Президент Турецкой Республики
Ататюрк.
Г.
отлично оснащённые войска европейцев. Даже с недавних пор подозрительно относившееся к популярному командиру правительство младотурков вынуждено было отметить его заслуги — в 1916 г. наряду с генеральским чином он получил почётнейший для турка титул «паша». Но пик его оглушительной славы был ещё впереди.
Как известно, в Первой мировой войне Османская империя потерпела тяжёлое поражение. Мудросское перемирие, подписанное в октябре 1918 г. на борту английского крейсера «Агамемнон», означало, что великая держава распалась — арабские территории перешли под управление Англии и Франции, в коренной Турции (Анатолии) высадились союзные войска. Как символ победы Британии, в проливе Босфор стояли английские военные корабли. «Больной человек Европы», как часто называли Османскую империю в XVIII—XIX вв., наконец умер, и победители вполне серьёзно вели переговоры о полном расчленении Турции.
Нашлись люди, которые не желали поддаваться унынию и покоряться судьбе. Какое-то время они действовали без шума, скрытно накапливая оружие и боеприпасы и отправляя их во внутренние районы Турции. Во главе их встал боевой генерал Мустафа Кемаль-паша, которого султан Мехмед VI (Вахад-эд-дин) назначил в мае 1919 г. на должность инспектора войск в Восточной Анатолии. Выступая в качестве представителя султана, Кемаль получил хорошую возможность действовать, не вызывая особых подозрений со стороны союзников. Ход событий благоприятствовал ему и его сторонникам. Во-первых, англичане создали на Кавказе Армянскую республику и обещали присоединить к ней восточные провинции Турции. Во-вторых, в мае 1919 г. под прикрытием флота союзников греческие
войска оккупировали город Смирну (ныне Измир). Армян и турок, турок и греков разделяла многовековая жестокая ненависть, и в прошлом борьба между ними не раз превращалась в резню. Пока хозяевами положения были турки, они пролили много армянской крови (особенно во времена Абдул-Хамида II и младотурок), и подчинению армянам турки предпочитали войну. Террор и надругательства над турецким населением, воцарившиеся в Смирне, также вызвали бурную реакцию, т. к. турки увидели, какую судьбу готовят им их старые враги и бывшие подданные — греки. Националистическое движение усилилось и под влиянием призывов и воззваний Кемаля приобрело организованный и сплочённый характер. Многие из турецких офицеров и солдат, пребывавших в нерешительности, присоединились к нему, хотя это означало неподчинение султану — ведь последний уже отдал приказ об аресте генерала.
В сентябре 1919 г. в городе Сивасе состоялся конгресс представителей населения. Он заявил о создании движения сопротивления во главе с Кемалем-пашой и принял так называемый «Национальный обет», содержавший условия мира с союзниками и требование полной независимости Турции. Султан стал несколько опасаться кемалистов и потому согласился на созыв парламента (меджлиса) в Стамбуле. Кемаль не доверял стамбульским политикам и не поехал в столицу, хотя и был избран депутатом меджлиса.
Действительно, уже через полтора месяца после его созыва англичане ввели в город свои войска, объявили военное положение, арестовали 40 депутатов-националистов и отправили их в ссылку на остров Мальта. Турцию снова охватило сильное возбуждение. Теперь всем стало ясно, что султан — лишь марионетка в руках англичан. Многие депутаты бежали в город Ангору (ныне Анкара), где под руководством Мустафы Кемаля собрался парламент, назвавший себя Великим национальным собранием Турции (ВНСТ). Собрание провозгласило себя правительством страны и заявило, что в тот день, когда англичане заняли Стамбул, власть султана перестала существовать. За исключением Стамбула и Смирны, кемалисты уже тогда контролировали территорию всей Турции.
