ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ДО 1917
Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональная по своему характеру, по своим целям и по своим задачам. Социология является феноменом общечеловеческим.
В то же время социология со времен Огюста Конта никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, понимании теории и методологии, предмета и структуры социологической науки. Эти школы и направления базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению объекта исследования и возможностей познания.
Специфика и национальные традиции, и это особенно важно, проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологической науки или на предоставление социологии в целом. Общечеловеческие и национальные особенности социологии в Рос-
сии имеют несколько аспектов.
Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения, трех его этапов - дворянского, разночинского и пролетарского. На каждом из этих этапов русская социологическая, вернее социальная мысль складывалась как из откровенно "идеологизированных", так и "академических" школ (прогрессивного и консервативного направлений).
На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон и др.), английские экономисты (Смит, Рикардо и др.), немецкие романтики (Шеллинг и др.).
Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.
Наиболее крупными представителями взглядов русофилов были Н.Данилевский, А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.
Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н.Данилевский (1822-1885), который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем правого крыла русофилов стал К.П.Победоносцев (1821-1901), который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, которая призвана осуществлять волю Бога на земле, считал он, может русское общество достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума.
В западничестве сложились три направления: теократическое (30-х годов), крупнейшим представителем которого был П.Я.Чаадаев, гуманистическое (40-х годов) во главе с В.Г.Белинским, народническое (60-х годов) путь к которому проложил А.И.Герцен, а наиболее полными выразителями стали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.
Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Блестящие представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.Мечников, Н.Михайловский, Е.Де-Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ. В то же время русская социологическая мысль испытала заметное влияние концепций западных социологов: О.Конта, Г.Спенсера, Л.Уорда, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Ф.Энгельса и т.д.
В-третьих, национальные особенности развития русской социологической мысли - ориентация на научное социальное мышление и связь с освободительными движениями - явились основой для влияния, становления и распространения марксистских социологических идей. Это, конечно, не означает, что социология марксизма явилась как бы продолжением национальных традиций в обществознании. Эти традиции лишь подготовили (речь идет об их прогрессивных сторонах) почву для распространения марксистских социологических идей.
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА.
Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения". "В социологии и истории, - писал Лавров, есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то определенную эпоху, но их обнаруживают в другую... Социология и история содержит такие истины, которые не могут быть обнаружены до определенного момента не в силу объективного несоответствия уже известному, но по причине субъективной негодности общества понять вопрос и дать на него ответ" (Лавров П.Л. Философия и социология // Избр. произ. М., 1965. Т.1. С.643).
Эту мысль русский социолог поясняет следующим примером: до тех пор, пока у рабочего класса не возникло желание принять участие в общественной жизни, у историков не было необходимости осмыслить прошлое, в котором содержались истоки этого желания, и, хотя в летописях и мемуарах содержалось много интересных фактов по этому вопросу, они еще не являлись научным пониманием истории.
Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что "общественные формы являются как изменяющиеся в истории продукты общественного творчества личности ввиду их блага, и поэтому личность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе" (Там же).
Вследствие того что большинство руководствуется лишь расчетом пользы, интерес является самым общим общественным побуждением и в каждую историческую эпоху прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают в своих общественных идеалах с убеждениями наиболее развитого меньшинства. Именно опираясь на это теоретическое положение, Лавров обосновывает органическую связь социологии с социализмом. Социализм, согласно Лаврову, вполне отвечает изложенным выше требованиям: "Он представляет интересы рабочего большинства, настолько оно проникнуто сознанием классовой борьбы; он осуществляет для развитого меньшинства идеал справедливейшего общежития, допускающего наиболее сознательное развитие личности при наибольшей солидарности всех трудящихся, идеал, способный охватить все человечество, разрушая все разграничения государств, национальностей и рас; он есть для личностей, наиболее вдумавшихся в ход истории, и неизбежный результат современного процесса экономической жизни" (Там же. С.641).
Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904). "Коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, - писал Михайловский, - что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором - цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к двум великим областям человеческого ведения... Мы не можем общественные явления оценивать иначе как субъективно... высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу" (Михайловский Н.К. Сочинения. СПб., 1896-1897, С.400). Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. "Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир" (Там же, С.405). Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством тому является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.
Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии истории, однако им написано много работ и по социологии. В монографии "Введение в изучение социологии", он утверждал: "Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как, существует общее учение о жизни" (Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С.3). "Ни единая логика общественных наук, ни методология истории, политической экономии, юриспруденции, политики, - писал он там же, - не могут заменить собой методологию социологии, которую следует развивать дальше" (Там же, С.222). Уточняя определение предмета социологии, он писал: "Итак, социологию можно понимать в более широком и в более тесном смысле. В первом это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, т.е. изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле. Последними и должна заниматься социология в более узком значении слова" (Кареев Н.И. Собр. соч.: В 3 т, СПб. Т.2. 1912. С.61).
Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были направлены на развитие идеи прогресса общества: "Тезис - это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис - зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез - зависимость среды от индивида и его самообусловленности" (Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории.СПб.,1883. С.270).
Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своего теоретического пути был последователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции (Струве П.Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905.).
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Барановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества (Туган-Барановский М.И. Современный социализм в своем историческом развитии. СПб., 1906).
Александр Александрович Богданов (1873-1928) разработал социально-философскую систему, дав ей название тектологии (от tecto - строить, конструировать).
В области социологического знания Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что социальная адаптация существенно не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выдерживает в борьбе за существование. Он выделил два вида социальной адаптации - относящуюся к определенной области знаний и идеологическую. Оба вида тем социальнее, чем больше они пронизаны "социальным инстинктом", силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс, по мнению Богданова, - это развитие обеих форм адаптивности (Богданов А.А. Очерки по философии марксизма. СПб., 1908, Философия живого опыта. СПб., 1913).
Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эволюции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и их идеологий, завершив это исследование "коллективным обществом будущего". В отличие от Маркса Богданов утверждал, что "социальное бытие и социальное сознание - одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу" (Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1906, С.57).
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". Ковалевский писал: "Социология в отличие, например, от истории необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи - раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой" (Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910, С.9). "Только социология, - утверждал он, - может ставить себе целью раскрытие элементов, необходимых для блага общества, т.е. для его порядка и прогресса, и раскрытие всех многообразнейших биосоциальных причин, от которых они зависят, в их взаимодействии" (Там же). В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался той же классификации наук, что и О.Конт, согласно которой психология является не областью биологии, а подразделением социологии. Конкретные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия и другие, обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь эти науки "должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана установить социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ" (Там же, С.30). Однако социология "не должна заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей" (Там же).
Ковалевский не считал, как Конт, что идеи правят миром или обращают его в хаос. Он утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора. "В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массою остальных, ими обусловливается и их обусловливает. Говорить... о главном факторе, увлекающем за собою все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее течение" (Ковалевский М.М. Современные социологии. СПб., 1905, С.8).
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) написал ряд работ по общей социологии. В книге "Социальная мобильность" он рассматривал понятие мобильности в горизонтальном и вертикальном планах. Горизонтальный план - это фактическое перемещение в физическом пространстве, эмиграция; вертикальный план - это изменение социального статуса, "движение вверх и вниз по социальной лестнице". В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые "грузоподъемники", посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же "необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле". Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.
Несмотря на то что во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г.
В.Бехтерев включил социологию в программу Психоневрологического института, основанного в 1919 г. в Петрограде. М.М.Ковалевский организовал симпозиумы под названием "Новые идеи в социологии", проводившиеся каждые полгода, на которых обсуждались наиболее значительные достижения в области социологии в России и за рубежом. За период с 1913 по 1915 г. вышло четыре тома ученых записок. Первый том был посвящен проблеме социологии как автономной отрасли знания, второй - соотношениям между психологией и социологией, третий - социальному прогрессу, четвертый - различным взглядам на природу первобытного общества.
В 1916 г. ведущие социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом которого стал А.С.Лаппо-Данилевский, секретарем П.А.Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили работу общества.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1342;