Государственное регулирование экономики
Для древневосточных обществ было типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Типичным было использование государственной монополии на производство и продажу или только на продажу определенных товаров.
Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (IV в. до н.э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные - продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим.
Экономическая мысль античного мира
Античное общество Древней Греции и Древнего Рима в период своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Хараткерным было также значительное применение рабского труда. Политической системой была демократия, и даже в Римской империи присутствовали важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки.
Предмет и метод
Источниками, из которых мы можем судить об экономической мысли античного общества, были философские произведения. В наибольшей степени экономические проблемы поднимались в работах древнегреческих философов Платона (428-348 гг. до н.э.) «Государство» и «Законы» и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «Никомахова этика» и «Политика». Кроме того, отдельные теоретические проблемы встречались в хозяйственных сочинениях прикладного характера, например в «Экономике» Ксенофонта (430-355 до н.э.). Следует упомянуть также хозяйственные сочинения древнеримских аграриев – Катона, Варрона и Колумеллы.
Предметомизучения экономической мысли Античного мира было прежде всего частное хозяйство, т.е. микроэкономика. В методеприсутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Были также элементы анализа и систематизации.
Основные теоретические положения
Богатство
В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла прежде всего о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. Древнегреческие философы считали, что человек богат, когда его потребности удовлетворены и, следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым.
Разделение труда
Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыслителями с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разделения труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. Он писал: «В небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол… причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказов, чтобы прокормиться… Напротив, в крупных городах, благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла… Разумеется, кто проводит время за ограниченной работой, тот в состоянии выполнить ее наилучшим образом».
Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, видевший в нем «основной принцип строения государства». Он писал: «Государство возникает из нужд человека, никто не может сам удовлетворить своих нужд». Каждый человек имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.
Товар
Наряду с понятием богатства древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Товар имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность.
Платон, а за ним Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. «Обмен не может иметь места без равенства, - писал Аристотель, - а равенство без соизмеримости». Но в основе обмена, по его мнению, лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи удовлетворяющие их, тоже. Из этого Аристотель делает вывод, что «невозможно…чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникло, казалось бы неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, т.к. в мире нет двух вещей абсолютно одинаковых. Равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей», и таким искусственным приемом являются деньги.
Деньги
По мнению Аристотеля, деньги – «вещь вполне условная». Об их происхождении он писал: «По общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная», т.е. созданная людьми, вещь для удобства торговли.
Греческие философы выделяли три функции денег:
- средство обогащения, когда деньги связывают два обмениваемых товара;
- средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизмеримыми»;
- средство накопления.
Правда, к последней функции Платон и Аристотель относились отрицательно, т.к., по их мнению, в данном случае деньги «употребляются не для того, для чего они изобретены». Отрицательное отношение к накоплению денег и в целом к стяжательству наиболее полно проявилось в учении Аристотеля об экономике и хрематистике.
5. Учение об экономике и хрематистикебыло первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он делал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистики» - деньги (по-гречески – хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно поэтому стремление к предметам потребления конечно, оно прекращается с насыщением потребностей. В то же время в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно. Неестественность стремления к деньгам доказывает то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении цели».
К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относились профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи. Сюда же относится и ростовщичество.
Таким образом, в сочинениях античных философов уже отчасти присутствует теоретический подход к экономическим проблемам.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1132;