В ответ султан объявил националистическое движение мятежным, а глава мусульманского духовенства (шейх-уль-ислам) назвал Кемаля и его сторонников вероотступниками. Военный суд заочно приговорил генерала к смерти. Он превратился в человека, стоящего вне закона, бунтовщика и предателя ислама, которого мог убить любой религиозный фанатик. Султан объявил также кемалистам «джихад», т. е. священную войну, и создал для борьбы с ними особую армию. Для организации восстаний по стране были разосланы представители духовенства. Мятежи происходили повсюду, и Турцию охватила гражданская война, беспощадная с обеих сторон. Одновременно греки вели себя так, будто они навечно стали хозяевами страны. Они опустошали плодородные долины, изгоняли тыся-
чи турок, ставших бездомными. Греки продвигались вперёд, почти не встречая сопротивления.
Кемалисты оказались в трудном положении — освящённая религией гражданская война на родине, иностранное вторжение, тоже направленное против них, причём за султаном и греками стояли союзные державы. Но Кемаль-паша воодушевлял турок, подчёркивая: «Народ, который идёт на все жертвы ради жизни и независимости, не может потерпеть поражение. Поражение означает, что народ мёртв ».
В августе 1920 г. был опубликован Севрский договор, составленный союзниками для поверженной Турции и подписанный стамбульским правительством. Он предполагал расчленение страны и контроль Запада над её внутренними делами. Опубликование договора вызвало возмущение турок, влияние националистов ещё более выросло, всё больше и больше людей обращалось к ним в поисках путей спасения государства. Англия и Франция хотели заставить мятежников принять договор силами греческой армии. Началась настоящая греко-турецкая война. На протяжении лета и осени 1920 г. успех был на стороне греков, которые теснили турок. Кемаль-паша и его соратники прилагали все усилия, чтобы создать боеспособную армию из остатков османских войск. Помощь — оружие, боеприпасы, золото — им пришла со стороны Советской России, заинтересованной в ослаблении влияния своих главных врагов. Чтобы закрепить особые отношения между турками и Россией, большевики отдали им армянские города Карс и Ардаган, присоединённые когда-то к империи Романовых.
Весной—летом 1921 г. греки предприняли отчаянную попытку взять столицу Кемаля — Анкару. Но туркам удалось приостановить их наступление в битве у села Иненю, а 23 августа 1921 г. началось решительное сражение на реке Сакарье. В течение 22 дней обе армии стояли друг против друга на этой реке, ведя непрерывные беспощадные бои с вековым ожесточением. Это было тяжелейшее испытание на выносливость. Турки уже едва держались, когда греки стали отступать. Следуя своему обычаю, греческая армия, отступая, сжигала всё на своём пути и превратила 200 миль плодородной земли в пустыню. ВНСТ присвоило Мустафе Кемалю-паше, лично руководившему войсками в битве на Сакарье, почётный титул «Гази», что означает «победитель ».
Равновесие сил сохранялось довольно долго, но в августе 1922 г. турецкая армия после тщательной подготовки прорвала фронт и отбросила греков к морю. Даже отступая, греки мстили, убивая всех попадавшихся им на пути турок — мужчин, женщин и детей. Турки действовали не менее безжалостно и почти не брали пленных. Большей части греческой армии удалось бежать морем из Смирны, но многие кварталы города были сожжены.
После этой победы Кемаль-паша повернул свои войска на Стамбул. Недалеко от города они были остановлены англичанами. Какое-то время существовала опасность англо-турецкой войны, но британцы, не желая увязать в азиатских делах, вынуждены были пойти на переговоры. В конечном итоге в июле 1923 г. Лозаннский договор, подтвердивший почти всё, чего требовали кемалисты в «Национальном обете», был подписан. Турции здесь снова помогла поддержка Советской России, а также взаимная подозрительность европейских держав.
Генерал добился главной цели, ради которой он поднял турок на казавшуюся почти безнадёжной борьбу, — независимости родины. Но даже в час больших побед он не собирался возвращаться к временам господства Турции над нетурецкими территориями — Ираком, Сирией, Палестиной и т. д. Кемаль-паша не считал возможным вмешиваться в дела других народов и соответственно не терпел вмешательства иностранцев в дела Турции. Турция стала однородным в этническом отношении государством. Спустя несколько лет по предложению Греции произошёл обмен населением, не имевший прецедента в истории. Греки, остававшиеся в Анатолии (около 1,5 млн. человек), были отправлены в Грецию, а турки из Греции — в Турцию. Этот обмен сорвал с насиженных мест огромное число людей и полностью расстроил хозяйство Турции. Дело в том, что турки всегда были прекрасными солдатами, но главную роль во внутренней торговле традиционно играли анатолийские греки.
