Изобразительное искусство. Изобразительное искусство первой половины XIX в
Изобразительное искусство первой половины XIX в. продолжало существовать под гнетом официального канона. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который провозглашал классицизм обязательным стилем художественных произведений. Однако в работах лучших представителей живописи этого времени можно проследить влияние романтизма и реализма.
Ведущим жанром в искусстве данного периода оставался портрет: О.А. Кипренский создал прославленный портрет А.С. Пушкина, В.А. Тропинин написал известные полотна «Кружевница», «Портрет сына», выдающимся представителем официального направления этого жанра был К.П. Брюллов («Автопортрет», портрет Жуковского).
Оставался популярным и исторический жанр. В нем создавали свои картины Ф.А. Бруни («Медный змий»), К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»).
Все более востребованы становились бытовые произведения, наиболее прославленными представителями которого можно считать А.Г. Веницианова («Жатва», «Спящий пастушок», «На пашне») и П.А. Федотова («Сватовство народа», «Свежий кавалер»).
Мастерами пейзажа были С.Ф. Щедрин, А.А. Иванов, И.К. Айвазовский.
Скульптура в России первой половины XIX в. развивалась целиком в русле классицизма. И.П. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и памятник Ломоносову в Архангельске, Ф.П. Толстой является автором 21 медальона, с изображениями сцен Отечественной войны 1812 г. На порталах колоннады Казанского собора в Петербурге были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли скульптора Б.И. Орловского.
В 1856 г. было положено начало коллекции П.М.Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.
Архитектура
В начале XIX в. господствующим стилем русской архитектуры стал ампир – поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю – площади, улице или набережной, и, следовательно, укрупнялись архитектурные формы, зодчие отказывались от мелких деталей, активно использовали в украшении построек скульптуру. В конце 1820-х гг. классицизм, основанный на античных традициях, постепенно перестал удовлетворять эстетические запросы государственной идеологии. В поисках национальной самобытности некоторые архитекторы начали осваивать мотивы древнерусского зодчества.
В это время создавались монументальные ансамбли Петербурга: Стрелка Васильевского острова Адмиралтейство А.Д. Захарова; Михайловский дворец (ныне – Русский музей), ансамбли Дворцовой и Сенатской площади К. Росси; Казанский собор и Горный институт, ансамбли Павловска и Петергофа А.Н. Воронихина, Здание Павловских казарм и Московские ворота В.П. Стасова; Исаакиевский собор, завершивший ансамбль Сенатской площади и Александровская колонна, завершившая ансамбль Дворцовой площади А.А. Монферрана.
После пожара 1812 г. отстраивалась и приобретала новый облик Москва. С ней в первой половине XIX в. связано, прежде всего, творчество О.И. Бове, создавшего ансамбль Красной и Театральной площади, Кремлевский (Александровский) сад, здание Манежа, Триумфальные ворота, 1-я Градская больница и т.д. Огромный вклад в архитектурный расцвет Москвы внес и Д.И. Жилярди – автор множества общественных и частных зданий, среди которых Московский университет, Опекунский совет, дом Луниных на Никитском бульваре и др.
Ведущим представителем так называемого «русско-византийского» стиля, начавшего занимать ведущие позиции в отечественном зодчестве с 1830-х гг., был К.А. Тон, создавший храм Христа Спасителя, существенно повлиявший на складывание архитектурного облика центральной части Москвы.
Театр
В первой половине XIX в. произошло разделение русского театра на музыкальный и драматический, возникли знаменитые драматические театры России – Малый театр в Москве (1824 г.) и Александринский театр в Петербурге (1832 г.)
К этому времени относится расцвет русской трагедии, который связан с именем Е.С. Семеновой. Игра ведущих актеров строилась в духе романтизма, но все более заметным становилось влияние реализма. В Малом театре мастером романтизма был П.С. Мочалов, игравший в пьесах Шиллера и Шекспира. Великий русский актер М.С. Щепкин стал основоположником реализма на русской сцене. Он создал образ Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Реалистическое направление на сцене Александринского театра развивал А.Е. Мартынов.
В репертуаре русских театров большое место занимали произведения на патриотическую тематику – пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого, В.А. Озерова. Популярностью пользовались постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина. К этому периоду относится появление первых драм А.Н. Островского, открывшего обществу мир русского купечества.
Распространенным явлением оставались крепостные театры. Из 103 крепостных театров первой половины XIX в. 53 – действовали в Москве, 27 – в Петербурге, остальные – в провинции. Наибольшей популярностью среди них пользовался театр графа Каменского в Орле.
Музыка
Музыка первой половины XIX в., как и многие другие области российской культуры, испытала сильное воздействие Отечественной войны 1812 г. Композиторы все чаще обращались к национальным героико-патриотическим сюжетам. Появились романсы на стихи русских поэтов, многие народные песни становились популярными романсами. Рождение русского романса связано с именами А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Н. Верстовского и А.Л. Гурилева.
С концертами в России выступали многие европейские знаменитости – Ф. Лист, П. Виардо, Г. Берлиоз, И. Штраус.
В танцевальной музыке, звучавшей на балах, широко использовались в качестве основы известные балеты и оперы. Это способствовало распространению музыкальной культуры и формированию вкуса.
Продолжала развиваться и духовная музыка. Непревзойденным мастером создания произведений религиозного жанра был Д.С. Бортнянский. Он не только создал великолепные концерты («Гласом моим ко Господу воззвах», «Скажи ми, Господи, кончину мою» и др.), но и упорядочил церковное пение.
Возникновение русской музыкальной классики, создание национальной школы в музыке связано с именем М.И. Глинки. Для этого композитора основным принципом создания музыкальных произведений было обращение к народным традициям. Его опера «Жизнь за царя», поставленная в 1836 г., была названа «кучерской музыкой» в обществе, привыкшем к итальянским сочинениям, но именно она и сломала стереотипы восприятия музыкального искусства. Современником Глинки был развивавший традиции национальной музыки А.С. Даргомыжский. В своих сочинениях (оперы «Русалка», «Каменный гость», комические оперы «Червяк» и «Титулярный советник» и др.) композитор был новатором, привнеся свежие формы музыкальной выразительности. Именно творчество Даргомыжского оказало значительное влияние на композиторов «Могучей кучки» в середине XIX в.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1316;