Педагогические основы этико-экологического воспитания учителя в современной системе образования отечественной и зарубежной педагогики
В третье тысячелетие человечество вступило в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса цивилизации. Экологическая угроза - это глобальная проблема современности, с которой столкнулось мировое сообщество, казалось бы, на высочайшем этапе своего развития. Преодоление глобальных экологических проблем связывается со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное взаимодействие, основные направления которого определены Конференцией ООН по проблемам окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Концепция устойчивого развития положила начало новой идеологии, основанной на гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Решение этих задач стимулирует смешение приоритета в преодолении глобальных экологических проблем из экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования.
Особую актуальность на сегодняшний момент приобрело учение великого русского учёного В.И.Вернадского о ноосфере. Ноосфера - это сфера разума (иоос - разум в переводе с греческого). Без вмешательства духовно-нравственных начал Разума в развитие мировой цивилизации её ждет деградация и вымирание. Факты свидетельствуют о том, что ни с появлением человека, ни в настоящее время ноосфера ещё не утвердилась на нашей планете. Очевидно, переход современной биосферы на ноосферу будет противоречивым и мучительным, и, по мнению академика Н.Н. Моисеева, потребует формирования новых экологических принципов нравственности в человеческом обществе. И всё же единственный путь спасения Человечества от экологической катастрофы - неизбежность вхождения планеты в новую эпоху ноосферного развития.
Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для природы и будущих поколений.
Без сохранения Природы невозможна жизнь на Земле, и гибель Человечества становится объективной реальностью. Глобальной целью ноосферного развития является благополучие человека, повышение качества его жизни, физическое и духовное здоровье, а также гармоничное взаимодействие с Природой, при котором не ставятся под угрозу интересы будущих поколений.
Ноосферное развитие в центр внимания ставит человека, который должен иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой как в настоящее время, так и в будущем, Переход к ноосферному развитию требует создания нового мирового порядка, направленного на обеспечение скоординированных действий всего мирового сообщества по предотвращению экологической катастрофы, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной среди других национальных проблем.
На этом пути развития потребуется формирование нового мировоззрения людей и замена приоритета потребления на приоритет повышения общего качества жизни. Создание в обществе новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур производства и потребления, достижению более высокого жизненного уровня населения посредством изменения образа жизни и сокращения потребления природных ресурсов.
Устойчивое развитие - это образ жизни мирового сообщества, при которой главной задачей является обеспечение нормальных условий для всего населения планеты без ущемления интересов последующих поколений. Понятие устойчивое развитие родилось у экологов, и согласно экологическому подходу - это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной ёмкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение условий, для человека принципиально неприемлемых.
Концепция устойчивого (оберегаемого) развития (sustainable development) рассматривается как альтернатива безудержному экономическому росту. Концепция устойчивого развития и экологическое образование сводится к определению и поиску предпосылок и условий выживания и неопределённо длительного существования развития человечества на основе новой системы ценностей, создания культуры, адекватной природе мира и сущности человека. Одним из необходимых условий перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития является доминирование в обществе экологической культуры.
В России имеются природные и социальные предпосылки для перехода на модель устойчивого развития: коллективистская традиция, обостренное чувство социальной справедливости, присущее русским людям, интеллект народа, духовное сознание и образованность населения. Что необходимо сделать для обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития? По мнению учёных-экономистов, следует обеспечить, во-первых, возрождение духовных ценностей, экологических и этнокультурных традиций народа; во-вторых, приоритетное развитие науки, образования и культуры. В-третьих, осуществить глубокую структурную перестройку народного хозяйства страны на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий. В-четвертых, перейти на рентную систему налогообложения; перенос центра тяжести налогообложения на природно-ресурсный потенциал позволит реализовать социальную поддержку населения. В-пятых, необходимо разработать программу реформирования доходов. В-шестых, усилить работу администраций всех уровней государственной власти по развитию экологически ориентированного предпринимательства на подведомственной им территории. При выполнении вышеназванных условий Россия XXI века сможет состояться как общество с устойчивым развитием; общество, выдвигающее на первый план нравственные принципы, духовность, высокопрофессиональный труд; где каждому человеку обеспечиваются равные стартовые возможности, прежде всего доступ к знаниям и информации.
Движение в нужном направлении названо сегодня sustainable development - самоподдерживаемым, устойчивым развитием, культурой мира. Другой вариант развития - саморазрушающий - всё ещё воспроизводится, хотя к началу XXI века осуждается повсеместно как культура войны, насилия - не только внутри-социального, но и насилия над природой. Его преодоление в теории и на практике - важнейшая задача современности. Определяющая роль в её решении принадлежит главному субъекту образования - учителю, перестраивающемуся на основе экологического подхода, развивающему свою внутреннюю культуру до уровня экологической культуры. В соответствии с решениями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992) требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Задача экологического воспитания заключается, прежде всего, в формировании у населения особого миропонимания, которое бы максимально отвечало современным представлениям о месте и роли человека в биосфере. Актуальность исследования проблемы экологической этики в системе профессиональной подготовки учителя обусловлена потребностью практики и педагогической науки.