Став в возрасте сорока с небольшим лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи — модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники. Он полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие державы. Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, т. к. очень нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями. Начал Кемаль со свержения султана, исполнявшего все требования англичан. В ноябре 1922 г. султан Мехмед VI был обвинён в государственной измене (он тайно перебрался на английской санитарной машине на борт корабля британских ВМС и бежал на остров Мальта). В октябре 1923 г. состоялось провозглашение Турции республикой со столицей в г. Анкара. Президентом её был избран Кемаль, который фактически обладал диктаторскими полномочиями и сосредоточил в своих руках всю власть. Национальное собрание следовало его указаниям. Он развернул наступление на многие старые обычаи и без особого почтения относился к исламу. Воспользовавшись подвернувшимся случаем, в марте 1924 г. по его требованию ВНСТ упразднило халифат — систему, в соответствии с которой турецкий султан являлся ещё и халифом, т. е. духовным руководителем мусульман всего мира, «повелителем правоверных». Так ушёл из жизни древний институт, сыгравший важную роль в истории. Турция превратилась в светское государство, где ислам не оказывает прямого воздействия на политику. Интересно, что некоторые просили самого Кемаля-пашу возложить на себя
обязанности халифа, но он категорически отказался. Он ориентировался в целом на Запад, на Европу, и хотел как можно скорее осуществить модернизацию Турции. Новым идеалом для турок должен был стать национализм, свободный от религиозной нетерпимости.
Начал европеизацию Мустафа Кемаль с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску — головной убор, ставший к тому времени символом турок и в какой-то мере мусульман вообще. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Кемаль объявил ношение фески преступлением. Конечно, дело было не столько в безобидном головном уборе, сколько в борьбе со старыми обычаями. По стране в связи с этим запретом прокатилась волна беспорядков. Они были подавлены, а их участники жестоко наказаны.
Следующим шагом турецкого президента было то, что он распустил все мусульманские монастыри и религиозные ордена и конфисковал в пользу государства их имущество. Традиционно уважаемым в народе и влиятельным дервишам (нищенствующим мусульманским монахам) было сказано, что они должны трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Им запрещалось носить особую одежду.
Вместо закрытых властями мусульманских школ были созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Серьёзные изменения произошли в области права. До Кемаля законы Турции опирались на догматы Корана, называемые шариатом. Теперь были введены швейцарский гражданский кодекс, итальянский уголовный кодекс и германский коммерческий кодекс. Изменены были положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Было запрещено многожёнство.
Кемаль-паша придавал очень важное значение раскрепощению женщин. Он сделал всё возможное, чтобы турчанки лишились чадры (покрывала, в которое женщины мусульманского Востока при выходе из дома закутываются с головы до ног, оставляя лишь просвет для глаз), и добился успеха. Символом приобщения народа вообще и женщин в частности к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и прочие. В 1934 г. турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным для восточной страны делом.
Небольшим изменением, но важным показателем новой позиции турецких руководителей было неодобрение традиционного приветствия «салам». Кемаль ясно заявил, что рукопожатие — более современная форма приветствия, которой в будущем следовало бы пользоваться.
Затем пожизненный президент перешёл в наступление на турецкий язык, или, точнее, на те его элементы, которые он считал иностранными. Турки пользовались арабским письмом, а Кемаль считал его и трудным, и чужеземным. Воспользовавшись
советским опытом перевода письменности народов Средней Азии на латинский алфавит, турецкие специалисты применили ту же систему к своему языку. Сам Кемаль-паша развернул энергичную кампанию за её введение. После нескольких лет пропаганды законом был установлен срок, после которого запрещалось пользоваться арабским письмом и вместо него вводился латинский алфавит. Всем в возрасте от 16 до 40 лет надлежало посещать школы для изучения латинского письма. Чиновники, не знающие его, увольнялись. Заключённых, отбывших сроки наказания, не выпускали из тюрем, если они не умели читать и писать по-новому. Конечно, такие меры, такую резкую ломку традиций можно было проводить в жизнь только благодаря громадной личной популярности диктатора. Вряд ли нашлось бы много правителей, которые осмелились бы так вмешиваться в жизнь людей.
