Информационные жанры
Для воздействия на целевую аудиторию важнейшее значение имеют форма конкретных журналистских материалов, их специально организованное содержание. Ведущее место среди объединенных в группы форм (жанров) принадлежит в количественном отношении группе информационных жанров,которые составляют основную часть массовых текстовых потоков и позволяют аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых событий, связанных с PR-объектом.
Среди информационных жанров выделяют:
- заметка;
- случай-история;
- корреспонденция;
- отчет;
- интервью;
- репортаж и др.
Заметкакратко излагает результат изучения, дает своеобразный сигнал о существовании, об отсутствии, основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем это выступает как новость, т.е. информация должна быть более полной по сравнению с тем, что уже известно читателям. Чем больше «превышение», тем значимее информация для целевой аудитории.
Разновидностями заметки являются:
- событийная заметка;
- анонс (заметка, сообщающая о предстоящих мероприятиях, дающая
вероятностную или превентивную информацию);
- аннотация (заметка, дающая краткую информацию о книге, статье и т.п.);
- блицпортрет (заметка, раскрывающая краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности);
- мини-история (развлекательная заметка с фотографиями) и др.
С помощью заметки достигаются следующие необходимые для PR-кампании требования:
- оперативность и актуальность;
- точность, краткость и ясность изложения необходимого содержания.
Не будет преувеличением сказать, что заметка является некоторым исходным информационным жанром, т.е. таким типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры, более развернутые и по объему, и по своеобразию формы.
Среди них случай-история(кейс-история, the case history). Применяется обычно для рассказа об успешном использовании потребителем продукта или услуги компании или о разрешении проблемной ситуации. Опыт одного потребителя (производителя) может быть полезен для другого, поэтому СМИ в ряде случаев охотно их публикуют.
Кейс-историиобычно пишут по формуле:
а) представление проблемы одной компании (региона), актуальной и для
других;
б) как проблема рассматривается компанией (региональным руководством);
в) показ решения проблемы и его преимуществ;
г) детализация опыта решения проблемы.
Более развернутый информационный жанр - информационная корреспонденция- детальное и широкое освещение предмета (единичного события, явления, действия) с его фактологическим описанием, элементами оценки, прогноза и пр. с целью фиксации некоторых лежащих на поверхности параметров.
Публикации, отображающие всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. с точки зрения принятия на них различных документов и материалов, а также самого хода и порядка проведения, называются информационными отчетами.
Требования к информационному отчету:
- документальная точность;
- дословное изложение формулировок принятых решений.
Важнейшим и популярнейшим из информационных жанров является интервью- беседа,предназначенная для опубликования в прессе, передачи по радио или телевидению. Характерной особенностью интервью является то, чтоизложение фактов или высказывание о событиях ведется в нем от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста. Интервью ценно мнениями, основанными на глубокой осведомленности и личной привлекательности для читателей лица или лиц, имеющих к поставленным вопросам непосредственное отношение.
PR-специалисту следует помнить, что, когда интервью готовится начинающим журналистом, оно зачастую (даже при начальном позитивном настрое представителя СМИ) приобретает характер полной или сокращенной стенограммы разговора журналиста с его собеседником. Однако задача интервью в PR-разрезе заключается в другом: показать некоторое лицо в определенном ракурсе, продемонстрировать четкие политические или экономические принципы, создать интригу и т.д. В случае с интервью в прямом эфире требуемый результат достигается формулированием реплик и вопросов ведущего, в ситуации с печатными СМИ - компоновкой текста.
Существует несколько форм интервью.В их числе интервью-монолог,когда выбранному для беседы человеку задается один важный вопрос, на который интервьюируемый подробно отвечает; интервью-диалог- беседа в вопросах и ответах. Используется и форма коллективного интервью,дающего представление о мнениях нескольких людей. В этом случае инициируется сбор некоторой авторитетной группы (политических лидеров, независимых аналитиков, сотрудников государственных структур и др.) для выяснения и последующего сообщения аудитории спектра высказываний по определенной проблеме.
Более сложный и творческий характер носит интервью-зарисовка.Такое интервью отличается значительным расширением роли журналиста, который не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по обсуждаемой теме, рассказывает об атмосфере беседы, приводит дополнительные сведения о собеседнике, делает исторические отступления и т.д.
Особым видом интервью является анкетирование.В целях выяснения мнений больших групп людей формируется анкета, которая затем публикуется для всех читателей либо рассылается отдельным целевым аудиториям. Другой вариант - трансляция вопросов по радио или телевидению с предложением звонить в студию и давать на них ответы. Собранные результаты обрабатываются, а на их основе составляются аналитические материалы. Анкетные интервью в большинстве случаев не могут квалифицироваться как представительные опросы, однако в PR-обеспечении играют важную роль.
В результате соединения на страницах издания вопроса читателя и ответа на него журналиста либо какого-то компетентного лица возникает публикация «вопрос- ответ»(Question and Answer - Q&A). Этот формат удобен для разъяснения общественно важных для компании или персоналий вопросов.
Вспомним, что еженедельник «Аргументы и факты» своей славой обязан именно активному использованию материалов данного типа. Построенная по схеме «вопрос - ответ» «горячая линия» с заметной фигурой (политиком, государственным деятелем, артистом, ученым) в немалой степени способствовала популярности «Комсомольской правды».
Предпосылки успеха здесь - краткость формы и сфокусированность на тех проблемах, которые больше всего занимают внимание активной части аудитории. Часто жанр «вопрос - ответ» используется при необходимости создания дополнительного новостного повода для публикации в то время, которое необходимо заказчику. В этом случае журналист (копирайтер) придумывает
вопрос, выдавая его за поступивший со стороны, а потом сам же на него отвечает.
Старейшим, но нестареющим информационным жанром является репор-таж, который:
- дает возможность аудитории увидеть описываемое событие глазами
очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия»;
- вызвать сопереживание читателя по поводу того, о чем идет речь в тек-сте, через изложение динамики события и/или авторские переживания.
Репортаж наглядно представляет событие, происшествие, но эта наглядность, описательность (как и в других перечисленных информационных жанрах) несет главным образом «простую» информативную функцию.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1694;