Для выхода из экологического кризиса необходимо построить в сознании людей целостную картину мира, целостное мировоззрение, в котором будут сбалансированы гуманистическиеи экологические ценности. Важнейшим путём и условием утверждения в сознании личности и общества этой картины мира является гуманизация отношений между природой и человеком, формирование гуманистического отношения личности к природе.
Экологическое образование - системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего.
Комплексное и непрерывное экологическое образование (далее - НЭО) в связи с этим приобретает характер универсального инструмента для решения глобальных задач выживания человечества, его роль становится опережающей в становлении новых ориентиров человеческой цивилизации. Оно способно выполнять системообразующую функцию в новой ориентации на идеалы гуманизма и экологической культуры, и в современных условиях оно задаёт приоритеты всей системе образования. Однако в целом положение экологии в системе общего среднего и педагогического образования характеризуется крайней неустойчивостью и неопределенностью. Так, в стадии становления находится сама теория экологического образования, не очевидны его цели, не определено место в базисном учебном плане общего среднего и высшего педагогического образования. Не сформирована и образовательная область «экология».
Сегодня на паритетных началах существуют три теоретических модели экологического образования: однопредметная, полипредметная и смешанная. За каждой из моделей стоят авторитетные группы авторов, отстаивающих свои идеи. Это, например, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина, Н.Н. Родзович, Б.Т. Лихохов, А.Н. Воробьев, В .П. Голов, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева.
Для того чтобы определиться в выборе образовательной модели, т.е. ответить на вопрос: какой должна быть экология в школе и вузе - необходимо определиться в целях экологического образования. Еще академик Ю.Н. Бабанский писал, что, не решив проблему целеполагания, невозможно разработать убедительную учебную программу, написать учебник и представить модель учебно-воспитательного процесса.
Сегодня в экологическом образовании, как ни в какой иной образовательной области, цели многоаспектны, а следовательно - аморфны и дискретны (С.Н. Глазачев, статья «Современные проблемы методики биологии, географии и экологии в школе и вузе», журнал «Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции развития», М., 1999 г.). Так, одна группа специалистов (И.Д. Зверев, И.Т. Суровегина, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, К.И. Вартанова) считают, что «высшей и конечной целью экологического образования является сформированное экологическое мировоззрение, овладение совокупностью экологических знаний и умений»; для других (Н.Н. Родзович, А.В. Волгин, А.Ф. Ширшова, А.Д. Солдатенков) основные цели экологического образования видятся как формирование экологического мышления и духовно-нравственного воспитания; третьи (В.И. Грачева) свою деятельность ориентируют на формирование экологических убеждений.
Ряд специалистов полагают, что в процессе обучения экологии необходимо основное внимание уделять воспитанию эмоциональноценностного, ответственного отношения к окружающей среде (А.Н. Захлебный, И.В. Сидельковский). В последние годы С.Н. Глачачев и его последователи сосредоточили усилия на разрешение проблемы формирования экологической культуры. Разумеется, каждая из этих целей заслуживает внимания, но ориентируясь на эти цели, невозможно построить убедительную модель учебно-воспитательного процесса обучения экологии и разработать структуру и содержание учебного предмета.
Доминантной целью экологического образования должна стать экологическая подготовка обучаемых. Термин «экологическая подготовка» не синоним экологического образования. Экологическая подготовка - процесс формирования личности, способной действовать экологически целесообразно в любой жизненной ситуации. Такое определение показывает, что экологическая подготовка выходит далеко за рамки экологической образованности.
Экологическая подготовка личности возможна только на основе сформированного экологического типа сознания обучаемых. На формирование этого типа сознания как высшей цели экологического образования, обращали внимание Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Воробьев, В.П. Голов и ряд других исследователей.
Экологическое образование рассматривается в современной педагогической деятельности как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе. Таким образом, массив экологического образования студентов должен содержать естественнонаучный, духовно-нравственный, эстетический и прикладной компоненты.
Во второй половине XX века началось интенсивное исследование в области экологического образования. Становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учета экологической роли человека в изменении естественной окружающей среды. По утверждению ведущих ученых (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Г. Суровегина, С.Н. Глазачев, В.П. Голов, Т.С. Комарова, В.И. Петрова) экологическая культура в самом ближайшем будущем должна стать культурой нового качества, и от степени её сформированное у подрастающего поколения напрямую зависит будущее человечества. К настоящему времени опубликовано большое количество теоретических, учебных и методических материалов по этой тематике. Однако в практике работы учебных заведений по экологическому образованию по-прежнему существует немало нерешённых проблем.
Осуществление экологического образования школьников и студентов ведётся, в основном, в процессе естественнонаучных предметов с использованием традиционных методов обучения, а воспитательный потенциал экологических знаний остаётся невостребованным. Проблемы отношения личности к природе не утратили своей остроты, а стали сегодня ещё более актуальными в связи с тенденцией гуманизации образования.
