ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ

Власть всегда порождает соперничество. Сред­ние века прошли под знаком нескончаемых поединков между баронами, герцогами, ко­ролями и императорами. И нередко бывало, что отправной точкой такого противоборства станови­лись не земли — они приложатся, — а сама власть, право главенства в сложной иерархической системе общества. За это на протяжении веков резали друг другу глотки самые близкие родственники и даль­ние свойственники, имевшие хотя бы относитель­ное право оказаться у власти. Борьба разных коро­левских родов за трон с помощью оружия, коварст­ва, подкупа и предательства — династические вой­ны. Трудно назвать страну, которую не посетило бы это несчастье. Нередко династические распри были лишь поводом, а истинной причиной являлись глу­бокие противоречия между различными социаль­ными слоями, интересы которых выражала та или иная благородная фамилия. Так случилось в Визан­тии в конце XII в., когда на престоле оказался малолетний Алексей II, а регентшей стала враждеб­ная интересам страны Мария Антиохийская. В связи с непопулярностью регентши возникли сму­ты, воспользовавшись которыми, к власти пришёл представитель боковой ветви правящего дома Комнинов — Андроник. Обиженные вельможи при­звали норманнов, которые свергли Андроника и посадили на престол Исаака II Ангела. Его в свою очередь лишил престола собственный брат (визан­тийцы вообще славились своим коварством). Но эта

распря не вылилась в противоборство армий враж­дующих сторон, как в других государствах. На­пример, на Руси в 1420—1450 гг. оспаривали в битвах право на великокняжеский престол у Ва­силия II его дядя, Юрий Дмитриевич, а потом его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

За династическим поводом иногда скрывалось давнее соперничество не социальных слоёв, а целых государств. Такой была Столетняя война. Причины её крылись в противоречиях между двумя страна­ми, а повод был сугубо династический — претензии английского короля, внука французского короля Филиппа IV Красивого, на французский трон.

Но самой известной из династических распрей стала, может быть, благодаря своему романтичес­кому названию, война Алой и Белой розы, разра­зившаяся в XV в. в Англии. Смуты и усобицы, пред­шествовавшие ей, начались ещё раньше, в конце XIV в. Разоряющиеся лорды старались поддержать уходящее могущество с помощью оружия. Они со­бирали вооружённые отряды (в сущности настоя­щие банды) из родственников, вассалов и наёмни­ков и принимались терроризировать своих слабых соседей, грабить на дорогах. Найти управу на мо­гущественных сеньоров было практически невоз­можно. Им ничего не стоило не только затеять дра­ку во время судебного разбирательства над кем-ни­будь из «соратников», но и привести вооружённую дубинами свиту в парламент. Так поступали и ба­роны, и имеющие виды на трон принцы крови,

которых охотно поддерживали знатные разбойники, рассчитывающие извлечь выгоду из смены правителя. Силой утвердилась в 1399 г. на английском тро­не династия Ланкастеров: сын герцога Джона Лан­кастерского отнял престол у своего двоюродного брата Ричарда II Плантагенета и стал королём Ген­рихом IV Ланкастером. Впрочем, править спокойно ему не удалось: не в силах справиться с баронскими смутами, не прекращавшимися всё его царствова­ние, измученный тяжёлой болезнью — проказой, Генрих IV в 1413 г. передал корону своему сыну. Генрих V — молодой, талантливый, удачливый — за своё не слишком долгое правление успел принять участие в Столетней войне, разбить французов в битве при Азенкуре и заключить мир, по которому король Англии фактически становился наследни­ком французского престола. Но вот вырастить сво­его наследника Генрих V так и не успел. Когда он умер от случайно подхваченной лихорадки, его сы­ну было всего десять месяцев. Генрих VI рос среди непрерывных ссор боровшихся за власть и влияние родственников и опекунов. Правление короля-ре­бёнка, равно как и короля, не успевшего обзавес­тись прямым наследником, — благодатное время для тех, кто желал бы сам сделаться наследником. При Генрихе VI стал претендовать на престол гер­цог Ричард Йоркский (внук Эдмунда Йорка, род­ного дяди Генриха IV), хозяин огромных владений, решительный и властный магнат, имеющий огром­ное число сторонников. Ричарда Йорка не без осно­вания побаивались и старались держать подальше от королевского двора. Однако сделать это было не­просто. Генрих VI вырос безвольным и болезнен­ным, делами заправлял фаворит его жены, энер­гичной Маргариты Анжуйской.

