МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Причины межэтнических конфликтов многообразны. В прошлом они чаще всего порождались ущемленным статусом этнических меньшинств (ограничениями на использование национального языка и выражение религиозных убеждений, проявлениями расизма и великодержавного шовинизма, ограничениями доступа к престижным профессиям и т.д.).

В современном мире необходимость уважения прав и интересов представителей этнических меньшинств зафиксирована в международно-правовых документах. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о правах человека (1966) зафиксировали признание международным сообществом равных прав всех людей независимо от расы и национальности. В 1963 г. была принята Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1978 г. — Декларация о расе и расовых предрассудках, а также об основных принципах, касающихся роли средств массовой информации в защите прав человека и борьбе против расизма. В большинстве региональных международных документов (в частности, Европейского Союза, Совета Европы) ущемление прав представителей этнических меньшинств рассматривается как нарушение базовых прав человека.

Понятие этносоциальных отношений. В развитых странах этнические конфликты чаще вызывает не прямая дискриминация, нарушающая права человека, а социальные факторы. Рост динамизма общественного развития в XX веке, социальные перемены, связанные с модернизацией экономики, непосредственно затронули положение многих этнических меньшинств.

В одних случаях рост образовательного, культурного уровня, изменение стандартов и уровня жизни порождают в среде этнических меньшинств новые требования и запросы, к удовлетворению которых общество оказывается не готово. Так, возникшие в ряде стран Западной Европы в среде интеллигенции движения за сохранение местных языков, диалектов, наречий очень скоро выдвинули требования признания их в качестве государственных, что стало источником трений. В других ситуациях типичные для постиндустриальной модернизации изменения в географии размещения производительных сил сказываются на положении национальных регионов, что становится источником новых требований и проблем. Ликвидация целых профессий в условиях постиндустриализма, если она затрагивает интересы одних этнических групп больше, чем других, неизбежно сказывается на состоянии этнических отношений в обществе.

Процессы социальных перемен непосредственно влияют на состояние межэтнических отношений. В свою очередь, изменения в этническом облике общества активно воздействуют на его социальное развитие. Это позволяет говорить об этносоциальных процессах как важнейшем факторе общественного развития.

Миграции населения: насильственные и добровольные. На развитие этносоциальных процессов в большой мере влияют демографические факторы — первоначальное расселение и динамика переселений людей, изменения в численности крупнейших этнических групп.

Для XX века была характерна резкая активизация миграций населения. Многие из них, особенно в первые десятилетия века, носили вынужденный, принудительный характер.

Особенно часто эти миграции следовали за войнами и связанными с ними изменениями государственных границ.

После войн начала века — балканских (1912—1913), первой мировой (1914—1918), греко-турецкой (1921—1922) — миллионы человек переселились в те страны, где они были титульной (основной) национальностью. После резкого сокращения территории европейских владений Турции турки покидали земли, перешедшие к Греции, Югославии, Болгарии. Немцы покидали земли, перешедшие к Польше, австрийцы и венгры уезжали с территорий, вошедших в состав Чехословакии, Румынии, Югославии.

После второй мировой войны (1939—1945) немцы, которых на землях стран Восточной и Юго-Восточной Европы до войны насчитывалось около 12 млн. человек, были переселены в Германию и Австрию. В Японию после утраты ею колоний вернулось около 6 млн. человек. После распада колониальных империй Великобритании и Франции бывшие чиновники, администраторы, инженеры с семьями возвращались в бывшие метрополии. После индо-пакистанских войн число людей, по религиозным или этническим мотивам поменявших место проживания, измерялось десятками миллионов. С созданием еврейского государства в Палестине (1948) сотни тысяч евреев, в том числе из СССР и Восточной Европы, когда это позволили международные условия, иммигрировали в Израиль. С нормализацией советско-германских отношений после второй мировой войны начался процесс переселения так называемых советских немцев в Германию. С распадом СССР стала наблюдаться тенденция оттока русскоязычного населения с территорий новых суверенных государств.

В итоге подобных миграций населения развивался процесс этнической и религиозной консолидации (роста однородности) населения обширных территорий.

Очень редко этническая консолидация носила добровольный характер. Чаще всего речь шла о насильственном переселении людей (депортации) или создании им невыносимых условий существования, вынуждающих их уезжать. Несмотря на признание международным сообществом подобной практики преступной, этнические чистки продолжаются во многих районах мира и в конце XX века. Однако даже там, где со сменой политических режимов, политического курса предпринимаются попытки загладить причиненное ими зло, последствия этнических чисток сказываются долгое время.

Историческая память о допущенной в прошлом несправедливости способна долгое время отравлять взаимоотношения народов. Их возвращение на историческую родину нередко оказывается болезненным процессом, связанным с необходимостью очищать уже заселенные земли, допуская новые несправедливости .

Иммиграционная политика и трудовые миграции. Экономические причины, бедность, нищета с незапамятных времен были причиной переселений крупных масс людей. Из Европы XX века с ее высокой плотностью населения, относительным избытком рабочей силы продолжалась иммиграция населения в страны, освоенные еще в XVIII—XIX вв., где сложились общины выходцев из европейских государств. Наибольшую привлекательность для переселенцев представляли США — страна с высоким уровнем жизни, обширной и богатой территорией, где были высокими шансы найти хорошо оплачиваемую работу. Привлекали переселенцев также Канада, Бразилия и Аргентина. В межвоенный период (1918—1939) Европу покинуло около 9 млн. человек, половина из них переселилась в США. Значительным был также масштаб миграций в эту страну из государств Азии и Латинской Америки.

