Орфоэпические нормы позиций.
Лекция Орфоэпия
Литературный язык оберегает свою целостность, однако в языке существует явление вариативности литературных норм, в том числе произносительных. Причины вариативности:
1. Язык постоянно меняется. Его изменения не хаотичны: они подчиняются определенным законам. В русском литературном языке в течение долгого времени действовал закон: различительная способность гласных уменьшается, различительная способность согласных увеличивается (закон Бодуэна де Куртенэ). Результат действия этого закона – «младшая» и «старшая» норма в произношении гласных: «младшей норме» свойственно «иканье», т.е. неразличение фонем Э и И в определенных позициях (в 1-й слабой после мягких согласных), «старшей норме» - «эканье», т.е. различение Э и И в тех же позициях. Т.о., «младшая норма» не различает гласные там, где их различает «старшая норма».
Сочетание твердых и мягких согласных в начале 20 в. подчинялось закономерностям: 1) перед йотом только мягкие парные согласные; 2) перед мягкими губными – только мягкие губные и зубные. Сейчас эти закономерности сильно поколеблены: ср. подъем – ад’ъютант, лив’мя – совместно, з/з’везда-с/с’вет-з/з’верь. Т.о., «старшая» норма требует неразличения согласных в некоторых позициях, а «младшая» позволяет им различаться. Т.о., законы фонетических изменений определяют судьбу звуковых единиц в развитии языка.
2. Литературный язык существует в соседстве с диалектами, литературные и диалектные нормы взаимодействуют. В современном языке диалектные произносительные особенности в речи людей, владеющих литературным языком, сохраняются непоследовательно и постоянно «перебиваются» литературным произношением.
3. На произношение влияет письмо. Произношение и письмо – 2 координированные, связанные друг с другом системы; если между ними есть частные случаи несоответствия, то возможно влияние одной системы на другую, чтобы преодолеть эту дискоординацию. Из 2-х произносительных вариантов [х]то - кто, бли[с’] – близ, войло[ш]ный – войлочный, хо[д’у]т, ви[д’у]т, про[с’у]т - ход[ь]т, вид[ь]т, прос[ь]т – 2-ой вариант порожден влиянием письма.
Источники появления произносительных вариантов – взаимодействие разных языковых систем – синхронной и диахронной, литературной и диалектной, устной и письменной.
Нормы орфоэпии устанавливаются для тех случаев, когда 1) фонема во всех позициях имеет произносительные варианты (фонемы Ж’ и Ш’); 2) фонема в некоторых позициях имеет произносительные варианты (ж[/\]ра и ж[ы³]ра); 3) если определенные грамматические формы имеют варианты; 4) если письмо толкае к неправильному произношению отдельных слов. Т.о., объектом орфоэпии становятся фонемы, фонемы в определенных позициях, грамматические формы и отдельные слова.
Орфоэпические нормы фонем. Фонема Ж’ встречается в немногих словах: дрожжи, вожжи, визжать, брюзжать, жужжать, дребезжать, брезжить, можжевельник; иногда в отдельных словоформах: позже, поезжай, дожди, жжет, сожженный, взгромозжу, размозжу. Произношение с мягким Ж’ постепенно вытесняется твердым произношением, хотя и господствует в сценической речи. Обе нормы в современном языке считаются равноправными.
Фонема Ш’ также имеет две реализации: Ш’ и Ш’Ч’ (последнее почти полностью вытеснено). 1-й вариант считается рекомендуемым, 2-й – допустимым.
Орфоэпические нормы позиций.
1. В современном языке сосуществуют иканье и эканье. В бытовой речи господствует иканье, на сцене – эканье.
2. В позиции 1-го предударного слога после Ж и Ш существует два варианта: ж[/\]ра – ж[ы³]ра, ш[/\]ры – ш[ы³]ры, ж[/\]леть - ж[ы³]леть («младшая» и «старшая норма). Обе нормы считаются равноправными. Бытовая речь склоняется к «младшей» норме, сценическая и поэтическая речь – к «старшей».
3. Вариативно произношение сочетания «зубной + мягкий губной»: допускается и мягкий, и твердый зубной (извините, разве, две, двери).
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1427;