Побочное действие антидепрессантов
Любые лекарственные средства, в том числе и современные психотропные, оказывая основное положительное терапевтическое действие, вызывают различные нежелательные побочные эффекты, в ряде случаев приводящие к тяжелым и опасным для жизни больных осложнениям.
В клинической фармакологии принято различать основное и побочное действие препаратов. Под основным действием лекарственного средства понимают желательное терапевтическое действие препарата, ради которого он назначается. Для антидепрессантов основным действием является их тимоаналептическая активность т.е. способность оказывать влияние на патологически сниженное настроение. Развитие побочных эффектов современных антидепрессантов связано с их вмешательством в нейромедиаторный обмен, блокадой синаптической передачи, нарушающей нейротрансмиссию, и отражает биологические закономерности действия препаратов.
Следует иметь в виду, что ряд нарушений соматического характера, возникающих на фоне приема антидепрессантов, могут быть обусловлены симптомами основного заболевания и не являться побочными эффектами препаратов. Они исчезают по мере улучшения психического состояния больных и редукции депрессивной симптоматики. Наиболее часто побочные эффекты при лечении антидепрессантами возникают у больных с церебральной органической недостаточностью, у пожилых и ослабленных пациентов, у лиц с пониженным метаболизмом и при сочетании антидепрессантов с другими психотропными средствами (нейролептиками, транквилизаторами), потенцирующими эффекты друг друга.
Психические побочные эффекты три- и тетрациклических антидепрессантов. Одним из неблагоприятных действий три- и тетрациклических антидепрессантов является их седативный эффект, сопровождающийся вялостью, повышенной сонливостью, снижением концентрации внимания и работоспособности. Наибольшим седативным свойством обладают амитриптилин, тримипрамин, доксепин, миансерин. Имипрамин, амоксапин, нортриптилин, кломипрамин и мапротилин обладают слабым седативным действием и редко вызывают эффект гиперседации.
Другим нежелательным психическим побочным эффектом антидепрессантов является возможность инверсии аффекта с развитием маниакальных состояний. Подобный феномен отмечается наиболее часто при лечении антидепрессантами со стимулирующим компонентом действия (имипрамином, кломипрамином, дезипрамином, нортриптилином и др.) Профилактика и лечение описанных выше нарушений заключаются в правильном подборе антидепрессанта с учетом особенностей его клинического действия (преобладание стимулирующего или седативного эффектов). У больных с биполярными расстройствами назначение антидепрессантов целесообразно комбинировать с нормотимиками, например, с карбамазепином, что может предотвратить инверсию аффекта. В случае эффекта гиперседации целесообразно уменьшить дозу препарата или назначить антидепрессант с менее выраженным седативным действием. Явления гиперседации уменьшаются при назначении пирацетама (ноотропила) в среднетерапевтических дозах.
Наиболее тяжелым осложнением терапии трициклическими антидепрессантами является развитие делириозной симптоматики (психофармакологического делирия), обусловленной центральной антихолинергической активностью этих препаратов. Делириозная симптоматика появляется, как правило, при применении высоких доз препаратов и в случаях их передозировки. У больных с церебральной органической недостаточностью, сосудистой патологией, в пожилом и старческом возрасте делириозные расстройства могут возникать и при среднетерапевтических дозах антидепрессантов. Состояние характеризуется спутанностью сознания, дезориентировкой, появлением тревоги, зрительных галлюцинаций.
При сочетании антидепрессантов с нейролептиками и антипаркинсоническими корректорами происходит взаимное потенцирование действия препаратов и усиление их центральных и периферических холинолитических эффектов, что увеличивает риск развития психофармакологического делирия.
Лечение психофармакологического делирия заключается в полной отмене антидепрессантов, нейролептиков и антипаркинсонических корректоров. Внутривенно капельно назначают 5–10% раствор глюкозы 400–800 мл, физиологический раствор, гемодез 200–400 мл. В схему терапии включают ноотропы (пирацетам 2,5–10 г внутривенно капельно), витамины В1, В6, С внутримышечно, сульфат магния 10 мл 25% раствора внутривенно. Центральные холинолитические эффекты купируются назначением 2 мл 0,2% раствора физостигмина или 0,5–1 мл 1% раствора галантамина подкожно, периферические – 0,5–1 мл 0,05% раствора прозерина. При падении артериального давления и коллапсе назначают внутривенно капельно 400 мл раствора полиглюкина, 2 мл 20% раствора кофеина в сочетании с 20 мл 40% раствора глюкозы внутривенно, кордиамина 2 мл подкожно или внутримышечно. Трициклические антидепрессанты в 2–10 раз потенцируют прессорный эффект парентерально введенных симпатомиметиков прямого действия (норадреналина, адреналина, мезатона) и могут вызвать гипертонический криз, сопровождающийся потливостью, сильной головной болью. Поэтому применять их для повышения артериального давления не рекомендуется. Психофармакологический делирий, как правило, разрешается без последствий. В ряде случаев после купирования делирия отмечается астенизация, проявления психоорганического синдрома.
Профилактика психофармакологического делирия заключается в учете факторов, предрасполагающих к его развитию (органическая и сосудистая патология мозга, пожилой возраст, совместное назначение препаратов, обладающих центральной и периферической антихолинергической активностью). При лечении больных с церебральной органической недостаточностью, лиц пожилого и старческого возраста следует избегать назначения антидепрессантов с выраженным холинолитическим действием.
Таблица 3. Диагностические критерии серотониновго синдрома (H.Sternbach, 1991)
Критерии | Условия |
А | Проявление не менее 3 симптомов на фоне лечения серотонинергическими препаратами: изменение психического состояния (ажитация, делириозная симптоматика, спутанность, гипомания), миоклонус, гиперрефлексия, гипергидроз, тремор, диарея, нарушение координации движений,повышение температуры тела |
Б | Должны быть исключены другие заболевания (инфекционные заболевания, метаболические нарушения, абстинентный синдром при злоупотреблении психоактивными веществами) |
В | Больной не должен получать нейролептики (так как в этом случае возможно развитие злокачественного нейролептического синдрома) |
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 920;