Медицина первобытного общинного строя

Лечение болезней относится к числу наиболее насущных и поэтому наиболее древних потребностей человека. Материалами археологии и этнографии установлено, что некоторые лечебные приемы были выработаны людьми при первобытнообщинном строе, а именно в первобытной общине эпохи матриархата. Первым вопросом истории медицины должен быть вопрос: как именно в силу каких обстоятельств возникла медицина? Ответ на этот вопрос нужно искать в условиях материальной жизни людей того времени.

Познание исторического процесса вообще и понимание истории первобытного общества в частности, стало возможно благодаря общетеоретическим научным положениям. Производственное отношение первобытных людей основывались на общественной собственности на средства производства. Средствами добывания жизненных благ в этот период были каменные орудия, а позднее появились лук и стрелы Борьба с силами природы и хищными животными была возможна только коллективная. Общий труд вел к общей собственности на средства производства, в то время не было. Человек не эксплуатировал человека. Первобытное общество было бесклассовое. Этот тип производственных отношений в учении о социально-экономических формациях истории человечества известен как первобытнообщинный.

Отечественные археологи открыли на территориях нашей страны ряд памятников, относящихся к первобытнообщинному строю. П.П. Ефименко исследовал группу Костеновских стоянок на Дону. М.М. Герасимов изучил стоянку Мальта в Сибири на левом берегу Белой (приток Ангары), в 80 км от Иркутска. Известны также стоянки первобытных людей в бассейне Десны, в Крыму и др.

Уже в эту эпоху был сделан ряд замечательных открытий и изобретений, оказавших огромное влияние на всю последующую историю человечества, на всю его культуру и в том числе на медицину. Величайшим достижением людей этой эпохи было создание членораздельной звуковой речи. Звуковой язык имел важнейшее значение для всего последующего развития человечества.

Великое открытие людей этой эпохи - открытие огня. Это была первая революция, уменьшившая зависимость человека от природы. Огонь прежде всего уменьшил зависимость человека от климата и местности, благодаря огню человек вышел из первоначальных мест своего обитания и расселился на большей части поверхности земли. Расселение в свою очередь привело к переменам в образе жизни. Прежде всего, оно изменило пищу людей.

До изобретения огня человек питался почти исключительно растениями, собирая дары природы. С расселением же людей круг питательных средств расширился. Расселение шло по берегам рек. Рыба, печеная на огне или в горячей золе, стала первым дополнением к растительной пище. При расселении человек наряду с рыболовством начал охоту за дичью.

Несовершенство орудий добывания средств к жизни обусловило то, что и после открытия огня пища долгое время по прежнему оставалась преимущественно растительной, и человек вынужден был питаться главным образом растениями - их плодами и корнями. Во второй половине XIX века и в начале XX века в различных районах Европы были найдены черепа людей, отнесенные антропологами к одному из ранних периодов матриархата. Т.к. эти кости впервые были найдены в Неандертальской долине, близ Дюссельдорфа (Германия), то антропологи стали называть человека этого периода "неандертальским человеком".

Одним из характерных признаков черепа неандертальского человека оказались зубы: они очень массивны и имеют стертые коронки. Массивность зубов антропологи объяснили длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок - примесью к пище земли и золы.

Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди имели широкие возможности на личном опыте ознакомиться со свойствами растений. Имелись возможности распознавать и питательные, и ядовитые, и целебные свойства растений. Началось выделение целебных растений. По-видимому, первыми целебными растениями были признаны болеутоляющие (прежде всего пасленовые), очень рано могли быть выделены также растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт, возможно, что уже в это время стали известны возбуждающие свойства кустарника "кока", наркотические свойства мака, табака, гашиша. Все эти растения употреблялись для лечения болезней в.глубокой древности.

История открытия первых целебных растений, таким образом, очень своеобразна: люди не могли искать их с заранее обдуманным намерением, т.к. еще не знали, что растения могут иметь целебные свойства; человек искал пищу и на этом пути наталкивался на целебные свойства того или иного растения. Использование целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта огромного человеческого коллектива. Но рано или поздно этот опыт должен был стать осознанным.