Учитель занимает ведущую роль в обеспечении экологогуманистических преобразований личности, что актуализирует проблему подготовки будущих педагогов к формированию у школьников гуманистического отношения к природе. Личность учителя, его экологопедагогическая культура начинают играть всё более решающую роль в современном социокультурном процессе. Становление коэволюционной (экогуманитарной) парадигмы образования предполагает значительную силу нравственного примера учителя, создание стройной системы образования, обеспечивающей связь и преемственность поколений, творческую трансляцию опыта и ценностей прошлых культур, проявление толерантного отношения к иным культурам и ценностям (Е.А. Когай).
В современных условиях возросли требования к педагогу как организатору целостного процесса обучения, воспитания и развития экологической этики учащихся. Здесь этика призвана стать механизмом формирования экологической культуры учащихся. Это диктуется возросшими требованиями к педагогу как организатору целостного процесса обучения, воспитания и развития, взращивания экологической культуры учащихся.Современные исследования и представления об экологической культуре учителя и о её формировании в процессе обучения в педвузе связаны с развитием экогуманитарной парадигмы педагогического образования и науки (О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин). Главный вывод исследователей: необходимо глубокое осознание актуальности экогуманитарной коррекции культуры, новой экогуманитарной образовательной парадигмы, экологической культуры учителя. Педагогическая деятельность приобретает особое значение потому, что это деятельность по обучению других людей (школьников, студентов), по формированию экологической культуры. Цели, ценности и механизмы передачи экологической культуры должны найти отражение в национальной стратегии экологического образования, призванной обеспечить экологическую безопасность общества и личности, задать алгоритм социокультурного развития России.
Определяющей стратегической нормой деятельности учителя как носителя экологической культуры становится ответственность, обеспечивающая, с одной стороны, творческую созидательную активность, а с другой - исключение действий, способных нарушить гармонию человека и природы. Подготовить пособную к такой деятельности личность призвана формирующаяся система экологического образования. Она действительно может быть названа системой опережающего образования, поскольку способ её реагирования на меняющиеся социальные, социоприродные условия - предвосхищение, а не приспособление к уже произошедшему. Она опирается на процессы, определяющие облик XXI века: глобализации, информатизации и возрождения нравственности, духовности; формирования и утверждения культуры мира и жёсткого ограничения технологической деятельности. В целях организации учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры подрастающего поколения Минобразования и Минприроды Российской Федерации в числе первоочередных мер считают следующее:
- создание инфраструктуры для обеспечения системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;
- обновление содержания обучения научными знаниями и умениями по экологии на межпредметной основе;
- создание системы практической деятельности учащихся в области улучшения окружающей среды;
- координация школьной и внешкольной системы образования и эколого-просветительной деятельности неправительственных организаций;
- подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам образования в области окружающей среды.
Только экологическое образование и просвещение, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека, способного жить в согласии с природой.
Прежде всего, необходимо выяснить специфику и структуру экологического знания и образования.
Итак, что же считать экологией? Каково место экологии в структуре научного знания? Экология - в переводе с греческого «собственный дом», «наука о местообитании» (от греч. oikos - дом, жилище, место пребывания, и logos - учение) - наука о взаимоотношении живых организмов и человека с окружающей средой, системе знаний о связях, обеспечивающих воспроизводство всех форм жизни. Именно в таком контексте мы говорим об экологии человека, экологии общества, когда домом человечества становится не только природа, его непосредственно окружающая, но и вся биосфера. Качество экологической обстановки мы видим в соответствии условий, определяемых окружающей средой, потребностями общества, и, прежде всего, здоровью населения, возможностям его стабильного существования.
Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году в работе «Generelle Morphologie der Organismen». Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают (Р. Дажо).
Глазачев С.Н. в книге «Экологическая культура учителя» предложил определение, корректно отражающее сущность современного этапа становления экологии как науки о жизни в различных средах: «Экология - наука (система знаний) о воспроизводстве жизни и гео-, био-, социальных факторах этого воспроизводства».
Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология - есть лишь биологическая экология, а других экологии нет и быть не может. Экология человека, с этой точки зрения, есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Такая биологизаторская интерпретация экологии имеет право на существование, но она не может служить концептуальной основой комплексного непрерывного экологического образования (НЭО). В структуре научного знания при таком подходе не остаётся места для географической и социальной экологии, экологии человека.
Целенаправленно формируя взаимоотношения природы и общества, человек может фиксировать своё отношение к природе в виде социально- экономических, моральных, эстетических и правовых норм. В своих действиях он будет опираться на знание природных и социальных законов, которые в отличие от гипотетических социально-природных законов доступны изучению обычными средствами и в определенной степени уже известны. Нет особых законов взаимодействия между природой и обществом, стоящих над природными и социальными законами.
До тех пор, пока в качестве объекта изучения не выступает само взаимодействие природы и общества как относительно самостоятельный процесс, осмысление воздействия общества на природу, как и воздействия природы на общество, не нуждается в особой природно-общественной науке. Вне зависимости от этого воздействия природа и общество по-прежнему будут функционировать и развиваться по своим, сугубо естественным законам.
