Основные теоретические положения. 1. Стоимость.Менгер дает понятие «блага» как вещи, которая имеет для человека определенную полезность
1. Стоимость.Менгер дает понятие «блага» как вещи, которая имеет для человека определенную полезность. Он различает экономические (ограниченные) блага и неэкономические (свободные) блага. Неэкономические блага – их располагаемое количество превышает надобность в них. Экономические блага – в них так или иначе ощущается недостаток. Экономические блага он разделил на блага 1-го и 2-го и более высокого порядков: 1-го служат для непосредственного потребления, 2-го – являются средствами создания других благ.
Экономические блага обладают стоимостью, которая определяется их предельной полезностью, т.е. не только полезностью, но и количеством (редкостью) данной вещи. Причем и полезность, и количество являются понятиями субъективными. Степень полезности определяется индивидуальными вкусами потребителя, а количество соотносится с объемом его потребности. Менгер приводит пример с Робинзоном, которому волна выносила мешки с зерном, - первый мешок он ценит очень высоко, т.к. тот спасает его от голодной смерти, второй он ценит меньше, т.к. планирует пустить его на посев, и т.д. В целом потребности Робинзона были исчерпаны пятью мешками, причем потребность для пятого мешка (корм местным птичкам) нашлась уже с большим трудом. Полезность пятого мешка оказалась предельной.
Таким образом, цена и ценность товара никакого отношения к затратам труда не имеют. Ценность товара зависит только от интенсивности субъективной потребности в благах. Никакой объективной стоимости не существует. Если у вас есть много авторучек и ваша потребность в авторучках насыщена, то для вас лично авторучки, которые вы видите на рынке, не представляют никакой ценности. Даже имея много денег, вы и рубля не отдадите за самую лучшую авторучку. А у человека пишущего, когда все ручки вдруг оказались сломанными, возникла напряженная потребность в ручках, появились острые психологические переживания, и ручки для него лично стали ценностью, и человек готов определенное количество своих денег (других товаров или труда) отдать за ручку. Ценность блага – субъективно-психологическая категория,зависящая от индивидуальной напряженности потребителя.
Потребности людей многообразны, и выбор потребителя зависит не только от потребности, но и от редкости того или иного блага. Все знают прописную истину, которую исследовал еще А.Смит: бриллианты по своей полезности намного уступают воде. Но вода дешева, а порой и вовсе бесплатна, бриллианты же всегда дороги. Но у «австрийцев» есть резонные возражения против такого обобщенного подхода. Да, вода дешева, если вы живете на берегу реки. Если путник попросит у вас ведро воды, вы отдадите ему ведро без сожаления и переживаний, ибо в данном случае это благо не обладает свойством редкости. Но представьте, что вы живете в маленьком оазисе посреди пустыни и на вашем участке есть крохотный родничок, который лимитирует потребление воды полуведром в сутки. Отдадите ли вы по первой просьбе два ведра воды из своего страхового запаса путнику? Наверное, нет. А можете продать? Да, все зависит от того, чем будет заменена эта ваша жертва и достаточно ли совершенный обмен будет компенсировать ваши неудобства и осложнения в связи с необходимостью вновь накапливать страховой запас воды? Что мы видим? Во втором случае такая же вода, то же благо по своим потребительским свойствам приобретает ценность и даже цену.
Сторонник трудовой теории стоимости станет возражать: в первом случае вода не имеет стоимости и цены, потому что для ее производства не был затрачен труд. А во втором случае? – спросит «австриец»? Ведь и во втором случае труд не был затрачен, и здесь вода – от Бога. Просто вода стала редким благом, вызывает острые переживания потребителя. И какие бриллианты смогут заменить воду, если вы будете умирать от жажды в пустыне?
Легко понять, что чем большим количеством того или иного блага вы обладаете, тем меньше его полезность лично для вас. Тут действует закон убывающей полезности. Это касается любого блага, в том числе и денег. Если судить с точки зрения арифметики, миллион рублей ценнее пятисот. Но жизнь сложнее арифметики. Вспомните свое поведение, когда у вас было много денег и когда их было недостаточно для приобретения самого необходимого. Когда вы ценили деньги больше? Ответ очевиден: вы цените благо, когда его мало.
Таким образом,в противовес трудовой теории ценности и марксовой теории прибавочной стоимости «австрийцы» выдвинули теорию предельной полезности, зависящей от редкости и интенсивности потребления товаров (благ). Чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага, и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага действует в прямо противоположном направлении: если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности потребности полезность блага уменьшается и наоборот.
Рассматривая влияние предельной полезности на процесс ценообразования, К. Менгер исходил из предположения, что предложение имеет фиксированную величину. В таких условиях ценность того или иного товара (блага) попадает в зависимость исключительно от спроса, который изменяется под воздействием динамики предельной полезности блага. Это послужило основанием для формулирования закона убывающей полезности, согласно которому полезность (потребительская стоимость) всех единиц однородного блага определяется наименьшей полезностью (предельной полезностью), которой обладает последняя единица блага.
К. Менгер полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы (порции) в запасе блага. Если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума, то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную потребность. Она и определяет стоимость предыдущих единиц.
К. Менгер создал теорию, раскрывающую проблему отношения между благами и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага внутри иерархии благ (теория благ высшего и низшего порядка). Он определял ценность благ не по количеству приносимой ими пользы, а по важности удовлетворяемой ими потребностей. Он сделал вывод, что полезность блага является не абсолютной, а скорее относительной величиной, в сравнении с другими благами. Этот взгляд К.Менгера лег в основу ординалистской версии маржинализма.