История говорит, что первыми, кто стал сознательно накапливать этот опыт, были женщины. Вполне допустимо, что функцию лечения болезней женщина должна была взять на себя в силу того ответственного положения, которое она занимала в первобытной общине эпохи матриархата. Она была старшей в семье, в группе родственных семейств, наконец, в целом роде. Будучи старшей, она должна была беречь благополучие, здоровье и жизнь своих родственников.

Функцию женщины - главы семьи, рода - превосходно выразили древние славяне, называя ее именем "Берегиня".

Этим поэтическим именем они называли также вытесанные из камня женские фигуры, которые в свое время в значительном числе стояли в наших южнорусских степях и которые долгое время описывались археологами под названием "каменные бабы". Подобные изображения Берегини, только миниатюрные, из глины, дерева, кости встречаются также при раскопках стойбищ первобытных людей во многих местах Сибири, Восточной и Западной Европе.

И народный эпос говорит, что женщины начали лечить болезни. В народных сказаниях в качестве искусных и знаменитых врачей фигурируют прежде всего женщины: в Египте это "могучая" Полидамна, в Греции - "златокудрая" Агамеда, в Чехии - "мудрая" Каза, в Киевской Руси - Марина, лекарка Ильи Муромца. Правда, эти героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата, а много позднее, однако не подлежит сомнению, что народное творчество правильно отразило их роль как первых врачевателей недугов человека.

Такова история возникновения медицины, появления первых лечебных средств и первых лекарей.

Врачевание эпохи матриархата получило дальнейшее развитие в связи с изобретением лука и стрелы и с переходом в результате этого к охотничьему хозяйству. В различных местах Европы при раскопках найдены останки более чем 80 человек, относящихся к тем временам матриархата, когда люди уже изобрели лук и стрелы.

Останки этих людей впервые были найдены в пещере Кроманьон, во Франции, вследствие чего человека этой эпохи стали называть "кроманьонским человеком". Кроманьонец - рослый широкоплечий человек. Череп утратил прежнюю уплощенность, лоб высок, лицо не выдается вперед и стало короче, нос выдается вперед, стал орлиным, глаза близко сдвинуты к переносице. Общий вывод: произошло развитие черепа за счет лица. Антропологи считают, что кроманьонский тип - один из ближайших переходов к среднему типу современного человека. Люди кроманьонского типа населяли Северную Америку и Канарские острова при открытии их европейцами. Люди этого типа изобрели лук и стрелу.

Незначительное на первый взгляд событие - изобретение лука и стрелы -вызвало по сути дела целую революцию в условиях жизни человека того времени: из пассивного собирателя готовых даров природы, каким он преимущественно был до изобретения лука и стрелы, он сделался активным добытчиком, охотником, а пищей его, и притом постоянной, стали уже не только растения, но и животные продукты.

Богатые материалы по этому вопросу дает археология. Археологи открыли остатки многочисленных стойбищ (стоянок) дикаря - охотника того времени. Стойбища найдены на территории всей Европы. В России они открыты, в районах: Красноярска, Иркутска, Брянска, Воронежа и во многих других местах.

На ранних стадиях матриархата человек, питаясь растениями, открыл целебные свойства растений.

На поздних стадиях матриархата., с переходом к охотничьему хозяйству и к животной пище, человек открыл целебные свойства некоторых органов животных. Вырабатывается новая практика лечения болезней. На поздних стадиях матриархата люди умели делать некоторые обобщения. Они обобщали и свою новую практику в области медицины. История говорит., что это обобщение, они сделали, исходя из того общего мировоззрения, которое у них возникло с переходом к охотничьему хозяйству.

Это мировоззрение состояло в следующем. С переходом к охотничьему хозяйству человек стал располагать небывалым по сравнению с прежним временем богатством. Кто дал человеку богатство? - животное. Новые материальные условия жизни привели к упадку авторитета женщины, ее главенствующей роли в роде и племени. По новому встал вопрос об источнике жизненных благ и о том, кого чтить за эти благи. Таким источником стали теперь считать животное. Более того, свое происхождение люди стали выводить от животных, стали считать их родоначальниками племени, а племена стали называть именами этих животных.

Если такую систему взглядов на происхождение человека и на источник его жизненных благ можно назвать мировоззрением, то это мировоззрение с полным правом следует назвать анималистическим (от анимал - животное). Это мировоззрение оказывается в полной гармонии с новым опытом лечения болезней, с практикой применения в лечебных целях различных органов и тканей животных, будучи родоначальником племени и охранителем его от всех невзгод, животное оказывается и охранителем его здоровья.

