.

Французский писатель Р. Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах — «Героические жизни». В нее вошли биографии Бетховена, Микеланджело, Л. Толстого. Многотомный роман «Жан-Кристоф» раскрывал психологию творческой личности, сложность духовной жизни и судьбы художника.

В ином жанре выступал французский писатель А. Франс. В антибуржуазных романах-памфлетах — «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов» он осуждал насилие, войны, в том числе и революционное насилие, религиозный фанатизм, лицемерие буржуазной морали. В то же время творчество Франса пронизано любовью к человеку, природе и красоте.

На рубеже двух веков произошло обновление драматургии. Английский драматург Б. Шоу в эти годы много сделал для вывода английской драматургии из идейного и художественного тупика. Его пьеса «Пигмалион» уже тогда обошла сцены всех ведущих театров мира. Новатором в области драматургии выступил норвежский драматург Г. Ибсен, который придал драме проблемный характер. Широкую известность в мире в конце XIX —начале XX в. приобрели пьесы немецкого драматурга-неоромантика Г. Гауптмана.

Немецкий писатель Т. Манн создал в начале XX в. ряд крупных художественных произведений. Его роман «Будденброки» повествует о вырождении бюргерского рода, упадке его духовных сил и жизнеспособности. На пессимистических взглядах автора сказалось влияние философии Шопенгауэра. Своеобразие видения мира Т. Манном отразилось также в его психологических новеллах. В самой яркой из них — «Смерть в Византии» создано синтетическое, сложное видение проблем, возникающих перед творческим человеком.

Английский писатель Г. Уэллс сочинил знаменитые научно-фантастические романы «Человек-невидимка», «Война миров» и др.

Американцы Ф. Норрис, Дж. Лондон, Т. Драйзер выступили в начале XX в. с рядом крупных критических произведений. «Спрут» Ф. Норриса, «Железная пята» Дж. Лондона, «Джунгли» Э. Синклера — наиболее примечательные образцы социальной литературы критического реализма в США.

Вопросы и задания. 1.Как влиял технический прогресс (конца XIX—начала XXв.) на облик городов, быт, нравы и сознание человека? 2. Охарактеризуйте общественную мысль западных стран конца XIX— начала XXв. 3. Расскажите о новых направлениях: а) в литературе, б) музыке, в) изобразительном искусстве и архитектуре, г) театре и кино. 4. Назовите видных представителей модернизма, импрессионизма, авангардизма. 5. В конце XIXв. перечисленные выше явления в литературе и искусстве называли «декадансом» (падением). Правильно ли это? Обоснуйте свой ответ. 6. Охарактеризуйте вклад России в мировую культуру конца XIX— начала XXв.

 








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 770; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2019 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.