Генрих. Гольбейн Младший.

Портрет Генриха VIII".

Гг.

ся неопытностью и молодостью наследницы престо­ла в своих интересах (парламент подтвердил, не­смотря на решение Генриха VIII, право Елизаветы наследовать корону Англии вслед за её братом Эду­ардом и сестрой Марией). Принцессе с трудом уда­лось избежать опасных подозрений. Не желая боль­ше подвергаться смертельной угрозе, Елизавета удалилась в своё поместье Хатфильд, где и пережи­ла страшные годы царствования своей сестры Ма­рии, прозванной Кровавой.

После смерти Марии в 1558 г. Елизавета всту­пила на престол. Страна досталась ей далеко не в блестящем состоянии, но 25-летняя королева обла­дала твёрдым и решительным характером, а скром­ная жизнь в прежние годы сделала её бережливой и расчётливой. Как и подобает правительнице ве­ликой страны, Елизавета имела пышный двор, бо­гатые наряды, однако тратила на это лишь треть того, что расходовала её предшественница Мария. Большую часть расходов на дворцовое великолепие новая королева старалась возложить на придвор-

Маркус Герардс Младший. "Елизавета в костюме для маски". 1600 г.

ных, разными способами добивавшихся её милости. Кроме того, частенько в целях экономии средств Елизавета со всем своим двором снималась с места и отправлялась в гости к какому-нибудь знатному вельможе, где и жила неделями на хлебах радуш­ного хозяина, который буквально разорялся после таких визитов.

Однако Елизавета умела использовать не только деньги, но и таланты своих подданных. Среди её приближённых были умные политики Сесиль и Уолсингем, раскрывший позднее заговор Марии Стюарт; философ Фрэнсис Бэкон; «король купцов», финансовый советник королевы Томас Грешем; мо­ряк, поэт, историк Уолтер Рэли. Благосклонность королевы нередко определялась женской симпати­ей, поэтому при дворе не переводились щёголи, пы­тавшиеся добиться внимания властительницы изящными манерами или красивой внешностью. Фаворитов она осыпала милостями. И в то же время деспотичной и скорой на расправу королеве ничего не стоило принародно дать пощёчину провинивше­муся любимцу.

К Елизавете Английской сватались русский царь Иван Грозный, испанский король Филипп II и французский принц Франсуа Анжуйский. Всем тро­им она отказала, не желая ни с кем делить судьбу своей страны, и вошла в историю как «королева-девица».

Но так же, как Елизавета отвергала одного за

ПРИБЛИЖЁННЫЕ ЕЛИЗАВЕТЫ I АНГЛИЙСКОЙ

Королева Англии умела выделить из своего окружения на­иболее умных и способных людей опору в нелёгком деле управления государством, проводников политики Её Величества на суше и на море, в Англии и за её пределами.

Первым другом и советником, служившим Елизавете ещё в те дни, когда она принцессой уединённо жила в поместье Хатфильд, стал выдающийся политик Уильям Сесиль. Это был умный, осторожный и преданный Англии человек. Взойдя на престол, Елизавета сразу назначила Сесиля членом Королевского Совете. С этого момента и до самой смерти он играл главную роль в английской политике. Королева говорила, что Сесиля «нельзя подкупить никакими дарами, и он всегда останется верен государству», и обра­щалась к нему как «к своей совести». Способный на компромиссы, сэр Уильям в то же время умел проявить нас­тойчивость даже в том случае, если его совет или предло­жение были не по нраву Елизавете, но могли послужить на пользу Англии. В знак признания заслуг своего помощника и друга королева даровала ему титул лорда Берли.

Ещё одним верным соратником Елизаветы I был Фрэнсис Уолсингем, член Тайного Совета, начальник разведки и контрразведки Англии. Ему принадлежит главная заслуга в раскрытии заговора Марии Стюарт и организации суда над мятежной королевой.

Уолсингем для своего времени был гением шпионажа. Он организовал сложнейшую разветвлённую сеть агентов в Англии и Европе, получая таким образом богатейшую ин­формацию о всех текущих событиях. Яростный противник ка­толицизма, сэр Фрэнсис Уолсингем считался злейшим вра­гом Испании, и его смерть в 1590 г. немало порадовала Фи­липпа II. Но, может быть, самой яркой фигурой среди при­ближённых королевы был Уолтер Рэли. Блестящий придвор­ный, он пользовался особым расположением Елизаветы, но прославился не как фаворит великой королевы.

Рэли соединил в себе талант учёного и поэта с отвагой мореплавателя. Он ненавидел Испанию и большую часть жизни провёл в борьбе с этим злейшим врагом своей родины. Рэли выдвигал планы создания английских колоний в Америке в противовес испанским владениям. Именно ему принадлежит честь основания в Северной Америке первой английской колонии Вирджинии, названной так в честь Елиза­веты — «королевы-девственницы» (virgin дева). Неутоми­мый искатель приключений, Рэли совершил экспедицию в Гвиану в поисках легендарной «Золотой страны Эльдорадо».