В честь этого животного - родоначальника племени, источника всех благ и хранителя здоровья - на околицах и площадях селений сооружаются столбы с его изображениями ("тотемные знаки"), в честь его устраиваются празднества.

Культ животных, зародившийся с переходом к охотничьему хозяйству, совсем не был религиозным культом, религиозных представлений у первобытных охотников не было.

Понятие о тотемном животном как защитнике здоровья всего племени и легло в основу тех представлений, которыми люди с переходом к охотничьему хозяйству увенчали новый опыт лечения болезней, но если все племя имеет своего покровителя, то и каждый отдельный член племени должен иметь также отдельного, индивидуального животного-покровителя.

Будучи покровителем данного человека, животное должно беречь его от болезней, помогать ему, лечить его. Это лекарство применялось двояко, В одних случаях человек употреблял свое животное внутрь и наружно, Внутрь употреблялись преимущественно органы, кровь и зола животного. Наружно применялся жир, им натирали все тело или больную его часть.

Вторая форма применения животного была своеобразна - это амулет. Охотник делал изображение своего животного из дерева, кости или камня и постоянно носил это изображение на себе.

Таков был опыт лечения болезней, сложившийся с переходом к охотничьему хозяйству, и таково было его обобщение. Вместе с тем, разумеется, не было отвергнуто и древнее лечение травами, применявшееся наряду с новыми средствами животного происхождения.

Лечение болезней в эпоху матриархата в общем бедно. Необходимо, однако, помнить те огромные трудности, которые приходилось преодолевать людям того времени, чтобы отвоевать у природы ее тайны и делать их достоянием своей только лишь зарождавшейся культуры.

МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ПАТРИАРХАТА. Медицина первобытнообщинного строя получает дальнейшее развитие в связи с новым крупным этапом в истории человечества - с переходом человека от охотничьего хозяйства к скотоводству.

К этому же времени относятся еще два обстоятельства, имевшие немало значение для развития медицины:

1. возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало возможность варить пищу и лечебные снадобья;

2. использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золото) и плавка их в тигле, появляется бронза (сплав олова с медью), из которой начинают делать хирургические инструменты.

Скотоводство явилось новым стимулом для развития медицины. Пастушество способствовало дальнейшему развитию лекарственного травоведения: пастухи наблюдали действие растений на животных и переносили свои наблюдения на человека. По преданию, именно пастухи открыли в это время ряд новых целебных растений. Пастух Мелампий обнаружил слабительное действие чемерицы, пастух Хирон (он же Кентавр) стал применять при лечении ран богатый глюкозой золототысячник. Люди того времени не открыли бы лечебные свойства этих растений, если бы, как раньше, имели дело только с

дикими животными, лишь длительное наблюдение над прирученными животными дало возможность подметить действие на них растений.

Пастушество сильно двинуло вперед также и хирургию. Мы почти ничего не знаем ни о времени возникновения последней, ни о ее состоянии в период охотничьего хозяйства, мы можем строить об этом только предположения Но, говоря о хирургии периода пастушества, уже можно опираться на факты. Эти факты таковы. Прежде всего пастуху часто приходилось оказывать хирургическую помощь своим прирученным животным. Стадо подвергалось нападению хищных зверей, отдельные животные вступали в единоборство друг с другом. Во всех этих случаях пастух должен был приходить на помощь пострадавшему животному. У него вырабатываются хирургические приемы, которые он начинает применять к человеку. По-видимому, именно в это время складывается первая техника кесарева сечения (Пример с племенем).

К числу наиболее древних операций относится операция кастрации. Несомненно, что к ней люди пастушеского периода также пришла на основе хирургической практики на животных. У австралийцев описано наложение шин при переломах конечностей и вправление суставов при вывихах.

Имеется ряду указаний о том, что по-видимому, в период пастушеского хозяйства стала применяться вариоляция. Она применялась у американских индейцев племени ашантиев, у африканцев, иранцев, китайцев. Гной оспенного пузырька втирался в различные места на руках и ногах. После этого если кто заболел, то болезнь тянулась недолго и протекала легко. У китайце и сиамцев вариоляция производилась также вдуванием порошка оспенного струпа в нос, причем струп брали у людей, болевших нетяжело.

