Предыстория понимания проблемы

Для древних философов проблема - это вопрос, содержащий открытую альтерна­тиву, противоположности, элемент древнегреческой диалектики как искусства рассужде­ния, ведения диалога, спора - поиска истины. По Платону, умение вопрошания - это путь к «знанию незнания», раскрытие спрашиваемого в его проблематичности, признание то­го, что вопрос труднее ответа. Искусство вопрошания не имеет прямого метода, который позволил бы научиться спрашивать и видеть проблематическое, однако возможно владе­ние логическими и риторическими приемами формулирования вопроса и проблемы. Ари­стотель в «Аналитиках» и «Топике» неоднократно обращается к теме «диалектической проблемы», полагая, что «меняя способ выражения, ты каждому положению можешь придать вид проблемы» («Топика», 101b 35), при этом в проблеме явно сформулирована альтернатива, в положении - только одна из ее сторон, вторая лишь подразумевается. Проблема ставится «или относительно того, о чем ни одна из сторон не имеет определен­ного мнения, или относительно того, о чем мудрые имеют мнение, противное мнению большинства людей, или относительно того, о чем расходятся мнения внутри каждой стороны» («Топика», 104b). Здесь же рассматриваются «топы» (методы), применимые как к общим, так и к частным проблемам, определению правдоподобия проблем, их рода, со­отношение с причиной и множество других «топов» как для спрашивающих, так и для отвечающих. Вычленяются также три типа положений и проблем - касающиеся нравст­венности, природы и «построенные на рассуждении», которые, как отмечают исследова­тели, перекликаются с делением философии на этику, физику, логику (и соответствую­щие проблемы) у Ксенократа, перипатетиков и стоиков. Размышляя над аристотелевским пониманием проблемы, Гадамер пришел к выводу, что оно не имеет отношения к «фак-

 

тической истине», но принадлежит лишь сфере диалектики, спора и рассуждения. Это не действительные вопросы, но лишь «альтернативные мнения», проблема в таком диалек­тическом смысле относится не столько к философии, сколько к риторике.

Данную традицию понимания проблем и вопросов Кант ограничивает диалектикой чистого разума, поскольку их источник лежит полностью в самом разуме, вопросы - это его «собственный продукт», окончательное разрешение их невозможно, «так как они превосходят возможности человеческого разума». Он разделил вопросы на метафизиче­ские, связанные с теоретическим разумом и требующие определенного ограничения, и дидактические, порождаемые практическим разумом и требующие совершенствования в качестве «систематизированного инвентаря». С развитием научного познания понятие проблемы существенно расширило логические и приобрело эпистемологические смыслы, наряду с собственно дискуссионными, полемическими функциями. Проблема стала рас­сматриваться как следствие рассогласования, противоречия и неполноты знания или как «знание о незнании».








Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 700;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.