Маршруты посещения Версаля

Людовик XIV прекрасно сознавал важность хода и ритма посещения садов. В 1689 году он составил инструкцию «Способ показывать Версальские сады», которую впоследствии переработал еще в пяти вариантах (последний из которых вышел в 1705 году).

Осмотр подразумевает последовательную смену ракурсов, каждый из которых позволяет насладиться тем или иным видом, а посетитель проникается идеальным сочетанием цветников, фонтанов, скульптур и водоемов. Визит состоит из последовательной смены подъемов, спусков, переходов и поворотов. Интерьер замка, от низкого вестибюля и лестницы с двойным пролетом через анфиладу гостиных, выводящих в Зеркальной галерее, в глубине которой возвышался трон суверена, представляет собой несравненную последовательность ракурсов, совокупность которых оправдывает полное нарушение дистрибутивной логики на втором этаже замка. Тот факт; что ведущая к Главным апартаментам лестница получила название «лестница Послов», показывает, какое значение придавалось церемониям входа и приема, а также месту их проведения. Неординарному шествию официальных посольств от лестницы до галереи соответствовало ежедневное, но совершающееся в обратном направлении шествие короля к часовне, которая с 1682 г. располагалась на восточной оконечности анфилады. По мере продвижения через анфиладу доступ в комнаты часто становится более ограниченным: за вестибюлями и лестницами следуют прихожие, затем апартаменты, наконец, кабинеты и спальни, куда входить было запрещено. Такая иерархия придает смысл постоянному преодолению. Это еще одна аллегорическая версия подъема, усиленная многочисленными лестницами, в сооружении которых архитекторы той эпохи проявили недюжинную изобретательность.

В годы, когда проводились крупные праздники, внешний вид Версаля постоянно совершенствовался, с целью превратить его в обрамление, соответствующее таким спектаклям. В определенном смысле последовательность увеселений – прогулка, музыка, театр, обед, балет, салют – уже определяли маршрут, «правила посещения» садов, и намечали район посещения в соответствии с практическими и символическими требованиями праздника. Однако, подобный маршрут, каждый раз связанный с определенным событием не мог полностью отвечать ни повседневным потребностям, ни удовольствиям, получаемым от каждого посещения. Для организации прогулки было желательно наличие инструкции. Существовали уже тексты, предлагающие определенные маршруты, такие как «Прогулка по Версалю» Мадлен ле Скюдери и «Любовные похождения Психеи и Купидона» Жана де Ла Фонтена. Но эти произведения были навеяны мотивами скорее литературными, нежели практическими.

Когда закончился период больших праздников, а двор окончательно обосновался в Версале, дворец и сады сами стали представлять собой зрелище. Инструкции к посещению садов Версаля стали, тем более важными, так как они гарантировали, что взгляды короля будут совпадать с ними. Воля короля, символически записанная в эстетику Версаля, была довершена и закреплена в разработанном им маршруте. Этот маршрут, хотя и длиной в восемь километров, включал в себя лишь малую часть множества диковинок, которые следовало осмотреть.

Интересно отметить, что этот маршрут решительно пренебрегал мифологическим духом Версаля. Лучезарный символизм, присутствующий повсюду, не акцентировал формальную сторону, наиболее важную для сада. Великолепная центральная ось, вела от замка к центральной аллее и соединялась над каналом с бесконечно удаленной и уходящей в перспективу линией, ведущей в сторону захода солнца. Людовик XIV, можно сказать, старался навязать превосходному произведению возвышенный эстетический опыт, исходящий из его собственного вкуса и воли.

Существует также и другой маршрут по Версалю, который вписывается в саму структуру садов. Людовик XIV очень гордился водными эффектами своих садов, бесчисленными фонтанами, бассейнами, каналами и другими изобретениями, показывающими игру воды. Это была совершенно обоснованная гордость, так как подведение воды в сады, гидравлическая система и созданный с этой целью, механизм Марли были новшеством в технике, имеющим самое большое значение, истинным чудо в мире барокко. Но, несмотря на это, напор воды был недостаточным, чтобы заставить работать все фонтаны одновременно. Следовательно, маршрут был оборудован таким образом, чтобы во время прогулок короля и придворных, фонтаны, находящиеся в поле их зрения были включены, и выключались когда они проходили мимо, а другие фонтаны приводились в действие. Таким образом, очарование этой удивительной поэзии воды ограничивалось технической необходимостью.

Наверное, этот маршрут, проходящий через фонтаны и бассейны, был наилучшим для XVII века, отражая концепцию предложенную королем. Искусство, природа и технология объединились здесь, чтобы достигнуть наибольшего результата в воздействии иллюзий, очарования и желаний. Оба маршрута, «пера и волны», и сегодня продолжают руководить нами при посещении Версаля.








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 977;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.