Несомненно, что к вариоляции люди пришли именно в результате их близкого общения с домашними животными.

Итак, открытие новых целебных растений на основе длительного общения с животными, вправление вывихов, лечение переломов, кастрация и особенно вариоляция и кесарево сечение - вот то новое в лечебной практике, которая возникла с переходом к скотоводству.

Эта новая практика явилась непосредственным результатом перехода к новым условиям материальной жизни, к скотоводству и пастушескому образу жизни. Но затем у людей под влиянием тех же новых условий материальной жизни возник совершенно новый в истории медицины того времени и очень сложный вопрос - вопрос о причине болезней. Вопрос этот получил определенное, соответствующее духу эпохи решение, а на основе этого решения создалась целая система лечения болезней, которую следует назвать системой "устрашающего врачевания". История говорит, что и на этот раз люди пришли к этой системе врачевания, исходя опять-таки из их нового общения мировоззрения, которое у них сложилось с переходом от охотничьего к скотоводческому хозяйству. Как переход от собирания растений к охотничьему хозяйству предоставил человеку небывалые по сравнению с прежними временами богатства, так еще большие богатства оказывались в его распоряжении с переходом к скотоводству. Появление этих богатств произвело революцию в экономике и сознании людей.

Энгельс писал "...приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства. Но кому принадлежало это новое богатство? Первоначально, несомненно роду. Однако уже рано должна была развиться частная собственность на стада." Стада перешли в частную собственность мужчин. Переход скота в собственность мужчины Энгельс объясняет следующим образом: "Промысел всегда был делом мужчины, средства для промысла изготовлялись им и были его собственностью. Стада были новыми промысловыми средствами: их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему". Появление крупной для того времени собственности в руках мужчины произвело революцию в семье. Кончилось главенство женщины в семье, в роду: эта роль перешла к мужчине

По мере того как собственность сосредотачивается в руках мужчины, устанавливается право наследования по отцовской линии. Возникает необходимость исчислять происхождение по линии отца, а не по лини матери, как это было прежде. Матриархат сменяется патриархатом. Все эти обстоятельства производят переворот в мировоззрении пастуха. До пастушества представления о родоначальнике и об источнике жизненных благ связывались с представлениями о женщине - праматери и позднее о животном. Теперь эти древние понятия вытесняются представлением о родоначальнике - предке по мужской линии и притом определенном, конкретном, имеющем собственное имя, предке. Это он, этот предок, поймал и приручил животное, развел стада, создал неиссякаемый источник жизненных благ, ему теперь и почет.

Патриархальная семья характеризует ту особую эпоху человеческого развития, когда отдельная личность начала подниматься над родом, в котором она раньше была растворена. Складывается культ предка. Как раньше на дереве, на камне, кости высекали изображение праматери-Берегини и животного и перед ними устраивали празднества в их честь, так теперь высекают изображения предка-мужчины и устраивают празднества в честь этого предка. Тотемные столбы, раньше венчавшиеся головой животного, теперь увенчиваются головой мужчины. Из этого мировоззрения пастухи и исходят, создавая свои понятия о лечении болезней: в период охотничьего хозяйства эти понятия пронизывались представлением о животном как о хранителе здоровья человека; в период пастушеского хозяйства они пронизываются представлением о предке - мужчине.

Но предок мыслится на этот раз не только как покровитель и защитник своих потомков, их физического благополучия, их здоровья, но и как виновник их физических страданий, их болезней. Такой взгляд на отношение предка к потомкам - тоже результат той революции, которая произошла в связи с переходом к пастушескому хозяйству, и к отцовскому праву. Предок разведший стада, обеспечивший богатство потомков, требует к себе почтительного отношения. Но дерзкий потомок не всегда оказывается почтительным. В условиях зарождавшейся частной собственности всегда могли найтись причины для недовольства предком, например на почве наследования имущества. В таких случаях предок, хотя бы и умерший давно, карает непочтительного потомка, притом весьма своеобразно: он "вселяется" в тело последнего и начинает мучить его, делает его больным. Болезнь - кара за непочтительное отношение к памяти предка. Такова причина, в силу которой родоначальник рода и племени может предстать не в роли покровителя и защитника потомства, а в роли виновника его физических страданий, его болезни.

