История создания Версаля
Есть множество причин, побуждающих монархов возводить самые красивые свои резиденции за городской чертой, и подобная практика восходит к древности. Любовь к охоте, наличие свободного пространства, возможность придумывать совершенно новые ансамбли и окружать их большими садами в свое время обусловили появление таких удачных творений, как Шамбор, Фонтенбло, Сен-Жермен. Версаль также имеет свою историю возникновения.
Старейшая деревня провинции Иль-де-Франс Версаль упоминалась в исторических документах уже с конца XI века. Это была весьма скромная деревушка у склона холма, ее пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого отсюда было 18 км. Деревня вошла в историю в конце XVI века, когда в здешнем замке в 1570 году остановился по пути на встречу с Екатериной Медичи Генрих IV – будущий король Франции. Именно сюда он приезжал охотиться, уже став королем.
В 1606 году на своей первой охоте в Версале был его сын, будущий король Людовик XIII, которому нравилось уединяться здесь с близкими друзьями. В 1624 году король купил болотистую землю, окруженную полями. На месте будущего дворца тогда возвышалась только ветряная мельница.
По поручению Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа рядом с деревушкой Версаль был построен маленький охотничий замок. Рядом находился средневековый полуразрушенный замок владение дома Гонди. Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом и снес его для расширения своего парка. Охотничий замок представлял собой П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.
После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал: Людовику XIV, наследнику и будущему королю, было всего 5 лет.
Королевские и царские резиденции никогда не строятся просто так. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могущества королевской власти, у Людовика XIV был целый ряд причин. В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но ее столица Париж выглядит как очень провинциальный город, который не соответствует новому положению страны. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу и не простивший ему измены в дни Фронды, король-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. На долгие годы его царствования двор покинет Париж и столицей Франции сделается Версаль.
В 1655-1661 годы крупнейший финансист Франции Н.Фуке перестроил свой загородный дом по проекту архитектора Луи Лево. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец, довольно скромный по тем временам, а гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа – на природе, вне стен переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV, что он не мог смириться с мыслью, что это не его собственность. Король враждебно относился к Фуке и заключил его в тюрьму. Таким образом, творцы парка и замка Во-ле-Виконт, Ленотр и Лево, были привлечены к строительству новой королевской резиденции. Архитектура имения Фуке была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фуке, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.
В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Он начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные, многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу и Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трилучием, версальская композиция значительно отличалась от него шириной улиц и углом, образованным между тремя магистралями. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим дворянам за сходную цену с единственным условием – строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть до уровня входа во дворец.
Строительство резиденции сложилось за несколько периодов. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории – осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран.
В 1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В 1668-1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной лестницу Королевы.
Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа Д'Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован «Королевский двор». В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия.
Однако после смерти кардинала Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886). На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом не город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля.
В северной части дворца размещались покои короля, в южной королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое.
Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее применяет единый архитектурный мотив равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами.
Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры. Создателями дворца были не одни Лево и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Лево работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром.
Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более, что строительство Версаля (от возникновения охотничьего замка Людовика 13 и до устройства батальной галереи Луи Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 978;