Вопрос. Отличие сознания человека от психики животных.
Мы уже неоднократно говорили о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием.Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.
Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.
Отличие сознания человека от психики животных.
Для сознания характерен и ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных.
Первое отличие. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.
1)Прежде всего, отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий. Иначе говоря, сознание человека изменяется, как уже отмечалось, в историческом плане. О таком изменении, конечно, не приходится говорить применительно к психике животных.
2)Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд, кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет место изменение отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
3)Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.
Второе отличие. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа. «Сознание человека, — писал В. И. Ленин, — не только отражает объективный мир, но и творит его» '.
Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
Третье отличие. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Как для психики животных, так и для сознания человека характерным является то, что внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся внутренние особенности. И в том и в другом случае имеет место субъективное отражение объективного мира. Но субъективность отражения принципиально разная. Во-первых, о субъективности отражения на уровне психики животных можно говорить условно, понимая под субъективностью лишь то, что отражение действительности каждым животным несколько различно. Человек же выступает как субъект познания, поскольку его познание носит сознательно целенаправленный характер, и он осознает то, что отражает. Во-вторых, различным оказывается опыт, через который преломляются внешние воздействия у животных и у человека. Опыт животных складывается на основе только его жизнедеятельности и носит конкретно-ситуативный характер. Опыт человека включает не только то, что он приобретает в процессе собственной практической деятельности, но и обобщенный опыт, накопленный человечеством. В-третьих, разной оказывается вся анатомо-физиологическая основа, посредством которой совершается преломление внешних воздействий через внутренние особенности животного и человека.
Четвертое отличие. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.
Отражение действительности присуще и животным и человеку. Однако оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру. В биологической борьбе за существование выживают те животные, которые, отражай изменяющиеся внешние условия, успешно к ним приспосабливаются. Проверяемое практикой отражение мира на уровне сознания представляет собой процесс познания мира в его существенных связях и отношениях.
Пятое отличие. Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой, отличающей его от психики животных.
Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в понятиях позволяет людям сознавать не только настоящее, но и знать свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следственные связи.•Зная причинно-следственные связи, человек может предвидеть будущее. Для сознания человека характерно не просто опережающее отражение, как это имеет место у животных, но и прогнозирование будущего.
Шестое отличие. Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Специфической особенностью сознания человека является и то, что оно проявляется в определенном отношении к объективной действительности. Человек не только познает окружающий мир, но, так или иначе, относится к нему.
Отношение человека к действительности свидетельствует о том, что он выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как субъекта познания, активного воздействия на объективную действительность и собственного отношения к ней. Все это выражается в самосознании человека.
Сознание и самосознание.Самосознание — это такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающими людьми и в процессе собственной деятельности.
Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.
Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.
В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко противопоставлялись друг другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в сознании человека не все может быть объяснено с естественнонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обеспечивается деятельностью головного мозга.
Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 26881;