Первая половина XVI в.
Испания.
живать и защищать интересы Испании. На основании этих обязательств Португалия оказалась даже втянутой в войну с Англией, своим традиционным союзником на протяжении многих веков. Её последствия были трагическими для обоих пиренейских государств, но особенно для Испании. Английские корабли и шторм в проливе Ла-Манш уничтожили половину её военно-морского флота, «Непобедимой армады», окончательно подорвав надежды на морское могущество.
Сложности ожидали Филиппа II и в Нидерландах. В эпоху Карла V эта страна становится коммерческим центром Европы, а антверпенский порт — фактически центром мировой торговли; интенсивно развиваются металлургия, добыча угля, текстильное производство; складываются капиталистические отношения. Достижения Нидерландов несопоставимы с состоянием экономики в других частях Испанской империи, где в основном преобладали изжившие себя феодальные производственные отношения. Нидерланды имели политическую автономию и при Карле V не испытывали слишком уж бесцеремонного вмешательства испанского правительства в их внутренние дела. К тому же Карл V, часто бывавший в этой части своей империи, сумел установить хорошие отношения с нидерландской знатью и воспринимался ею не иначе как законный король. В отличие от отца Филипп II оказался затворником: с 1559 г. он ни разу не появлялся в Нидерландах. Конечно, это была существенная, но не основная причина обострения отношений между Испанией и Нидерландами. Главным были значительные различия в традициях, обычаях, интересах и культуре людей, населявших эти страны.
Вступившие на путь экономического процветания Нидерланды покрывали большую часть расходов на непрерывные войны, которые вели Карл V и Филипп II. Возможно, ещё более нестерпимыми, чем налоговый гнёт, были традиционное для метрополии высокомерие по отношению к зависимым от неё территориям, а также проводившаяся обоими королями религиозная политика. Их католический фанатизм встречал активное противодействие в протестантских Нидерландах. Особенно усердствовал Филипп II: он разрешил обосноваться в Нидерландах ордену иезуитов, хотя его и предупреждали, что это будет враждебно встречено местным населением. Король усилил борьбу не только с протестантами, но и с чиновниками, недостаточно решительно пресекавшими распространение «ереси». Было приказано конфисковывать имущество всех, кто эмигрировал по религиозным причинам, строго следить за странствующими певцами и актёрами, призывавшими к неповиновению, и, наконец, тайно казнить осуждённых. Если в Испании инквизиция делала ставку на публичное сожжение еретиков, то в Нидерландах было всё наоборот. Как было сказано в королевском указе, местные еретики «считают делом чести подвергаться публичной казни, так как благодаря своему упорству им ещё лучше удаётся привлечь людей к своим проклятым сектам и лжеучениям».
Вскоре нидерландская действительность выдвинула и лидеров, способных возглавить борьбу за независимость. Среди них первым был Вильгельм Оранский (1533—1584), очень богатый и влиятель-
1. Граница империи Карла V.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 774;