Несмотря на то, что компоненты неживой природы планеты испытывают на себе всё возрастающее воздействие общества, они в качестве естественных образований могут и должны исследоваться при системном подходе науками естественного цикла (или традиционными науками: физикой, химией, геологией, географией, биологией).
Точно так же и социальные процессы продолжают существовать и развиваться по сугубо социальным законам независимо от того, что испытывают на себе «толчок» со стороны природных факторов.
Действительная потребность в экологической этике как качественно особой науке (природно-общественной или «социоестественной») возникает только тогда, когда объектом исследования выступает само взаимодействие природы и общества, реально осуществляющееся в деятельности людей.
Сфера экологического знания (географическая, биологическая и социальная экология, экология человека) непосредственно представляет собой подлежащий усвоению познавательный компонент экологического образования.
Наше понимание термина экологическоев аспекте рассматриваемой проблемы исходит из его применимости только к тем случаям, когда речь идет о целенаправленной (познавательной, образовательной, воспитательной, преобразовательной) деятельности, непосредственно связанной с оптимизацией специфических экоотношений в системе природа-человек-общество.
Экологическая этика - неотъемлемая часть общей культуры, наука о взаимодействии природы и общества, о качественно новых закономерностях, рождаемых взаимодействием общества и природы. Её объектом выступает система отношений, формирующаяся, функционирующая в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей, - ноосферы. Процессы формирования и функционирования ноосферы составляют её предмет.
Изучение научно-педагогической литературы по избранной проблеме показало, что профессиональная этическая деятельность является значительной чертой в педагогике, которая является носителем этической педагогической деятельности. Важным качеством этой деятельности является этическая мотивация, этические знания, этические понятия, которые выражаются в профессиональном мастерстве. Особое внимание уделял соблюдению этики в педагогической деятельности В.А. Сухомлинский: «Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе».
Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках находится тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности - этика. Этика- совокупность норм поведения, мораль каких-либо общественных групп, профессий. Этика в школе - это практическая философия воспитания. Педагог является носителем педагогической этической деятельности. Альберт Швейцер в книге «Философия культуры. Культура и этика» писал: «Определение этики представляется мне таким. То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо».
Категория ответственности - одна из важнейших в этике. Чувство ответственности выражает сопричастность человека к глобальным, общественным, экологическим процессам. Ответственность не формируется у человека автоматически, её содержание должно быть осознано, прежде чем станет автоматизмом поведения. Ответственное отношение к природе - неотъемлемая черта общей социальной ответственности гражданина. Для проведения принципа ответственности в жизнь недостаточно одних благих пожеланий. Успех нравственного дела вряд ли может быть обеспечен без сознательного и целенаправленного использования достижений философии и других наук. В этом деле неуместна какая-либо изоляция философии от наук. В том числе, и от педагогической науки.
В педагогике XIX века Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский выделяли этическую сторону педагогической деятельности в выработке дисциплинированности. Повиновение в детях необходимо: повиновение - нравственность детей. Сейчас эта проблема отодвинута на второй план, но она осталась. В.А. Сухомлинский подходил к этическому воспитанию через развитие индивидуальности. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека является внутренние духовные силы - убеждения, эмоции. Совесть, по мнению Сухомлинского, - это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, как хороших, так и плохих. Совесть как чувство моральной ответственности воспитывается и выражается, раскрывается и формируется только в деятельности, поведении в обстановке, при которой моральная истина становится личной точкой зрения, линией поведения. Совесть проявляется тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует.
А.С. Макаренко развитие этики видел в развитии коллектива. В коллективе более старшее поколение влияет на младшее, получается преемственность поколений, получается моральный и эстетический импульс, который исходит от людей более опытных и организованных, а главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец.
Психолог Л.C. Выготский выделяет моральную педагогику. С психологической точки зрения моральное поведение, так же, как и всякое другое, возникает на основе прирождённых и инстинктивных реакций и вырабатывается под влиянием систематических воздействий среды. Сталкиваясь в процессе роста с множеством всевозможных фактов, понятий и явлений, прирождённые реакции превращаются в условные формы поведения, которые мы называем моральными, то есть, соответствующими требованиям нравственности. А нравственность - это совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Становление теории и практики экологического образования учителя связано с работами И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, И.С. Матрусова, И.Н. Пономаревой, Е.С. Сластениной, И.Т. Суравегиной, Д.И. Трайтака, Е.Ю. Шапокене. Теоретические аспекты экологической модели личносто-ориентированной подготовки учителя проработаны В.В. Сериковым, педагогические технологии её реализации А.Ю. Борисенко, Т.В. Лавриковой, Т.И. Чечет.
В последнее время внимание исследователей привлекает как подготовка учителей экологии, так и экологизация педагогического образования в условиях многоуровневой организации высшего образования (Г.П. Аксакалова, Н.Д. Андреева, В.А. Брылев, Н.Ф. Винокурова, Н.А. Воронков, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.В. Пасечник, Н.Н. Родзевич, Г.П. Сикорская. Е.В. Шаврина).