В 1450 г.. воспользовавшись волнениями в стра­не, Ричард Йорк самовольно оставил пост вице-ко­роля Ирландии, вернулся в Англию и начал де­монстрацию силы, умудряясь, однако, при этом вы­казывать верноподданнические чувства Генри­ху VI. Главный удар герцог и его сторонники на­правили против герцога Сомерсета, пользовавшего­ся неограниченной властью при королевской чете. На его изгнании настаивала поддерживающая Йор­ка палата общин, но Генрих VI проявил завидную твёрдость. Тогда в 1451 г. один из депутатов парла­мента прямо внёс предложение о провозглашении Ричарда Йорка наследником престола (детей у ко­роля долго не было). В ответ Генрих VI распустил парламент и заключил дерзкого депутата в Тауэр. С этого момента началось открытое противостояние Йорков, в гербе которых была изображена белая роза, и Ланкастеров, в гербе которых была алая роза: война Алой и Белой розы. Соперничество это вылилось в кровопролитную тридцатилетнюю бой­ню.

В августе 1453 г. Генрих VI в результате силь­ного испуга повредился в рассудке. Воспользовав­шись этим, Ричард Йорк добился для себя важней­шей должности — протектора государства. Но к Генриху VI вернулся рассудок, и позиция герцога

пошатнулась. Не желая расставаться с властью, Ри­чард Йорк собрал вооружённые отряды своих при­верженцев. Он решил, что гибель на поле боя лучше смерти на эшафоте. В 1455 г. в городке Сент-Олбанс на узеньких улочках произошло сражение между войсками герцога и короля. Исход схватки решил молодой сторонник Йорка граф Уорик, который, прорвавшись со своими людьми через заборы и ого­роды, ударил с тыла по королевским войскам. В полчаса всё было кончено. Многие Ланкастеры — сторонники короля, в том числе и герцог Сомерсет, погибли. Сам король оказался в руках Ричарда Йорка. Родственники погибших сеньоров горели местью. Так началась война Алой и Белой розы. После сражения у каждой стороны чётко обозначи­лись сторонники: Йорков поддерживали более раз­витые юго-восточные районы Англии, лондонские купцы, горожане — те, кто был заинтересован в установлении сильной королевской власти. За Лан­кастеров стояли независимые феодалы Северной Англии. Впрочем, соображения сиюминутной лич­ной выгоды, страх мести и жажда наживы поро­дили в ходе этой войны огромное число предателей и перебежчиков.

После поражения в Сент-Олбансе Генриха VI снова охватило безумие, и борьбу с Ричардом Йор­ком возглавила королева Маргарита. В конце 1460 г. ей удалось взять реванш — в жестокой бит­ве перед воротами своего замка Уэйкфильд Ричард Йорк погиб. Вместе с ним погибли его 17-летний сын и многие преданные ему бароны. С оставши­мися в живых королева расправлялась с неженской жестокостью. Голова погибшего Йорка, увенчанная короной из позолоченной бумаги, была выставлена над воротами города Йорк в назидание новым пре­тендентам на престол. О трагедии при Уэйкфильде вскоре узнали старший сын погибшего герцога Йоркского граф Эдуард Марч и Уорик, некогда от­личившийся в уличной схватке, а теперь вождь йоркистов, талантливый полководец, оратор и дип­ломат. Они поспешили в Лондон, жители которого были в панике от известия о приближении армии королевы Маргариты, её солдаты нещадно грабили попадающиеся на пути города. Армия йоркцев бы­ла встречена с радостью. Здесь Уорик удачно под­нял вопрос о правах Эдуарда Марча на престол. Лондонцы согласились объявить его королём Эду­ардом IV. 3 марта 1461 г. депутация лордов и знат­ных горожан просила графа Марча принять корону. Но торжественная коронация 19-летнего короля состоялась только после того, как он, разгромив в очередной битве войска ланкастерцев, занял Йорк, жестоко отомстил за отца, выгнал королеву Марга­риту и находящегося с ней Генриха VI в Шотлан­дию и подчинил себе север страны.

