История психологии творчества

Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА

 

1. Предмет и задачи психологии художественного творчества

2. История психологии творчества

3. Понятие творчества

Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.

Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.

В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,

Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.

Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».

Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:

Ø Природа искусства и художественной одаренности

Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности

Ø Эмоциональная сфера личности художника

Ø Динамика формирования и развития творческих способностей

Методы исследования:

n Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование

N Проективные методики

N Анализ сопутствующих основной работе материалов

N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин

N Естественный эксперимент (игры)

N Психофизиологические методы

N Моделирование

История психологии творчества

Оформлению психологии творчества как науки способствовали:

Ø Успехи общей психологии

Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана

Ø Философское течение итуитивизма А.Брегстона

Ø Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

· Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».

· Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».

· О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.

Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:

· умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)

· искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)

· творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)

· искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивный характер (С.О. Грузенберг)

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества.Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук. В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».

В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:

Ø Институт творчества в Беркли (Калифорния)

Ø Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»

Ø Разработка тестов, диагностирующих творческие способности

Ø Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)

Ø Идеи осамоценности личности, ееуникальности, овнутренней свободекак обязательном условии гармонии человека и его окружения

Ø Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)

Ø Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.

 

Понятие творчества

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум

Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью»

Версии определений творчества:

n Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом

n Кюби: способность находить новые связи

n Роджерс: возникновение новых отношений

n Меррей: появление новых сочинений

n Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества

n Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям

n Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Подходы к пониманию творчества:

Ø Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор

Ø Сущность творчества раскрывается через процесс.

Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»

Ø Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности.

Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»

Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.

 

!
В широком смысле творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности.

В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. (Г.Гиргинов)

Признаки творчества:

n Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 2555;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.