Первая половина XVI в.

Испания.

живать и защищать интересы Испании. На основании этих обязательств Порту­галия оказалась даже втянутой в войну с Англией, своим традиционным союзником на про­тяжении многих веков. Её последствия были траги­ческими для обоих пиренейских государств, но осо­бенно для Испании. Английские корабли и шторм в проливе Ла-Манш уничтожили половину её воен­но-морского флота, «Непобедимой армады», окон­чательно подорвав надежды на морское могущест­во.

Сложности ожидали Филиппа II и в Нидерлан­дах. В эпоху Карла V эта страна становится коммер­ческим центром Европы, а антверпенский порт — фактически центром мировой торговли; интенсивно развиваются металлургия, добыча угля, текстиль­ное производство; складываются капиталистиче­ские отношения. Достижения Нидерландов несопо­ставимы с состоянием экономики в других частях Испанской империи, где в основном преобладали изжившие себя феодальные производственные от­ношения. Нидерланды имели политическую автономию и при Карле V не испытывали слиш­ком уж бесцеремонного вмеша­тельства испанского правитель­ства в их внутренние дела. К то­му же Карл V, часто бывавший в этой части своей империи, су­мел установить хорошие отно­шения с нидерландской знатью и воспринимался ею не иначе как законный король. В отли­чие от отца Филипп II оказался затворником: с 1559 г. он ни ра­зу не появлялся в Нидерландах. Конечно, это была существен­ная, но не основная причина обострения отношений между Испанией и Нидерландами. Главным были значительные различия в традициях, обыча­ях, интересах и культуре лю­дей, населявших эти страны.

Вступившие на путь эконо­мического процветания Нидер­ланды покрывали большую часть расходов на непрерывные войны, которые вели Карл V и Филипп II. Возможно, ещё бо­лее нестерпимыми, чем налого­вый гнёт, были традиционное для метрополии высокомерие по отношению к зависимым от неё территориям, а также про­водившаяся обоими королями религиозная политика. Их ка­толический фанатизм встречал активное противодействие в протестантских Нидерландах. Особенно усердствовал Фи­липп II: он разрешил обосноваться в Нидерландах ордену иезуитов, хотя его и предупреждали, что это будет враждебно встречено местным населением. Король усилил борьбу не только с протестантами, но и с чиновниками, недо­статочно решительно пресекавшими распростране­ние «ереси». Было приказано конфисковывать иму­щество всех, кто эмигрировал по религиозным при­чинам, строго следить за странствующими певцами и актёрами, призывавшими к неповиновению, и, наконец, тайно казнить осуждённых. Если в Испа­нии инквизиция делала ставку на публичное сож­жение еретиков, то в Нидерландах было всё наобо­рот. Как было сказано в королевском указе, мест­ные еретики «считают делом чести подвергаться публичной казни, так как благодаря своему упор­ству им ещё лучше удаётся привлечь людей к своим проклятым сектам и лжеучениям».

Вскоре нидерландская действительность выдви­нула и лидеров, способных возглавить борьбу за не­зависимость. Среди них первым был Вильгельм Оранский (1533—1584), очень богатый и влиятель-

1. Граница империи Карла V.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 783;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.