Для студента, выпускника педагогического вуза, эталоном является профессиональная педагогическая деятельность. С одной стороны профессиональная педагогическая деятельность является целью педагогического процесса в вузе, с другой - целью самого студента, чтобы он сам осваивал способы этического поведения.
Таким образом, в педагогической деятельности можно выделить профессиональную педагогическую деятельность как одну из существенных её сторон. Учитель, в совершенстве владеющий профессиональными педагогическими навыками, характеризуется соответствующей мотивацией, знанием этических понятий, этическими умениями и поступками, педагогическим тактом и мастерством профессионального этического общения. Но чтобы овладеть такой деятельностью, студенту, будущему педагогу, необходимо усвоить теоретические основы и принципы современной экологической деятельности.
2. Экологическая этика: ее история и роль в современном мире
Понятие и история экологической этики. Чтобы поведение человека находилось в согласии с принципами функционирования экосистемы, необходимо выработать определённое мировоззрение. Выработкой такого мировоззрения занимается экологическая этика. Для этого она должна, во-первых, пересмотреть метафизические основания нашего мышления, и во-вторых, включить природу в сферу моральной оценки. Экологическая этика расширяет привычные границы и включает в рассмотрение окружающий человека мир. Она подразумевает состояние любви, уважения, восхищения, обязательств, самопожертвования, совести и долга. Экологическая наука описывает то, что есть. Этика предписывает то, что должно быть.
Экологическая этика исходит из той посылки, что традиционная метафизика и обусловленная ею мораль, в особенности христианская, как утверждает крупнейший историк и философ А. Тойнби в работе «Религиозные основы современного экологического кризиса: точка зрения», является источником современных экологических проблем. Экологическую этику можно считать своего рода руководством для выяснения новых или запутанных экологических ситуаций. В американской экофилософии выделяют несколько принципов экологической этики:
1. Чем более редкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться.
2. Чем красивее являются природные объекты, тем деликатнее с ними надо обращаться.
3. Чем более хрупкими являются природные объекты, тем деликатнее с ними следует обращаться.
4. Чем жизнь более чувствующая, тем больше ее следует уважать.
5. Уважать жизнь вида следует больше, чем жизнь индивидуума.
6. Возлюби окружающую природу как самого себя.
7. Думай о природе как о сообществе, а не как о «кладовой товаров».
Экологическая этика - наука очень молодая и имеет множество спорных и нерешённых вопросов. Так, она подразумевает две фундаментально расходящиеся заботы: заботу об индивидуальных живых существах как прямых объектах моральной заботы и заботу о видах, экосистемах, окружающей среде, диких местах, биосфере как прямых объектах моральной заботы. Развитие экологической этики предполагает активизацию совести и долга. По мнению Юджина Харгроува, в сравнении с другими областями в прикладной этике, экологическая этика несколько необычна, так как она не ориентирована главным образом на этику. Скорее, она группируется вокруг большинства более традиционных областей в пределах самой философии, в особенности эстетики, метафизики, философии науки, социальной и политической философии. Ни одна область в прикладной этике не затрагивает более фундаментально философские вопросы, чем экологическая этика. По его мнению, сейчас ещё рано говорить об экологической этике как окончательно сформулированной. Её принципы будут ещё предметами дебатов не одно десятилетие. А их окончательная форма будет установлена не философами, а простыми людьми, когда они начнут использовать эти принципы в своей практике при принятии решений и для оправдания своих действий. Считается, что экологическая этика породит чёткие, рационально упорядоченные правила, которые можно будет применять с большой точностью, однако, по мнению Ю. Харгроува, такое вряд ли возможно: «Наша экологическая этика, если мы таковую будем иметь, станет собранием независимых этических обобщений, не связанных жёстко, и это не будет рационально упорядоченная система этических предписаний. Люди, желающие понять и следовать этой экологической этике, должны научиться использовать такие обобщения в специфических ситуациях и смотреть на мир с точки зрения экологической этики». Во второй половине XX века подверглись переосмыслению традиционные философские ценности человечества. Происходит смена цивилизационой парадигмы. Уходят в прошлое восхищение техносферой и антропоцентризм. На смену им приходит антропобиосфероцентристская парадигма: «Я есть жизнь, желающая жить среди жизней» (А. Швейцер).
Сопоставим систему традиционных (антропоцентристских) и экологических (антропобиосфероцентристских) ценностей. На основе обобщения Хотунцевым Ю.Л. (117) определяется следующая система: По мнению некоторых зарубежных философов, различные описания и определения экологической этики имеют следующие общие элементы:
1. Моральный критерий, основанный на «межличностных» отношениях или отношениях между людьми и другими частями природных систем.
2. Долгосрочная и расширенная перспектива, подходящая к динамике биологических систем, включая человеческие действия и их последствия.
3. Проблема того, как моральный критерий, относящийся к природным системам, отражается в нашем сознании и поведении.
4. Система оценивания природных ресурсов, которая подчеркивает присущие, внутренние, неэкономические или «мягкие» ценности, отражающие динамику природных систем и соответствующих человеческих восприятий.