Такое понимание причины болезней весьма фантастично. Оно требует большого воображения. Но у человека эта способность выработалась давно. Мы должны помнить, что еще первобытный охотник создал миф о родоначальнике -животном. В период перехода к скотоводству способность воображения должна была развиться еще больше. С помощью воображения люди в период перехода к скотоводству и пришли к столь своеобразному разрешению вопроса и причине болезней.

Учение о причинах болезней, как известно, называется этиологией. Указывая на причины болезней, оно тем самым подсказывает врачу, как и в каком направлении он должен действовать, чтобы уничтожить болезнь.

Вопрос о происхождении болезней играл важную роль с самого момента его возникновения - в период развития пастушеского хозяйства. Как ни фантастично было это учение, оно вызвало к жизни ряд новых практических приемов лечения болезней в дополнение к тем, о которых говорилось выше и которые были выработаны непосредственно на основе новых материальных условий жизни.

Каковы были эти дополнительные приемы?

Предка, вселившегося в тело потомка, прежде всего стараются умилостивить подношениями, польстить ему танцами и песнями в его честь. Это первый прием. Если же он упорствует, его просто выгоняют вон. Это второй прием. Для изгнания применялись приемы устрашения. Они разнообразны. Чаще всего инсценировалось вооруженное нападение. Цель всего этого - устрашить предка, бесцеремонно расположившегося в теле потомка и делающего его больным. Чтобы ускорить выход предка из тела больного, около последнего нередко помещались какие-нибудь животные - кошка, попугаи и т.п., чтобы предку было куда переселиться. В Штирии еще в XIX веке желтуху "перегоняли" в желтых кур.

На почве устрашающего лечения возник шаманизм, шаман - главное действующее лицо как в ритуале задабривания предка, так и в ритуале изгнания его.

Устрашающее лечение было широко распространенно. Оно применялось не только в Америке, Китае и в Туркмении, но и у народов Сибири, Африки, Австралии.

Столь же широко была распространена в те времена операция трепанации черепа, имевшая самое непосредственное отношение к устрашающему лечению. На острове Увей (Тихий океан) все дети острова еще в 80-х годах XIX века подверглись трепанации. По-видимому, у увейцев эта операция делалась с "профилактической" целью: заблаговременно подготовить отверстие на случай, если представится необходимость изгонять предка, вселившегося в тело потомка.

Трепанация делалась не только на острове Увей. Трепанированные черепа были найдены при раскопках в Северной Америке, в Африке, в Европе.

Из других приемов удаления предка из тела больного широко было распространено высасывание. Индеец племени чиппевей пользовался для этого камышовой трубкой. Житель племени гауса в Северной Америке применял рог буйвола. Рог широким основанием прикладывался к больному месту, острый конец его, в котором проделывалось отверстие, брался в рот: появлялся сильный кровоподтек.

Высасывание вызвало к жизни скарификацию и насечки. Кровоподтек, появляющийся после наложения рога, рассматривался как место, к которому устремилась болезнь, чтобы выйти из тела больного, но встретила препятствие в теле и выйти не могла. Чтобы облегчить этот выход, на месте кровоподтека делалась скарификация или насечка. Для скарификации употреблялась челюсть рыбы с мелкими острыми зубами или колючки растений. Для насечек использовали обломки раковин или кремня. Все эти предметы, образованные именно для лечебных целей, часто обнаруживаются при раскопках стойбищ древнего человека.

При ознакомлении с устрашающим лечением, естественно, возникает вопрос: как пастух представлял себе своего умершего предка - в виде ли духа, как утверждают одни историки или в виде материального существа, как считают другие историки. Объективные факты говорят в пользу последнего предположения.

Сопоставляя представления людей того времени, правильнее будет заключить, что их мировоззрение был не анимизм, а культ природы и стихий, находившийся на пути развития к многобожию.

Как мы только что видели, с переходом к скотоводству культ природы (в данном случае - животного) перешел в культ предка. В дальнейшем, возможно еще в конце пастушеского периода, предки обожествляются, провозглашаются богами - начинается действительно многобожие.

Возникают храмы в честь этих богов, и при храмах складывается так называемая храмовая медицина, которая обнаруживает непосредственное родство с устрашающей медициной пастухов. Но все это произошло уже на следующем этапе развития человеческого общества - на этапе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому обществу.

 

 








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 5140;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.