АНТИСЕМИТИЗМ ГИТЛЕРА
Очищение Германии от «еврейского засилья» было одной из основных программных установок Гитлера. Антисемитизм нацистов вырастал из старых националистических предрассудков, а также условий политической борьбы конца XIX — первой трети XX вв. В это время еврейское национальное движение начало превращаться во влиятельный фактор международной жизни, а многие евреи стали играть важную роль в буржуазно-демократических, социал-демократических и коммунистических партиях. Они выступили по сути дела в роли ниспровергателей старых порядков, т. е. оказались в лагере противников консервативных, традиционных сил. Враждебное отношение к евреям со стороны НСДАП стимулировалось и тем, что еврейский капитал, игравший видную роль в банковском деле, торговле и промышленности Германии, составлял подчас серьёзную конкуренцию немецкому национальному капиталу, и тот, как и правые политические круги Германии, был заинтересован в устранении соперников.
Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации. Широкие международные связи еврейского капитала, а также политиков еврейской национальности, в том числе с промышленными и политическими кругами стран, которые нацисты объявляли исконными врагами Германии, давали Гитлеру и его окружению повод для широкой пропаганды
Вместе с националистическими идеями в сознание молодого Гитлера прочно вошли враждебность к марксизму (как к учению, отвергающему национализм) и антисемитизм — ненависть к евреям, которых правые силы объявили носителями революционных идей и врагами национального государства.
Идеям, захватившим его в молодости, Гитлер останется верен всю свою жизнь. Доведённые до крайности, они станут основой программы той партии, которую он возглавит, — Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Их он попытается осуществить на практике, что приведёт к планомерному истреблению целых народов. Но это произойдёт позднее, а пока... А пока шёл май 1913 г.
В дверь тихо постучали.
— Господин Гитлер, — раздался голос домохозяйки, — вам снова повестка. Просят явиться на призывной пункт. Господин Гитлер, вы меня слышите?
Хозяин комнаты не отвечал. Он молча стоял у окна и напряжённо думал. Это была уже вторая повестка, которая пришла по этому адресу. За последний год он сменил несколько квартир, пытаясь скрыться из поля зрения военного ведомства. Но всякий раз его находили.
«Конечно, служить в армии — это священный долг патриота и гражданина, — рассуждал он про себя. — Но не служить же этой прогнившей Дунайской монархии, этому престарелому Францу-Иосифу! Уж если служить, то только Германской империи и Вильгельму II». За этими размышлениями как-то сам собой созрел план уехать в Германию... Через несколько дней Гитлер сошёл с поезда на главном вокзале в Мюнхене. С этого момента его судьба была уже неразрывно связана с Германской империей.
Однако расчёт Гитлера, что в Мюнхене его не найдут, не оправдался. В феврале 1914 г. беглецу всё-таки пришлось на короткое время вернуться в Австрию и явиться на призывной пункт. Правда, то, что там произошло, иначе как иронией истории не назовёшь: Адольф Гитлер, будущий верховный главнокомандующий вермахта, был признан... негодным к строевой службе.
Нет, молодой Гитлер не боялся тягот армейской жизни и не был трусом. Его уклонение от призыва в армию имело политические причины. Одержимый «великогерманской идеей», он готов был служить, но только не австрийскому императору, а германскому кайзеру. Прошло всего несколько месяцев, и в августе 1914 г. он вступил добровольцем в германскую армию. В боях на Западном фронте ефрейтор Гитлер проявил отвагу и смелость, за что был награждён Железным крестом первого класса — орденом, которого низшие чины удостаивались лишь в самых исключительных случаях.
...9—10 ноября 1918 г. в Германии произошла революция. Вильгельм II был свергнут. 11 ноября новое правительство во главе с социал-демократами приняло решение о прекращении войны. Сообще-
ние о капитуляции привело Гитлера в ярость. «Четыре года кровопролитной войны, миллионы жизней, брошенных на алтарь победы, и всё напрасно! Горстка негодяев, окопавшихся в тылу, захватила власть и нанесла удар в спину германской армии, предала её и всю страну!» — негодовал он.
Возмущение его ещё усилилось, когда новое германское правительство приняло условия мира, продиктованные ему Англией и Францией: Германия лишалась колоний, части собственной территории, её армия и флот резко сокращались, на неё возлагалась обязанность выплатить огромные репарации. Тогда Гитлер и принял окончательное решение стать политиком, чтобы бороться против «ноябрьских предателей» и «грабительского мира». Уволенный из армии, в мае 1919 г. он обратился к своим бывшим командирам с предложением использовать его на политической работе. Ему поручили вести агитацию среди возвращающихся на родину из плена германских солдат. За этим заданием последовало новое: вести наблюдение за деятельностью мелких правых партий в Мюнхене. В одну из них — Немецкую рабочую партию, переименованную позднее в НСДАП, — он и вступил осенью 1919 г. Ему был выдан членский билет за номером 55 и поручено вести работу по вербовке новых сторонников партии. Так началась политическая карьера будущего «вождя германской нации».
Гитлер, вне всяких сомнений, обладал качествами выдающегося лидера, что обнаружилось уже с первых его шагов в политике. Хороший организатор, он оказался и талантливым оратором, умевшим находить контакт с аудиторией, «зажигать» её своими эмоциональными, яростными речами. Это был убеждённый человек, фанатично преданный своим идеям (как бы мы к ним ни относились), и этот фанатизм, подкреплявшийся искусной демагогией, гипнотически влиял на людей. Гитлер обладал уникальной способностью играть на инстинктах масс и умело направлял их недовольство против тех, кто, по его убеждению, являлся «врагом германской нации» и нёс ответственность за обрушившиеся на неё беды. Таковыми он объявлял коммунистов, социал-демократов, евреев, масонов, державы-победительницы — Англию и Францию, а также большевистскую Россию.
Соратники по партии очень быстро признали его своим лидером. В июле 1921 г. он стал руководителем НСДАП, а его приверженцы начали создавать вокруг его персоны культ «великого вождя».
8—9 ноября 1923 г. Гитлер и его сторонники, поддержанные некоторыми военными, предприняли попытку государственного переворота. Они вышли на улицы Мюнхена, рассчитывая свергнуть местное правительство и из Мюнхена начать поход на Берлин. В обращении к немецкому народу Гитлер поспешил провозгласить: «Правительство ноябрьских преступников с сегодняшнего дня объявляется низложенным. Образуется временное немецкое национальное правительство». В этом правительстве Гитлер, очевидно, отводил себе ведущую роль.
Однако путч был подавлен. Сам Гитлер, получив-
тезиса о «всемирном жидомасонском заговоре», преследующем якобы цель установить над человечеством еврейское господство. «Мировому еврейству» национал-социалисты противопоставляли «арийскую идею» — идею общности германских и родственных им по крови народов, принадлежащих к «нордической расе». Именно эти народы («сверхлюди»), а не евреи и другие «недочеловеки», заявляли нацисты, призваны править миром. Рассматривая национальный вопрос сквозь призму примитивного социал-дарвинизма, Гитлер и его сторонники переносили законы борьбы видов, присущие животному миру, на общественную жизнь и этим обосновывали свою политику геноцида в отношении евреев и других народов, объявленных ими «неполноценными».
Еврейскому вопросу нацисты отводили важную роль в манипулировании сознанием широких масс немцев. Создавая в лице евреев образ «внутреннего врага» и объявляя их источником всех бед нации, Гитлер и его окружение уводили людей от понимания подлинных причин тех трудностей, которые переживала Германия.
*
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 958;