История становления норм делового этикета в России.
Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в этическом плане. Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаимодействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей.
Существенным регулятором деловых отношений Древней Руси была глубокая религиозность предпринимателей. Например, купцы стремились искупить перед Богом и людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» -благотворительностью. Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и торгового цеха.
В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться национально-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патриотизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлекались московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на землю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)».
В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладения и выражения собственных этических и политических взглядов в крестоцеловальной записи, в соблюдении которых клялись русские цари. Правда, по мере усиления государственных начал и формирования «служилой экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов-взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев.
Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждением идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления условием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благо учреждения государства процветают и богатятся…».
В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось понятие «совершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По инициативе Коммерц-коллегии переводились на русский язык и были с интересом читаемы европейские книги о деловой этике. Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессионально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе.
В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление производить и продавать высококачественные товары стало важным элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. «Высоко пробностью товара» был особо знаменит Савва Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой, тщательной многоступенчатой сортировкой и добросовестностью при продаже. Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко ценилась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затрагивали не только торгово-промышленные, но и общесоциальныевопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность. Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, установить связи и привлечь инвестиции. Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели зачастую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привлечение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вызывала сомнений. В те времена для иностранных предпринимателей слово российского партнера зачастую имело большее значение, чем подписанное соглашение. Деловая элита жестко осуждала отступление от эталона деловой этики, что приводило к приостановке или ограничению деловых контактов. Устное обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обвиняемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным. Справедливости ради, следует отметить, что в период новой предпринимательской эпохи XIX века в российскую промышленность, торговлю, финансовое дело хлынули представители различных социальных групп, не имевшие представления о традиционной сословной предпринимательской нравственности: «биржевые зайцы» – спекулянты, без деловых талантов – «люди со связями», нечистые на руку бывшие чиновники –это противодействовало развитию деловой этики.
Россия нелегко постигала нравственные законы предпринимательства, но к началу ХХ века смогла стать крупнейшей мировой державой: российский рубль обменивался на золото, экспорт российской сельхозпродукции был на уровне мировых лидеров, российских инженеров приглашали за рубеж для развития промышленности. Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики –принципов, на основе которых строятся деловые отношения. В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России: 1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти. 2.Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости. 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. 5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многомз ависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. 6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
События 1917 года резко изменили отношение к предпринимателям и привели к формированию совершенно иных норм поведения. Частная собственность была отменена, а люди, занимающиеся коммерческой деятельностью, были объявлены вне закона. Поэтому, применительно к советскому периоду мы сталкиваемся не столько с этикой предпринимателей, сколько с партийной этикой, для которой было характерно:1) подчинение общим идеалам социализма;2) превалирование партийных методов руководства над экономическими;3) ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, а не на экономическую выгоду, поэтому высоко ценилось умение подчиняться и в точности выполнять поставленные задачи;4) обязательная партийная принадлежность для успешного построения карьеры. Так, «Моральный кодекс строителей коммунизма», принятый КПСС, включал в себя следующие положения: 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; 7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Постановления и решения партии рассматривались как руководство к действию. На первом месте всегда были интересы коллектива, общества, а не личности. Распространены были товарищеские суды, так называемые суды чести. На собраниях при всем коллективе обсуждались неблаговидные с точки зрения общественной морали поступки: тунеядство, пьянство, прогулы, семейные скандалы и т.п. Несмотря на то, что моральные представления советского времени за точку отсчета брали интересы дела коммунизма, они включали в себя общечеловеческие нормы. В советском обществе приветствовались такие личностные качества как патриотизм, альтруизм, преданность делу – они были характерны для многих руководителей. Несомненно, положительным моментом советской системы хозяйствования была забота о социальных нуждах своих работников. Каждое предприятие имело свою столовую, больницу, профилакторий, клуб, библиотеку, детский сад, лагеря отдыха.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века. России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел. Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.
Для отечественного бизнеса 90-х годов было характерно: связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой (что неновый товарищ по бизнесу, то старый товарищ по партии); близость к криминальной среде. В советское время именно теневая экономика развивалась по законам рынка, поэтому в 90-е годы она оказалась наиболее жизнеспособной; непрофессионализм российских бизнесменов. Большинство экономистов в стране изучали «плановую» экономику. С другой стороны, в бизнес пришли люди, не имеющие экономического образования, но отличающиеся деловой активностью; предпочтение отдавалось торговле и посредничеству, а не производственным сферам, так как именно спекулятивные операции гарантировали возможность быстрого роста капитала; практиковалось криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций: мошенничества, аферы, финансовые пирамиды; высокий уровень коррупции. Россия, по оценкам экспертов, на протяжении многих постперестроечных лет занимает 80-е места из списка 100 стран; стремление скрыть значительную часть доходов («черная бухгалтерия»), что обусловлено несовершенством налогового законодательства и уже сложившейся привычкой - не делиться прибылью с государством.
Более десяти лет деятельности российских предпринимателей в условиях рыночной экономики сформировали определенные стандарты поведения, на которых сказались особенности, как национального менталитета, так и экономического и политического развития страны. Р. Дж. Льюис, специалист по кросс-культурному взаимодействию, отмечает следующие особенности поведения российских бизнесменов: часто действуют командой: на переговоры приходят самые опытные, решения принимаются сообща после некоторых совещаний; важное значение имеют личные неформальные отношения между сторонами, они нередко вершат чудеса в ситуациях, кажущихся безнадежными; консервативны и нелегко принимают изменения, поэтому предлагать новые идеи нужно не спеша, без нажима; российская история никогда не знала демократии, поэтому русскому человеку трудно идти на открытую и прямую дискуссию, вследствие этого преобладают авторитарные методы ведения дел; с недоверием относятся к законам, официальным директивам, поэтому легче воспринимают то, что подается как личная рекомендация; присутствует надежда на почти мгновенное, сказочное обогащение («халява»), расчет на собственные силы делается редко; контракт для отечественных бизнесменов не имеет такой обязательной силы как на Западе. Бурное развитие «дикого рынка» в России привело к появлению в отечественном (устном) фольклоре такого карикатурного персонажа как «новый русский», олицетворяющего все худшие стороны отечественного предпринимателя 90-х. Во многом мифологический персонаж, он предстает в образе человека с низким уровнем образования (три класса) и ничтожной общей культурой. Он безвкусно одет, чаще всего связан с криминальным миром, источник его доходов - воздух, он стремится к безудержному потреблению. В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества.
Тема 1. Деловое общение: содержание, структура, функции, этапы
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Личностное общение – это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (например, влюбленные). При этом ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. Например, Вы хотите встретиться с другом и предлагаете попить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же потребности немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в социально-ролевое общение, при котором наша роль, цель и обстоятельства общения определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению относительно них.
Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.
В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность - главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.
Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
1.Общность или целей или мотивов или деятельности.
2. Наличие общего социального пространства – времени: организация, группа, команда.
3.Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения.
4.Регламентация форм общения.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 3801;