Академические и популярные ссылки на роль и функцию экологической этики по своему характеру очень разнообразны. Они включают:
а) описание экологической этики как экологического консенсуса, необходимого для законодательства, выражающего необходимый компромисс между экономическими требованиями и экологическими ограничениями;
б) принципы, параллельные этике медицины и закона;
в) экологический код поведения;
г) общее осознание последствий, вызываемых действиями человека.
Экологическая этика содержит два главных уровня: метаэтику и нормативную этику. Метаэтика занимается обоснованием моральных суждений, то есть правильным методом для ответов на моральные вопросы, а также концептуальным анализом таких морально важных понятий, как «ценность» и «обладатель прав». Нормативная этика касается практических вопросов вроде «что я должен делать?». Экологическая этика состоит из трех базовых элементов: системы верований, конечного морального отношения и набора правил обязанностей и стандартов. Экологическая этика имеет три главных источника: религию, философию и экологию.
3. Педагогические условия и пути подготовки учителя к осуществлению этико-экологического образования учащихся
Международное экологическое движение педагогов признает этикоэкологическое образование приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем и рекомендует государствам и правительствам рассмотреть политику и практику в области образования в свете глобального экологического кризиса.
Этикоэкологическое образование должно охватывать всех членов общества. Поэтому его формы должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп с учётом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, а также учитывать региональные и национальные различия.
В работе по организации и созданию необходимых условий процесса экологического образования населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных в том числе молодежных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов. Только таким путём, наряду с соответствующим нормативно-правовым обеспечением, можно побудить различные социальные группы к приобретению соответствующих знаний, а также к выработке моральных принципов и категорий, которые позволят им эффективно участвовать в обсуждении и управлении процессом сохранения благоприятного качества окружающей среды.
По своим целям и функциям экологическое образование неизбежно связано с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным лишь в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, трудящиеся, специалисты, работники системы управления и руководители будут участвовать, в меру своих возможностей, в решении сложных и требующих объединения усилий задач улучшения отношений между людьми и окружающей средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования, осознают свою роль и ответственность в процессе перехода России на модель экологически безопасного устойчивого развития.
В работе по организации и созданию необходимых условий процесса экологического образования населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов. Только таким путём, наряду с соответствующим нормативноправовым обеспечением, можно побудить различные социальные группы к приобретению соответствующих знаний, а также к выработке моральных принципов и категорий, которые позволят им эффективно участвовать в обсуждении и управлении процессом сохранения благоприятного качества окружающей среды. Экология затрагивает все формы экологической, социальной и духовной жизни человека и общества. В России и в отдельных её регионах накоплен определённый опыт, и имеется достаточный интеллектуальный потенциал для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Экологическое образование официально примято как одно из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики. Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», указом Президента Российской Федерации от 04.02.94 № 236 «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Этими документами созданы предпосылки правовой базы экологического образования и информирования населения. Их реализация по инициативе Минприроды России (ныне Госкомэкологии России); Минобразования России приобрела более предметный характер в разрабатываемых и осуществляемых отраслевых и федеральных научно-технических программах.
В законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», которым определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования, оговорена обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях, а также экологического просвещения через средства массовой информации. В Российской Федерации с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования (ст. 7). Проведение мероприятий в данном направлении входит в задачу системы управления в области охраны окружающей природной среды в тесном взаимодействии с системой образования. Воспитание любви к окружающей природе, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», определено одним из принципов государственной политики в области образования (ст. 2).
В ноябре 1994 года Правительством Российской Федерации было пр». В соответствии с этим документом создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения. Её основной задачей является координация заинтересованных органов и общественных объединений в разработке стратегии экологического образования и информирования населения и программы её реализации.
Экологическое образование представляет собой нечто большее, чем один из аспектов учебного процесса, поэтому оно должна рассматриваться в качестве наиболее подходящей основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития страны.
Определение тенденций, основных направлений, их качественная и количественная характеристика - путь к управлению, осуществлению общественной и государственной политики в области экологического образования. Прослеживание темпов развития тенденций от года к году позволяет иметь представление о динамике процессов, увидеть развитие крупным планом. В настоящее время явно определились следующие ключевые направления и тенденции.
Формирование системы обеспечения экологической образованности россиян оказывает значительное влияние на развитие как обыденных, так и научных представлений об экологии и о современном мире. Экологическое образование является ключевой сферой, в которой необходимо прилагать усилия, стремясь к реализации концепции устойчивого развития. Ведь именно экологическое образование может обеспечить устранение не последствий, но причин, усугубляющих глобальную неустойчивость жизни.
3. Готовность студентов педагогического вуза к работе по экологическому образованию и воспитанию школьников
Прежде чем говорить о готовности студентов педвуза к экологическому воспитанию и образованию детей, рассмотрим действительное положение дел в школе. Мы приняли участие в исследовании, проведённом лабораторией экологической культуры ГНИИ семьи и воспитания РАО. Было выявлено главное противоречие: учителя, являясь носителями одной культуры, должны закладывать в сознание школьников качественно новые ценности. Как отмечает Н.С. Дежникова, экологическая культура учителя как явления имеет двойную сущность: не изменив собственного взгляда на культуру взаимодействия с природой, он не может успешно воздействовать на сферу экологического сознания учащихся.