Царствование Эдуарда IV длилось 22 года (1461 —1483 гг.). Первые годы молодой король, взвалив всю тяжесть власти на верного Уорика (прозванного «делателем королей»), проводил вре­мя в пирах и турнирах. Но вскоре царственный по­веса превратился в умного деятельного правителя. Тут у него начались разногласия с Уориком по по-

воду отношений с Францией: Уорик стоял за союз с королём Людовиком XI, а Эдуард — за союз с его соперником Карлом Бургундским. Разногласия за­кончились полным разрывом между королём и «де­лателем королей». Уорик возглавил мятеж против Эдуарда. Войско короля было разбито, сам он стал пленником Уорика. Эдуард не скупился на обеща­ния, чтобы вернуть себе свободу, и Уорик вскоре отпустил своего пленника. Но король вовсе не соби­рался выполнять свои обещания, и борьба между ним и его бывшим сподвижником разгорелась с но­вой силой. Постепенно Уорик всё больше сближал­ся с ланкастерцами, даже заключил договор с ко­ролевой Маргаритой. В 1470 г. он решил создать, а вернее, воссоздать своего очередного короля. Ген­рих VI, безумный, немощный, незадолго до этого в беспамятстве бродивший по дорогам Англии с ни­щенствующими монахами, заключённый затем в Тауэр, был освобождён Уориком и провозглашён королём. Полгода Уорик снова мог править само­властно. Но весной 1471 г. Эдуард IV в сражении у города Барнета разгромил войска мятежного графа. Уорик был убит. Несчастный Генрих VI тоже вскоре умер (или был убит, т. к. смерть его случилась как нельзя вовремя). У Ланкастеров не осталось ни од­ного возможного претендента на престол. Уцелел только дальний родственник ланкастерского дома Генрих Тюдор, граф Ричмонд, укрывшийся во Франции. Однако кровавые усобицы на этом не пре­кратились.

Эдуард IV правил ещё 12 лет. К концу правления он сделался болезненным, вялым, обрюзгшим чело­веком, хотя вовсе не был стар. По мере того как ослабевала воля короля, возрастала роль, которую играл при нём его младший брат Ричард, герцог Глостер. Во всех мятежах и смутах он оставался верен Эдуарду. Ричард был талантливым админист­ратором, способным полководцем. Природа обдели­ла его красивой внешностью, но этот недостаток компенсировался волей и живым умом. От рожде­ния он был кособокий. Ричард изнурительными фи­зическими упражнениями добился того, что этот изъян стал почти незаметен. Эдуард IV умер неожи­данно в 1483 г. Наследовать ему должен был 12-летний сын. Королю-мальчику требовался регент. Родственников королевы Елизаветы, вдовы Эдуар­да IV, многочисленных и жадных, не любили в рав­ной степени и лорды, и горожане. Арестовав род­ственников королевы, герцог Ричард Глостер объ­явил насмерть перепуганному маленькому королю Эдуарду V, что теперь он будет его опекуном. Это был настоящий государственный переворот. Эду­ард V и его младший брат Ричард оказались в Тау­эре. Вскоре после этого Ричард Глостер инсцени­ровал своё «призвание на трон» и был коронован 6 июля 1483 г. под именем короля Ричарда III.

Ричард III ассоциируется с создан­ным Шекспиром образом злобного гор­батого карлика, всеми ненавидимого и сопровождаемого толпой призраков убитых им лю­дей. Действительно, малолетние сыновья Эдуар­да IV были убиты в Тауэре по его приказу. Вероят­но, Ричард приложил руку и к убийству в 1471 г. короля Генриха VI. Но на самом деле он был не более кровожаден, чем любой из правителей того времени. Ричард Глостер, выросший среди крова­вых смут, принимал в них непосредственное учас­тие наравне с другими героями Войны роз. Он был воин, ему не раз приходилось убивать в сражении собственноручно — и поэтому на кровь он мог смот­реть вполне равнодушно. Ричард III был человеком своего времени и королём своего времени. И не са­мым плохим королём. Его реформы — запрещение насильственных поборов, упорядочение судопроиз­водства, охрана интересов английского купечества

— были популярны в народе. Недаром именно «кровожадный злодей» Ричард III считался у анг­личан чуть ли не единственным королём, который ставил интересы государства выше собственных.

