Г. Ренессанс. Демократия. Культура. Роджер Бэкон.
Г. Христиан Розенкрейцер и распространение культуры.
Г. Печатная книга. Фиксация знаний. Реформация.
Г. Франсис Бэкон и наука на английском языке.
Г. Тайные общества. Политическая демократия. Революции.
Г. Сен Жермен. Политическая свобода, к несчастью, через революции.
Г. Е.Блаватская. Теософское общество.
Г. Широкое распространение того, что теперь называется эзотеризмом. Духовная Эволюция.
Литература
Антонова Т.Ф. Оккультные законы эволюции. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. —Смоленск, 1993. Т. I —II.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М.,1995.
Дмитриева Л. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. — Магнитогорск, 1994.
Нэф Мэри. Личные мемуары Е.П.Блаватской. — М., 1993.
Фукуяма. Фр. Конец истории?//Вопросы философии.— 1990. №3.
Ясперс Карл. Смысл и назначение истрии. — М.,1991.
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика эзотерического понимания возникновения и развития цивилизаций?
Какова «Стратегия Человека» (по книге Е.П.Блаватской
«Тайная Доктрина»)
ТЕМА 1
ВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ФЕНОМЕН ВОСТОКА
Цивилизации определяются тремя типами:
1) тип циклического развития (Восточная цивилизация);
2) тип прогрессивного развития (Западная цивилизация);
Тип непрогрессивного развития (аборигены Австралии, индейцы Америки, племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы).
ФЕНОМЕН ВОСТОКА
Восточный тип цивилизации — тип циклического развития — возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае.
Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга. Так, из Индии своеобразная танцевальная драма — гигаку — была занесена в южно-китайское царство У (по-японски Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название гогаку — «музыка Го». Через Китай в Японию было занесено танцевальное представление — бугаку.
Японский искусствовед Нома Сэйроку утверждает, что иммигрировавшие в середине VI в. в Японию члены царского рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски, которые трансформировались на японской почве. Некоторые маски были заимствованы японцами с Цейлона, из Индии, Индокитая, с Явы.
Ряд японских музыковедов, таких, как Иба Такаси, Яманэ Гиндзи и другие, считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народов Дальнего Востока.
Китайская музыкальная система люй проникает в Японию вместе с китайской философией и литературой в VI в. Структура японского звукоряда позволяет сблизить его со звукорядом древнего Египта и древней Греции. Наличие как в древнеяпонском, так и древнегреческом языках силлабического стихосложения с внутренними музыкальными ударениями привело к возникновению звукорядов, аналогичных по структуре даже и в различных условиях.
Три варианта японской гаммы хирадзёси, кумоидзёси и ивато напоминают фригийский лад в модифицированной форме раннего средневековья.
Мснтальность народов, относящихся к этому типу, наделена особым своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы воспринимаются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на него. Человек, в свою очередь, влияет на живущих рядом богов.
Представление об историческом времени на Востоке имеет не меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одновременно, вместе. Человек словно живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Такое понимание времени объясняется тем, что на Востоке душа считается бессмертной, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие предки (прошлое) существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. Не родившиеся потомки (будущее) существуют так же в настоящем, но в другой форме. Проблема «отцов и детей» на Востоке поэтому не возникла.
Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к некоемому высшему божественному идеалу. А сама жизнь воспринимается как бы бесконечно разыгрываемым космогоническим и религиозным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей — главная ценность бытия народов Востока.
Стремление к духовному совершенству, истовость религиозного поиска характерны для буддийской Индии. Китайское конфуцианство определило социальный идеал — бескорыстный рыцарь безупречной морали, гуманности, высокого долга. Земные владыки на Востоке обожествлялись, наделялись сверхъестественными особенностями.
Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Восточное общество было построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи (духовные, политические, экономические) между общинами не развиты. Власть единоличного правителя ничем не ограничена, человек полностью зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина. Государственная машина восточного деспотизма обезличена, личная инициатива и ответственность исключались; здесь не могли возникнуть партии, борьба идей.
Изменения в таких обществах происходили медленно: несколько поколений людей могли жить практически в одних и тех же условиях; традиции, опыт многих поколений канонизировались как высшая общественная ценность. Авторитет старшего поколения был очень высок.
Развитие в странах Востока идет циклами. Графически этот путь можно изобразить в виде пружины, где каждый виток — это один цикл развития, от одного витка к другому — это «шаг» поступательного движения. Но при таком медленном, циклическом развитии общество имело высокоразвитые науку, культуру, философию, тончайшее искусство, поражающие мир открытия, богатейшую духовную жизнь. Однако человек, личность на Востоке не имели собственной ценности. Человек — песчинка на берегу океана вечности, от него ничто не зависело. Символ восточной культуры — человек в лодке без весел, течение реки (времени) определяло жизнь человека, т.е. традиции, государство, природа определяли путь жизни человека, поэтому весла человеку не нужны.
Подробнее этот тип цивилизации рассмотрим далее на примерах государств с наиболее древней культурой — Китая, Индии и Японии.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 987;