В учебные программы педвузов сегодня вводят курсы по экологии, но это не решает проблемы. Опросы показывают, что учителя всё равно упрощённо трактуют понятие экология, относят его исключительно к области естественнонаучного знания, не выделяют его социальный аспект. Между тем, цель подготовки в вузе должна состоять не в преподавании основ науки, а в формировании экологического сознания, экологической культуры и обеспечении готовности учителя к экологическому воспитанию детей. С точки зрения культурологии понятие экологической культуры предполагает создание новой системы отношений не только во взаимодействии природы и социума, но и в социуме и во взаимодействии человека с самим собой. В связи с этим актуальным становится развитие социокультурного, интеллектуального, нравственного потенциала личности учителя, его способности осуществлять процессы творчества в широком смысле. Ценности и нормы культуры, нравственность, достижения духовной сферы жизни должны создавать условия для гуманитарно-личностного развития педагога. Профессиональная компетентность педагога определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, способностью понимать и воздействовать на духовный мир людей, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.
Критерии экологической культуры учителя следует соотносить с теми новообразованиями и способностями, которые возникают в ходе профессиональной подготовки, самообразования, саморазвития и последующей работы в образовательных учреждениях. Критериями высокой экологической культуры учителя можно считать: высокий рейтинг экологических ценностей; личностное восприятие экологических проблем; социальная установка на посильный вклад в сохранение окружающей среды и на здоровый образ жизни; высокий уровень общей культуры, готовность к экологическому воспитанию детей.
Важным показателем экологической культуры учителя является степень озабоченности состоянием окружающей среды. По полученным данным, 27% респондентов обеспокоены состоянием окружающей среды в родном городе, ещё 19,5% экологические проблемы интересуют на уровне страны, 36,5% - на уровне мира, 17% затруднились с ответом. При оценке перспектив взаимодействия общества и природы у педагогов высока степень пессимизма - 82% считают, что состояние природы будет ухудшаться, 10,2% убеждены, что люди сохранят природу, 7,8% затруднились с ответом.
Эти факты говорят о том, что на уровне эмпирического восприятия чувств, эмоций интерес к экологической проблеме достаточно высок. Однако такое отношение никак не сказывается на поведенческой активности учителей. Так, например, все убеждены, что с помощью школьных предметов и внеклассной работы можно проводить экологическое воспитание в школе, вместе с тем, только 10% опрашиваемых проводят систематически и последовательно такую работу. При анализе этих данных проявляются противоречия между знаниями и убеждениями и практической деятельностью учителей.
Абсолютное большинство учителей (75%) придают значимость общей культуры для своей профессиональной деятельности. Обоснование значимости культурного фонда личности неодинаково. В большинстве ответов (60%) смысл его углубления видится в более полном развитии творческого потенциала и возможностей общения с людьми, в более свободном принятии профессиональных решений (31%). Меньшую роль играет культура в формировании ценностного взгляда на мир, на себя, в понимании людей вообще и принятия их точки зрения. Ведущим компонентом общей культуры признается литературная начитанность и знание отечественного и мирового искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества. Таким образом, половина респондентов считает, что основой общей культуры является владение гуманитарными знаниями, дающими ключи к пониманию человека в разнообразных его проявлениях, к соотнесению себя с накопленными человечеством вечными ценностями через историю и искусство. Педагогами в целом недооценивается роль философских знаний в общей культуре человека и естественнонаучных (6% учителей включили их в общую культуру).
Отвечая на вопрос «Что бы вы сделали в первую очередь для уменьшения отрицательного воздействия на природу, если бы это зависело от вас?», лишь 22% указали на необходимость экологического воспитания детей. А ведь речь идёт об учителях - субъектах экологического воспитания. Эти данные косвенно показывают, что многие педагоги не связывают пути решения экологических проблем со своей профессиональной деятельностью как воспитателей.
Какое же место на шкале воспитательных ценностей у педагогов занимают экологические? Результаты анкетирования показали, что главными на данный момент учителя считают следующие направления воспитательной работы: правовое, эстетическое, экономическое, половое, экологическое, нравственное, физическое. Ценности, содействующие нравственному, эстетическому и экологическому восприятию и осознанию мира заняли третье место после ценностей способствующих развитию сущностных сил и дарований индивидуальности. Учителя предпочли бы в экологической воспитательной работе такие формы, как экскурсии, факультативны, обучающие игры. Эти данные показывают, что ориентир учителя - спокойный воспитанный рассудительный ученик, а свою воспитательную роль учителя понимают однозначно - нагрузить знаниями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что задача воспитания детей не является у педагогов ведущей, серьёзной проблемой является недостаточное понимание самими учителями важности экологических ценностей и необходимости их формирования у школьников.