Жизнь сэра Уолтера Рэли завершилась трагически. Ис­панское правительство «по достоинству» оценило подвиги своего врага: в качестве одного из условий мире с Англией испанцы потребовали казни Уолтера Рэли. Наследник Елиза­веты I Тюдор Яков I Стюарт решил пожертвовать отваж­ным мореплавателем. Рэли окончил свою жизнь на эшафоте в 1618 г.

*

другим своих женихов, и её отказались признать законной правительницей подряд три римских Па­пы (т. к. Рим не признал законным брак Генри­ха VIII и Анны Болейн). Они несколько раз объяв­ляли её еретичкой и отлучали от церкви. Отверг­нутая главой католической церкви, Елизавета пре­красно понимала, что быть полновластной госуда­рыней в своей стране она сможет только в том слу-

чае, если будет протестанткой, как большинство англичан, и если станет править в интересах протестантов. Первое, что сделала королева, вступив на престол, — провозгласила государственной англиканскую церковь (анг­лийская протестантская церковь — независимая от Рима; глава церкви — король Англии). Католицизм — религия большинства европейских госу­дарств — в Англии превратился в гонимую старую веру и в то же время стал удобным прикрытием для агрессивных планов внешних врагов. Глав­ным из них был испанский король Филипп II. В своё время он был женат на Марии Кровавой — ярой католичке, сестре и предшественнице Ели­заветы — и являлся принцем-консортом Англии (муж королевы, но не король). После смерти Марии и отказа Елизаветы выйти за него замуж Филипп лишился всякого права на британский трон, но не потерял на­дежду покорить Англию. Стремясь к осуществлению своих планов, король Испании вместе с Папой римским попытался организовать всеобщую войну католических государей Европы с королевой-еретичкой. Желая посеять беспорядки внутри самой Англии, они поддержали претендовавшую на английский престол шотландскую королеву Марию Стюарт — послушную католичку.

Появление Марии Стюарт в Англии было очень опасно для Елизаветы — шотландская королева предъявляла свои претензии уже давно, и у неё нашлись сторонники в стране. Понятно, что королева приложила все ста­рания к тому, чтобы обезвредить соперницу. Мария вскоре стала плен­ницей Елизаветы, но и в плену оставалась центром заговоров, чинимых врагами королевы Англии. Правда, не дремали и верные слуги короны. Всё раскрылось. Марию, «обычно называемую королевой шотландской» (так писали в судебных документах), отдали в руки английского правосу­дия. За участие в заговоре с целью убийства Елизаветы I её приговорили к смертной казни и обезглавили 8 февраля 1587 г. в замке Фатерингей.

Вся Англия ликовала, узнав об этом. Сама же Елизавета не участвовала в общем торжестве и облачилась в траур по Марии Стюарт. Даже для такой твёрдой и решительной властительницы, как Елизавета, казнь королевы Шотландии была слишком смелым шагом. Впервые особу королевской кро­ви судили, приговорили к смерти и казнили за государственное преступ­ление. Так поступали с простолюдинами, дворянами, герцогами, в конце концов, но не с королями! Кровь королей считалась священной. Елизавета и сама была в этом твёрдо уверена, но, выбирая между кровью шотланд­ской королевы и спокойствием и могуществом Англии, она выбрала Анг­лию. Казнь Марии Стюарт показала, что короли отвечают за свои деяния, и избавила протестантскую страну от 30-летней угрозы насильственного возвращения католицизма.

Казнь Марии Стюарт стала вызовом всей католической Европе. Фи­липп II в бешенстве провозгласил себя претендентом на английский пре­стол и начал готовить вторжение в Англию.

На самом же деле эта война шла давно. Английские пираты нещадно грабили гружённые золотом корабли, идущие из Нового Света в Испанию. Елизавета сама покровительствовала морским разбойникам и потому почти не реагировала на бесконечные протесты испанского посла. Королева име­ла в деле морских грабежей свой интерес: вместе с приближёнными она вкладывала деньги в пиратские экспедиции за золотом короля Филиппа II и получала от этого просто сказочные прибыли. Естественно, что попол­нявших королевскую казну корсаров Елизавета не преследовала, а, на­оборот, осыпала всяческими милостями: Хоукинса и Дрейка сделала дво­рянами, а последнего, кроме того, назначила вице-адмиралом флота.

Чтобы положить конец пиратским нападениям, в 1588 г. Филипп II снарядил для захвата Англии огромный флот — «Непобедимую армаду».

Елизавета знала, что к серьёзной войне Англия не готова. Королевский флот состоял всего из 34 кораблей, а сильной сухопутной армии в стране вообще не было. Но речь шла о независимости Англии. Видя угрозу, всё население Англии сплотилось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне снарядили и прислали корабли. Самые прославленные пираты приняли








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.