Тем не менее правление Ричарда III продлилось недолго. Уже в 1483 г. началась новая волна мя­тежей, затеянных уцелевшими сторонниками Лан­кастеров. Укрывавшийся во Франции Генрих Тю­дор предпринял попытку вторжения в Англию, но вынужден был бежать. Предчувствуя, что этим де­ло не кончится, Ричард начал готовиться к новым выступлениям. Он собирал войска, копил средства. Генрих Тюдор действительно не заставил себя ждать: 7 августа 1485 г. он высадился в Уэльсе. Армия Ричарда оказалась гораздо меньше, чем он рассчитывал: многие бароны предали его. Против­ники встретились у Босворта. Здесь Ричарда поки­нули даже его воины, деморализованные изменой одного из полководцев короля. Ричард III сделал всё, что зависело от его личного мужества. Он отка­зался бежать, когда ему предложили коня, заявив, что умрёт королём, дрался, пока достало сил, и был зарублен секирой. Здесь же, на поле битвы, Генрих Тюдор был провозглашён королём Англии.

Война Алой и Белой розы завершилась. За 30 лет она унесла почти четверть населения Англии, 80 представителей королевской крови, огромное ко­личество феодальных родов. Знать, ведущая свою родословную от некогда покоривших Англию нор­маннов, была истреблена полностью. На смену ей пришли новые дворяне. Генрих Тюдор, короновав­шийся под именем Генриха VI, основал новую ди­настию. Алая и Белая розы — Ланкастеры и Йорки

— обессилели и заглохли. Но два враждовавших цветка были соединены Генрихом VII на одном гер­бе — гербе Англии Тюдоров.

ЕЛИЗАВЕТА I ТЮДОР

Все замерли на борту пиратского галеона «Золотая лань», когда сама королева Англии Елизавета, сверкая драгоценностями, сопровождаемая пыш­ной свитой, поднялась на палубу. Лицо королевы было непроницаемо и надменно, в руке она держала обнажённую шпагу. Капитан галеона Фрэнсис Дрейк приветствовал государыню низким покло­ном. Он был в растерянности. Визит королевы — великая честь, но чем это может обернуться? Дрейк знал, что король Испании Филипп II требовал от английского правительства его казни за лихой на­лёт на испанские колонии. Значительная часть добычи от этого рейда досталась самой Елизавете. Но много ли значит для великой королевы жизнь одного пирата?

Елизавета приблизилась к капитану. Над палу­бой нависла напряжённая тишина, только ветер пе­ребирал снасти. Под взглядом королевы отважный пират опустился на колени.

— Фрэнсис Дрейк, я пришла взять твою голову! — голос Елизаветы прозвучал сурово, и Дрейк при­крыл глаза, видя, как сверкнула, взлетая, шпага. Но клинок остановился, так и не коснувшись шеи пирата. Кончик шпаги легко тронул его плечо, и в следующий миг оробевший Дрейк был посвящён в рыцари.

Елизавета I Тюдор родилась 8 сентября 1533 г. Она была дочерью короля Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. Через три года королеву Анну казнили, обвинив в измене царст­венному супругу, а Генрих VIII в гневе отрёкся от Елизаветы. Король так никогда и не признал её наследницей престола. Это сделал английский пар­ламент в 1543 г.

Отвергнутая отцом, маленькая принцесса Ели­завета всё-таки не была изгнана из дворца и росла среди придворных. В отличие от своей старшей сестры Марии она не могла похвастаться богатыми нарядами, зато похвалы учителей, которые зани­мались с королевскими детьми, чаще всего доста­вались именно ей. Елизавета оказалась способной, сообразительной и очень старательной ученицей. Принцесса писала и говорила по-латыни, читала по-гречески, знала французский, испанский и ита­льянский языки, играла на лютне и прекрасно тан­цевала. При этом она держалась скромно, стараясь лишний раз не напоминать о себе Генриху VIII, ко­торый словно бы мстил дочери за грех её матери: даже на смертном одре он ещё раз отрёкся от Ели­заветы.

После смерти неласкового отца-короля жизнь принцессы не стала лучше. Елизавете было только 15 лет, а вокруг неё уже плели опасные интриги. Честолюбивые придворные мечтали воспользовать-








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.