Главными принципами подготовки экологического образования студентов педагогического вуза являются: доступность и простота методов, качество и эффективность усвоения программ. Природа имеет более широкий смысл, чем флора и фауна. Существуют понятия: природа человека, природа общества, природа массовых действий. Исходя из этого; студентов следует готовить к тому, что своих будущих учеников им придётся образовывать и воспитывать с точки зрения нравственности в контактах друг с другом, в больших и малых коллективах, с братьями нашими меньшими, со всем, что окружает человека на протяжении его жизни.
Экологически ориентированное мировоззрение будущего учителя не может быть названо подлинно научным, если оно не опирается на экологическую картину мира, если не сформировано сознание личности студента.
Комплекс мнений, настроений, идей, отражающих отношение человека к проблемам экологии, можно назвать экологическим сознанием. Экологическое сознание - серьезная социальная сила, потому что именно оно формирует установки на соответствующую экологическую деятельность. Поэтому преподаватели педагогических вузов должны определённым образом переориентировать свою повседневную работу, отвечая на социальный заказ нашего времени - формирование у студентов экологического сознания. Во-первых, необходимо активнее исследовать экологические проблемы, внедрять наиболее фундаментальные результаты в учебный процесс, постоянно совершенствовать этот процесс, превращать экологическое сознание в рычаг усиления воспитывающих, развивающих функций преподавания и учения.
Вторая задача экологического образования - формирование у личности субъективного отношения к природе. Главный педагогический ориентир при её решении - необходимость добиться того, чтобы а) учащийся относил природу к сфере «человеческого»; б) природные объекты для него стали «референтными лицами» (изменяющими его взгляды, оценки, отношение к себе, другим людям, природе); в) природные объекты стали выступать для него в качестве партнёров по общению и совместной деятельности.
Субъективное отношение к миру природы базируется на широте, интенсивности и степени осознанности отношения. Формирование широты отношения к природе не должно сводиться только к повышению экологической грамотности учащихся; важно, чтобы человек проявлял эмпатию (сопереживание) к большому количеству природных объектов. Достижение высокого уровня сформированное интенсивности отношения к природе обеспечивается через сферу чувств, познавательный, практический и деятельный компоненты. Педагогически целесообразно формировать осознанность отношений личности к миру, начиная с ранних этапов онтогенеза. Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения детей к природе.
Третья задача экологического образования - формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами: технологии эстетического освоения природных объектов, технологии получения научной информации о мире природы, технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, индивидуальные технологии природопользования в естественной среде, технологии природоохранной деятельности.
Решение вопросов взаимоотношения природы и общества невозможно без понимания экологических проблем и формирования экологического мышления как подрастающего поколения, так и взрослых людей. Важную роль в этом процессе должна играть школа. Экологическая культура и экологическая мораль должны влиять на развитие производительных сил общества в каждом регионе и определять поведение каждою человека. Поэтому необходимо формировать не только экологическое мышление, но и экологическое мировоззрение.
Цель изучения экологической этики - научить учащихся понимать основные закономерности существования природных систем, знать основные экологические проблемы, порождаемые деятельностью человека, воспитывать элементы экологической культуры, ответственное отношение к природе, её объектам и среде жизни, использованию, воспроизводству и охране богатств Земли, воспитывать убеждение в невозможности решения технических, экономических, социальных и других вопросов без глубоких экологических знаний.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих новыми свойствами.
Экологическая этика - это наука, которая специализируется на рассмотрении норм нравственного поведения человека в среде обитания. Она является основой формирования нового образа жизни, направлена на оздоровление в социальных и духовных сферах и предполагает, в первую очередь, экологизацию общественного сознания. Это не только и не столько экология окружающей среды и живой природы, а в большей степени - экология самого человека, состояния его души и здоровья. Необходимо понять, что экологическая этика озабочена не только физическим здоровьем человека, но и его психическим, нравственным и духовным обновлением.
Выдающийся болгарский учёный Пётр Димков сформулировал свою философию здоровья так: береги чистоту внутреннюю - чистые мысли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища. Будь скромным. И соблюдай законы природы.
Известно, чтобы реализовать себя в любой области человеческой деятельности, надо быть, прежде всего, здоровым, а чтобы стать и быть здоровым, надо понять, на каких принципах строится полноценное здоровье. Гёте говорил: «Что человек не понимает, тем он не владеет». Значит, на пути к овладению здоровьем прежде всего встаёт задача понимания.
В течение всей жизни человек находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Помимо индустриальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге - на продолжительность жизни. От качества окружающей среды зависят трудоспособность, физическое и духовное здоровье, долголетие и материальное благосостояние людей. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определённый физиологический предел выносливости в отношении любого фактора среды (жилая среда, производственные факторы, социальные, биологические и индивидуальный образ жизни). Основными причинами ухудшения здоровья человека и, как следствие, сокращение продолжительности его жизни, являются отрицательное влияние на него факторов окружающей среды, а также неправильное отношение к нему самого индивидуума.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Реформирование хозяйствующих субъектов в рамках процедур банкротства в России. | | | Асортимент та номенклатура товарів. |
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1554;