Верещагин Василий Васильевич (1842-1904).
Апофеоз войны.
Между тем, в Хиве уже знали о предпринятом походе, навстречу экспедиции были высланы несколько отрядов хивинских войск. Один из них (до 2 тыс. чел.) 18 декабря произвёл нападение на занятое небольшим русским отрядом передовое становище у Ак-Булака, но был отбит после довольно упорного боя, в котором было выведено из строя около 20 человек. 30 декабря 1-й эшелон войск генерала Перовского выступил из Эмбинского укрепления, а в последующие дни три остальных. Трудности движения скоро возросли до крайности; глубокий снег, бураны при 20° морозе, отсутствие топлива привели к болезням и смертям. При подходе к Ак-Булаку в строю оставалось всего 1900 человек, верблюдов 5200, но из них только 2500 были годны для дальнейшего пути. При таких обстоятельствах Перовский принял решение об отмене экспедиции. Обратный поход начался 4 февраля. 18-го отряд в бедственном состоянии подошёл к Эмбинскому укреплению, потеряв за эти дни до 1800 верблюдов. На Эмбе была сделана вынужденная трёхмесячная остановка, так как потребовался сбор свежих верблюдов. Только 20 мая началось движение от Эмбы к Оренбургу, куда отряд вступил 2 июня, везя с собой 1200 больных и потеряв умершими свыше 1000 человек.
После успехов в покорении Коканда и Бухары, российское правительство не считало возможным существование неподконтрольного Хивинского ханства в близости от вновь приобретенных территорий.
В 1869 году Шир-Али-хан, расправившись с своими соперниками, стал государем всего Афганистана. Российские власти предполагали, что он под влиянием британских властей в Индии он решился образовать в Средней Азии союз мусульманских владетелей, направленный против России. Во всяком случае, хивинский хан выслал на границу с Россией свои войска. В связи с этим в конце 1869 г. под руководством генерала Н. Столетова был основан форт Красноводск на восточном берегу Каспийского моря.
Следующий хивинский поход был совершен в 1873 году под командованием генерала Кауфмана. Были сформированы 4 отряда: туркестанский, красноводский, мангышлакский и оренбургский. Общей численностью около 13000 чел., при 4600 лошадей и 20000 верблюдах, выступившие в конце февраля и начале марта тремя колоннами, из Джизака, Казалинска и с берегов Каспийского моря (отряды мангышлакский и красноводский). Из отрядов не дошёл до Хивы только красноводский. После неимоверных трудностей пути, страдая от жары и пыли в безводных пустынях, соединившиеся отряды подошли к Хиве в конце мая. 28 мая 1873 года часть войск оренбургско-мангышлакского отряда, под начальством генерала Верёвкина, подошла к городу Хиве и овладела завалом и батареей из 3 орудий у самой городской стены; в 250 саженей от стен были заложены демонтирная и мортирная батареи, открывшие огонь по городу.
В городе начались волнения, и хан решился, не дожидаясь штурма, сдать город и выслать депутацию к Кауфману, с изъявлением покорности. Власть хана над туркменами и даже населением Хивы была, однако, настолько слаба, что часть защитников города продолжала деятельно готовиться к отпору русским со стороны Шах-Абатских ворот. Вечером 28-го генерал Верёвкиным получено извещение, что генерал Кауфман находится в 16 вёрстах от Хивы, и что неприятель вступил с ним в переговоры. Кауфман приказал прекратить огонь, если хивинцы будут держаться спокойно, а отряду Веревкина на следующее утро передвинуться к мосту Сарыкупрюк, для соединения с туркестанским отрядом. Веревкин, затрудняясь перевозкой значительного числа раненых, бывших при отряде после 28 мая, послал 29-го к Сарыкупрюку только 2 роты, 4 сотни и 2 орудия; прочие войска были оставлены на занятых ими накануне местах. Утром 29-го Веревкин потребовал сдачи Шах-Абатских ворот. Хивинские начальники, ввиду переговоров с Кауфманом ежеминутно ожидавшие его вступления в город и открывшие для того Хазараспские ворота, отказались исполнить требование Верёвкина. Последний приказал занять ворота силой. Устроена была брешь-батарея на 2 орудия, расстояние до стены измерено шагами, ворота пробиты гранатами; 2 роты, с 2 ракетными станками, заняли ворота и прилегающую часть стены. Таким образом Хива была занята войсками оренбургского отряда в то время, когда с другой стороны Кауфман, во главе туркестанского отряда и части оренбургского, готовился к торжественному, беспрепятственному входу в город через Хазараспские ворота. Хан бежал из Хивы в г. Хазават к туркменам, с помощью которых предполагал продолжать борьбу, но 2 июня вернулся с изъявлением покорности.
Так как в планы российского правительства не входило присоединение всего Хивинского ханства, за ханом было оставлено право управления страной. При нём образован особый совет, на который возложено обеспечение продовольствием российских войск и освобождение персиян-рабов, которых насчитывалось в ханстве до 15 тыс.
Медаль «За походы в Средней Азии»
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 661;