2. Цена. В классической политэкономии предполагается эквивалентный обмен, основанный на равенстве затрат на производство обмениваемых товаров. В теории К. Менгера обмен неэквивалентен, т.к. каждый из меняющихся отдает менее полезный продукт и получает более полезный.
При покупке товара за деньги рыночная цена возникает на пересечении цены спроса и цены предложения. Цена спроса определяется предельной полезностью данного товара с позиций покупателя, а цена предложения – предельной полезностью этого же товара с позиций продавца. Поскольку между этими оценками, как правило, существует определенный интервал, то вопрос об окончательной цене решает умение продавца и покупателя торговаться. (Внимание австрийской школы к торгу дало со временем впечатляющие результаты – отталкиваясь от этой идеи, бывшие студенты венского университета, эмигрировавшие затем в США, Дж. фон Нейман (1903-1975) и О. Моргенштерн (1902-1977) создали в середине ХХ века теорию игр.) Представители австрийской школы рассматривали ценообразование в ситуациях, постепенно приближающихся к реальному рынку: при изолированном обмене, при односторонней и при двусторонней конкуренции. В последнем случае рыночная цена устанавливается, ориентируясь на цены того покупателя и продавца, которые наиболее близки друг другу.
3. Стоимость средств производства. В классической политэкономии стоимость продукта определялась издержками производства. В теории австрийской школы стоимость издержек производства определяется стоимостью созданного ими продукта. Более того, при создании промежуточных полуфабрикатов цепочка тянется до конечного предмета потребления, чтобы затем использовать его стоимость для оценки всей цепочки. У К.Менгера непосредственный предмет потребления называется благом первого порядка, средства его производства – благами второго порядка. Например, молоко может быть благом первого порядка, но если из него будут делать творог, оно уже будет благом второго порядка. Дополнительная сложность возникает в связи с тем, что каждый предмет потребления изготавливается при помощи комплекса средств производства. Поэтому возникает проблема «вменения» каждому средству производства его доли стоимости предмета потребления. В решении проблемы «вменения» представители австрийской школы не пришли к единому мнении.
4. Капитал и процент.По этим проблемам у представителей австрийской школы не было единого мнения. Заслуга в создании субъективно-психологической концепции прибыли принадлежит Бём-Бовеку.Рассмотрим теорию Бём-Бовека – «теорию ожидания». В работе «Капитал и прибыль» автор защищал идею о том, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является, в том числе, и собственник капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем нежели в будущем. Таким образом, природа прибыли, в том числе и процента, заключена в факторе времени.
Опираясь на теорию Менгера о благах различного порядка, Бём-Бовек дает следующее определение капитала: «Капитал есть не что иное, как совокупность промежуточных продуктов, которые созданы на каждом этапе производственного цикла». Таким образом, он делает в определении капитала упор не на сбережения и не на средства производства, а на фактор времени, на длительность производственного цикла.
Далее автор вводит понятие благ настоящих и благ будущих. Настоящие блага ценятся выше. Вкладывая свои деньги в инвестиции, человек отказывается от предметов потребления настоящих ради благ будущих. Затем идет период ожидания, который зависит от длительности производительного цикла. По его истечении предприниматель получит на свои инвестиции доход и сможет приобрести на него предметы потребления. Таким образом, предприниматель под видом инвестиций как бы покупает блага будущие, которые со временем превращаются в настоящие. Но, поскольку уплачено за них было по цене благ будущих, предприниматель получает дополнительный выигрыш, разницу цен благ настоящих и будущих. Это и есть процент на капитал.
4. Кембриджская маржиналистская школа: А.Маршалл
Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния кембриджской, американской и лозаннской маржиналистских школ.
Последняя треть ХIХ – начало ХХ вв. были отмечены ростом концентрации и производства, переходом свободных рыночных отношений в режим несовершенной конкуренции.Эти явления привели к существенным изменениям в деятельности предприятий, усложнили процесс производства и обращения. Все это не могло отразиться на теоретических представлениях о сути и закономерностях хозяйственной жизни. Наибольший вклад в развитие экономической науки внес глава Кембриджской школы Альфред Маршалл (1842- 1924).Он является автором таких значительных работ как Экономика промышленности» (1899), Промышленность и торговля» (1923) и др. Главный труд Маршалла, принесший ему всемирную известность «принципы экономической науки»(1890). Он выдержал восемь пожизненных изданий. В нем систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений западноевропейской экономической науки. Именно этот труд Маршалла положил начало новому направлению в экономической мысли, получившему впоследствии название неоклассического направления, который рассматривается как второй этап в развитии маржинализма.
Он поставил задачу создать синтетическую теорию стоимости на основе различных, зачастую противоположных, концепций.
Предмет и метод.Заслугой Маршалла является окончательная смена названия экономической науки и отказ от термина «политическая экономия». Новое название – «экономика» (economics)– отражало подход маржиналистов к исследованию экономики вне социальных форм, т.е. «чистой» экономики.
К особенностям метода Маршалла можно отнести его осторожное отношение к использованию математического аппарата. В своих работах маршал всячески подчеркивал условность математических моделей, предполагающих определенные допущения, не всегда соответствующие реальности. Сам он в большей степени доверял графическим, нежели аналитическим, методам математического анализа.
Он выступал противником рикардианской трудовой теории стоимости, которая отводит главную роль в процессе ценообразования производственным издержкам. Подобная позиция привела Маршалла к отрицанию одного из ведущих методов анализа, который широко использовался в экономической науке, - причинно-следственного метода.
Взамен Маршалл предложил свой аналитический, функциональный метод исследования, который получил название метод частичного равновесия.Согласно ему в каждой отдельной ситуации исследователь должен принимать постоянными все элементы, кроме одного, изменения которого он анализирует. Благодаря Маршаллу в исследованиях начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым решать практические задачи.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 914;