Способы увеличения богатства
Экономическая мысль Древнего Востока
Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н.э. (Египет, Государства Междуречья), сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии. Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выполняли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах (в рудниках и каменоломнях). Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, т.к. социальные отношения в большей степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.
Предмет и метод
Основными источниками, из которых мы знаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении. Поэтому предметомэкономической мысли быламакроэкономика, т.е. хозяйственные отношения на уровне государства.
Методэтих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.
Основные теоретические положения
Богатство
Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации – выгода, прибыль, полезность). В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях – человека, фирмы, общества.
Древневосточная мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (IV в. до н.э.) богатство определялось как «земля, населенная людьми, которые платят налоги». Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энциклопедическом сочинении «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.) также считалось необходимым «сделать государство богатым и народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и чиновников.
Способы увеличения богатства
Поскольку речь шла прежде всего о богатстве государства, пополняемого за счет сбора налогов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как сделать поступление налогов более полным. Эти рекомендации относились к разным слоям общества, из которых выделялись три. В древнекитайском сочинении «Шан цзюнь шу» (IV в. до н.э.) утверждалось: «Земледелие, торговля и управление – три основные функции государства. Земледельцы обрабатывают землю, торговцы доставляют товары, чиновники управляют народом».
Крестьяне. На Древнем Востоке крестьяне считались основой государства, поскольку они были производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. Автор «Шан цзюнь шу» Шан Ян считал одной из наиболее результативных форм управления «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Он даже предлагал распространить принцип «круговой поруки» на все сферы государственного управления.
Торговцы. Несмотря на признание необходимости торговли, все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам. Предполагалось, что они не доплачивают налоги государству. Действительно, проконтролировать доходы торговцев было значительно сложнее, чем доходы крестьян. Чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточные авторы предлагали государственную фиксацию цен. Это нередко было и на практике – в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.
Чиновники. Авторы древневосточных сочинений прекрасно видели, что сбор налогов – только половина дела. Важно также, чтобы их не растаскивали по дороге в царскую казну. Против чиновников-казнокрадов в «Артхашастре» рекомендуется применять наряду с официальным контролем тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.п.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 885;