Большинство стран еще до второй мировой войны начали ограничивать иммиграцию, вводя ежегодные квоты на въезд с целью получения работы, ограничивая возможности получения гражданства, ведя борьбу с нелегальной иммиграцией, высылая со своей территории лиц, проникших на нее без документов или с просроченными визами. В то же время страны демократии не ограничивали въезд на свою территорию лиц, подвергшихся на родине преследованиям по политическим, религиозным, этническим мотивам. Число такого рода беженцев в условиях бурного политического развития XX века неуклонно возрастало. Только Россию во время и после гражданской войны (1918—1922) покинуло около 2 млн. человек. Миллионы человек разных национальностей и взглядов покинули Европу, спасаясь от фашизма. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, государствах Азии, диктатур во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, спровоцировало новые потоки беженцев. Многие из политических эмигрантов, при изменении политической ситуации, возвращались на родину, однако часть оставалась в стране пребывания.

Послевоенный период дал импульс новому типу массовых переселений: трудовым миграциям. Концентрация усилий европейских стран на послевоенном восстановлении экономики, бурное индустриальное развитие 1950—1960 гг. определили рост спроса на рабочую силу. При высоком уровне квалификации, социальной защищенности трудящихся развитых стран для выполнения работ, не требовавших специальной, профессиональной подготовки, предприниматели стали привлекать рабочих-иммигрантов из стран с низким уровнем жизни. В Англию в этот период приглашались рабочие из бывших колоний (Индии, Пакистана, островных стран Вест-Индии, Бангладеш). Во Францию — из стран Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко). В Германию въезжали рабочие из Турции и Югославии. Кроме того, с развитием интеграционных процессов в Европе, в рамках сближающихся стран, был принят принцип свободного перемещения рабочей силы. Естественно, наметилось движение рабочих-мигрантов в страны с более высоким уровнем жизни, в частности из Италии — на север, в Германию.

В итоге трудовых миграций в странах Западной Европы, в прошлом, преимущественно, однонациональных, сложились общины этнических меньшинств. В 1980-е гг. доля иммигрантов в общей численности населения Великобритании составила 4,4%, Германии — 7,6%, Франции — 7,9% , Швейцарии — 14,3%, Люксембурга — 25% . Поскольку иммигранты селились в крупных промышленных центрах, в районах, где цены на жилье были минимальны, возникли районы их компактного проживания.

Часть иммигрантов со временем возвращалась (или высылалась) на родину, когда нужда в их рабочих руках отпадала. Большая их часть стремилась остаться на новой родине, где уровень жизни был выше, получить ее гражданство. Его исходно получали дети иммигрантов, родившиеся в стране временного пребывания родителей.

Проживая вместе с родителями, говоря на родном для них языке, исповедуя их религиозные убеждения, дети и даже внуки иммигрантов, особенно с иным цветом кожи, пополняют собой общины этнических меньшинств. Высокий уровень рождаемости в среде иммигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки определяет быстрые темпы роста численности этих общин. В Германии до 20% всех рождений детей отмечается в семьях иммигрантов. Если эта тенденция сохранится, к 2030 г. каждый четвертый гражданин ФРГ будет иностранцем по происхождению. В США в связи с высоким уровнем рождаемости у американцев с небелым цветом кожи их удельный вес среди рабочей силы к концу XX века превысил 50%.

Все большую остроту приобретает проблема беженцев из зон социального бедствия. Ими стали те страны Азии и особенно Африки, где неудачные попытки модернизации и ускоренного развития привели к разрушению традиционного жизненного уклада людей, вырвали их из привычных условий жизни, оставив без средств к существованию. Речь идет не о трудовых миграциях, когда люди, имеющие определенный уровень квалификации, образования, ищут за рубежом лучшие условия найма, чем могут получить на родине. Речь идет о миллионах человек, не имеющих ни квалификации, ни денег на проезд куда бы то ни было, ни возможности найти пропитание у себя на родине.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. В сб. «Право Совета Европы и Россия». Краснодар, 1996. С. 275-277:

«Статья 1.

Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества <...> Статья 4.

1. Стороны обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается.

2. Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения.

Статья 5.

1. Стороны обязуются содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно' религию, язык, традиции и культурное наследие.

2. Без ущерба для мер, предпринимаемых в развитие своей общей интеграционной политики, стороны воздерживаются от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию.

Статья 6.

1. Стороны поощряют дух терпимости и диалог между культурами, а также принимают эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации.

2. Стороны обязуются принимать все надлежащие меры для защиты лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности».

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что отражает понятие «этносоциальные отношения»?

2. Какая существует международно-правовая основа для решения этносоциальных проблем в современном мире?

3. Какие причины порождают этнические конфликты в постиндустриальном обществе?

4. Какие причины вызвали рост миграций населения в XX веке? Что такое трудовая миграция? Приведите примеры.

5. Как меняется этнический состав населения развитых стран (Германии, США)? К каким последствиям это может привести?

6. Почему все большее значение в мире приобретает проблема беженцев? Объясните, в чем состоит ее актуальность для нашего государства?








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1260;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.