Юрисдикция прибрежного государства в отношении судов, совершающих мирный проход
В ст.2 Конвенции рассматривается вопрос объема полномочий прибрежного государства в отношении судов, совершающих мирный проход, через установление правил, применяемых:
1) ко всем судам;
2) к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях;
3) к торговым судам и государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.
Прибрежное государство в праве принимать в соответствии нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении нижеследующих вопросов:
а) безопасность судоходства и регулирования движения судов;
б) защита навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
в) защита кабелей и трубопроводов;
г) сохранение живых ресурсов моря;
д) предотвращение нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;
е) сохранение окружающей среды прибрежного государства и предотвращение, сокращение и сохранение под контролем ее загрязнения;
ж) морские научные исследования и гидрографические съемки;
з) предотвращение нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.
Кроме прав в КМП-82 формулируются обязанности прибрежного государства, основой которых выступают положения о том, что прибрежное государство не может препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, а также не должно:
а) предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права;
б) допускать дискриминацию ни по форме, ни по существу в отношении судов любого государства или в отношении судов, перевозящих грузы в любое государство, из него или от его имени;
в) облагать иностранные суда никакими сборами (за исключением взимаемых за конкретно оказанные услуги) лишь за их проход через территориальное море.
Прибрежное государство обязано должным образом опубликовать все законы и правила, имеющие отношение к регулированию мирного прохода, и надлежащим образом объявить о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море и опубликовывать информацию о приостановлении мирного прохода в той или иной части территориального моря.
Устанавливая морские коридоры и предписывая схемы разделения движения, прибрежное государство обязано ясно указать их на морских картах и опубликовать в официальных изданиях, принимая при этом во внимание:
а) рекомендации компетентной международной организации;
б) любые пути, которые обычно используются для международного судоходства;
в) особые характеристики конкретных судов и путей;
г) интенсивность движения судов.
Объем обязанностей всех иностранных судов, осуществляющих мирный проход через иностранные территориальные воды, согласно заключается:
— в соблюдении международных правил, касающихся предотвращения столкновения судов в море (п. 4 ст. 21);
— необходимости следования по коридорам или схемам разделения движения там, где они предписаны (ст. 22);
— необходимости наличия на борту предусмотренных международным правом документов и соблюдения особых мер предосторожности, установленных международными соглашениями для судов с ядерными двигателями и перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества (ст. 23).
В зависимости от статуса и категорий судов, которые международным правом относятся к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, КМП-82 определяет три условия, определяющих полномочия прибрежного государства, к ним а это: несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства (ст. 30), определение ответственности государства флага за ущерб, причиненный военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях (ст. 31), и определение иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях (ст. 32).
В первом случае несоблюдение военным кораблем законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирование любых обращенных к нему требований об их соблюдении дает право прибрежному государству лишь потребовать от корабля немедленно покинуть территориальное море. Во втором случае за противоправные действия государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству, и в третьем случае указывается на то, что любые принудительные меры не могут противоречить иммунитету рассматриваемой категории судов.
Если в вопросе распространения уголовной и гражданской юрисдикции в отношении экипажей судов (военных кораблей) ученые имеют однородную точку зрения, то проблема распространения административной юрисдикции однозначного решения не имеет.
Допустимый объем полномочий прибрежного государства в отношении торговых судов и государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях, можно представить как состоящий:
— из уголовной юрисдикции на борту;
— гражданско-правовой юрисдикции в отношении иностранного судна;
— юрисдикции в отношении экологических правонарушений.
Уголовная юрисдикция не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:
а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
в) капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
г) такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
В то же время недопустимым признается принятие на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды, а характер нарушений не связан с вопросами защиты и сохранения морской среды или соблюдением законов и правил, принятых в отношении исключительной экономической зоны.
Приведенные выше положения вытекают из требований ст. 27 КМП-82 и действуют с несколькими оговорками. Во-первых, изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод. Во-вторых, в случае обращения капитана судна власти прибрежного государства должны уведомить о событии преступления дипломатического или консульского представителя государства флага. И в-третьих, решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти должны учитывать интересы безопасности судоходства.
Гражданско-правовая юрисдикция в отношении иностранных судов сводится, по сути, к двум положениям:
1) недопустимость со стороны прибрежного государства действий по остановке (изменению курса) проходящего через территориальное море иностранного судна с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту;
2) права прибрежного государства на применение в отношении судна, совершающего мирный проход (находящегося на якоре или дрейфующего в территориальном море), мер взыскания или ареста по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства .
Что касается юрисдикции государства флага судна по делам об экологических правонарушениях, то впервые КМП-82 (ч. XII), регламентируя права прибрежного государства по задержанию и наказанию иностранных судов, виновных в причинении ущерба морской среде (кроме государственных судов на некоммерческой службе и военных кораблей), предоставляет государству права на следующие действия:
— расследование;
— арест;
— возбуждение гражданского судопроизводства;
— наложение денежных штрафов и т.п.
Следует иметь в виду, что при этом в систему перечисленных мер входят не только гражданско-уголовно-правовые меры, но и административно-правовые, такие, например, как задержание судна в порту в том случае, если оно не соответствует нормам и стандартам в области обеспечения безопасности мореплавания.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2322;