СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Эмпирическая социология наших дней продолжает европейскую и американскую традиции. Как самостоятельное направление она возникает в 20 - 30-е годы, прежде всего в США, где ставится вопрос об автономии эмпирии и ее методологии. Показательно здесь исследование американцев супругов Линд "Средний город", в котором на основе эмпирической методологии показана возможность проведения историко-сравнительного анализа.
Многие из проблем, с которыми имеет дело западная эмпирическая социология, актуальны для развивающейся у нас прикладной социологии, в частности проблема тесного взаимодействия социологии, психологии, экономики и других сфер научного знания. Гносеологическая проблематика в первую очередь предполагает разработку операциональных определений ключевых социологических понятий, эмпирических моделей, усовершенствование математических методов для точного измерения качественных величин. Требует обновления и теоретико-гносеологическое обоснование эксперимента, а также поиск критериев гомогенности измеряемых величин.
Практическая цель эмпирической социологии - управление, прогнозирование, информация. Современная эмпирическая социология на Западе представляет собой успешно функционирующий организм со своей системой институтов, лабораторий, отделений в политических партиях, правительственных учреждениях и в армии. Хорошо известный Институт Гэллапа был организован в 1934 г. для слежения за предвыборной кампанией. Однако он не только смог точно определить положение партийных кандидатов, но и участвовать в "организации" общественного мнения, т.е. влиять на позицию избирателей. Точность, определенность принесли славу Институту, который давно перешагнул в своей деятельности границы политической социологии. Отделения Института созданы во всех развитых странах мира и осуществляют исследования по самым разным вопросам. Оперативные группы социологов-эмпириков из ФРГ, США, Франции, а также из международных исследовательских центров и ЮНЕСКО проводят по заказам организаций и стран мобильные социологические исследования.
По числу организаций, ведущих свою изыскательскую деятельность, по числу студентов, ориентированных на прикладные сферы, эмпирическая социология далеко обошла теоретическую социологию, которая концентрируется в основном в университетах и академических институтах. Но по своему значению в миропонимании, в формировании теоретических обоснований политических и иных программ влияние теоретической социологии намного выше по сравнению с социологией эмпирической.
Теоретическая социология сегодня не является единым целым. Однако ее можно представить двумя ведущими ориентациями - аналитической и понимающей. Их объединяет общий объект исследования поведение людей и разделяет методологический подход к его изучению. В общем виде эти ориентации можно рассматривать как противопоставление натурализма с преобладающим в нем методом "объяснения" субъективизма, главным методологическим принципом которого выступает метод "понимания". Эти ориентации характеризуют всю западную социологию.
Первая ориентация опирается на традиции позитивизма и использует новые тенденции, определяющие процесс функционирования и развития социологии в развитых странах. Следствием этих процессов явилось возникновение в аналитической социологии нового направления - теоретико-поведенческой социологии, представленной в настоящее время разработками П.Блау (США) и К.-П.Оппа (ФРГ). Эта ориентация в старых и новых версиях воплощает растущее влияние позитивизма в социологии, который никогда из нее не исчезал.
Вторая ориентация представлена сегодня прежде всего феноменологической социологией, основоположником которой считается А.Шюц (1899-1959). Он шел по пути новой интерпретации веберовской категории "социальное действие" для поисков, говоря его словами, "прафеноменов социальности". Сюда же относится и символический интеракционизм, изучающий человека в мире символов, его поведение и миропонимание. Приоритет в его разработке принадлежит американским исследователям (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Т.Вильсон). Новой ветвью понимающей социологии можно считать этнометодологию Г.Гарфинкеля, смысл которой - межличностное семантическое понимание. По сути, это так называемая "социология повседневности".
Особое место в западной социологии занимал структурно-функциональный анализ в том варианте, который разрабатывали Т.Парсонс и Р.Мертон. В настоящее время влияние этого направления в каноническом виде незначительно. Более заметна методологическая роль этого направления, а именно структурно-функциональный метод в социологии (и в обществоведении в целом). На этом фоне сегодня на Западе возникли структурный марксизм, феноменологический марксизм, марксистская теория социального действия и т.п. Западные социологии видят в марксизме сильную социологическую школу. Так, в социологии современной Германии несколько лет назад проходила острая дискуссия по ХIII главе "Капитала" К.Маркса, обсуждается марксова трактовка отчуждения как наиболее предпочтительная в сравнении с другими. Шведский социолог П.Мэнсон в своей книге "Социология общества. Традиции, направления, перспективы" (СПб., 1992) пишет: "Марксизм - одно из важнейших течений мысли ХХ века. Наибольшее значение он имел в политике, но сыграл также важную роль в философии и в теории общества... Он включает в себя многие направления, имеющие много общего с различными традициями немарксистской теории общества и философии".
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1108;