Когда в 1934 г. турки получили фамилии (до этого они пользовались только именами), Национальное собрание дало Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «Отец турок». Специальный закон запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны. Действительно, большие преобразования полностью изменили жизнь страны, где выросло целое поколение людей, на знающих прежних обычаев и религиозных традиций. Однако Турция 20—30-х гг. не была идеальным обществом, бодро шагавшим во главе со своим вождём по пути модернизации. Ататюрк явно предпочитал бедность и медленное развитие национальной промышленности зависимости от западных держав. Его правительство не поощряло создание иностранных предприятий, заграничные товары облагались большими пошлинами. Национальная промышленность принадлежала государству, и его чиновники далеко не всегда успешно управляли заводами, фабриками, железными дорогами.
Всякие сомнения людей в правильности действий пожизненного президента вызывали жестокие репрессии. После того как какой-то религиозный фанатик совершил на его жизнь покушение, так называемые «суды независимости» распространились по всей Турции. Они не щадили даже героев борьбы за независимость, бывших соратников Кемаля, смещая их с высоких постов, отправляя в ссылку и даже приговаривая к смерти. Их обвиняли в том, что они вступили в сговор с зарубежными врагами Турции и покушались на безопасность государства. Самым жестоким образом в 20-е гг. было подавлено восстание курдов (народа, проживающего на территории Турции, Ирана, Ирака и др.), стремившихся к независимости. Система «турецких очагов», а затем «народных домов» твердила каждому турку о выдающихся талантах и полной непогрешимости Ататюрка. Понятно, что ни о какой серьёзной оппозиции политике диктатора в тогдашней Турции не могло быть и речи.
Умер президент Ататюрк в Стамбуле 10 ноября 1938 г. в возрасте 57 лет. Его имя окружено в нынешней европеизированной индустриальной Турции необыкновенным почётом и поклонением.
БЕНИТО
МУССОЛИНИ
Бенито Муссолини — основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань катастрофы. В 1920—1930-е гг. имя Муссолини знала вся Италия от мала до велика. Его профиль с бритой головой и выпяченной нижней челюстью чеканился на монетах, его многочисленные портреты, бюсты, фотографии красовались во всех государственных учреждениях и жилых домах. Его имя набиралось крупным шрифтом на каждой странице во всех газетах, неоднократно в течение дня звучало по всем программам национального радио. Кинохроника запечатлевала его на многочисленных парадах, митингах, соревнованиях. Это был крупнейший в Европе культ личности, безраздельно господствовавший в Италии с октября 1922 г. по июль 1943 г.
Народу Муссолини представлялся человеком смелым, всемогущим, постоянно думающим о гражданах Италии, озабоченным её благом. Уходя из своего кабинета, он любил оставлять зажжённым свет, чтобы одинокие прохожие останавливались и под немигающими взглядами охранников дуче думали о вожде, работающем до глубокой ночи.
Бенито Муссолини родился в 1883 г. в семье деревенского кузнеца в провинции Форли области Эмилия-Романья, в небольшой деревушке Довиа. Его мать была школьной учительницей, верующей, отец — ярым анархистом и безбожником. Имя Бенедетто, предложенное матерью, что в переводе с итальянского означает «благословенный», отец при крещении переделал на Бенито — в честь известного тогда в Италии мексиканского либерала Бенито Хуареса. Детские годы Бенито Муссолини ничем особенным не были отмечены. Правда, он научился хорошо играть на скрипке. Потом это послужило для дуче поводом говорить о своей принадлежности к артистическим натурам. Вообще он любил подчёркивать свою исключительность, избранность. Даже присвоил себе титул «пилот Италии № 1», т. к. с удовольствием управлял самолётом. Любил он сравнивать себя и с героями Древнего Рима, особенно с Юлием Цезарем (возможно, потому, что в это время быстро лысел).
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 558;