Эстетические требования к компоновке постов управления

Техническая эстетика, тесно связанная с инженерной психологией, занимает очень важное место в решении вопросов согласования конструктивных особенностей отдельных машин и пункта управления в целом с характеристиками человека.

Средствами технической эстетики можно решить многие задачи инженерной психологии, обеспечивая подлинное единство формы и содержания машины. Выразительными средствами технической эстетики можно повлиять на трудовую деятельность человека и повысить ее эффективность: создать атмосферу положительных эмоций, облегчить процессы приема информации, повысить скорость и точность восприятия, улучшить концентрацию и переключение внимания, повысить экономичность движений, улучшить их точность и пластику, снять общую напряженность работы оператора.

В каждом конкретном случае понятие художественной выразительности трактуется по-разному в зависимости от специфики функций оператора, уровня инженерно-технических достижений, социально-исторических факторов, особенностей художественного стиля данного времени и т. п. Но, безусловно, есть и целый ряд композиционных закономерностей и приемов, составляющих основу художественных принципов конструирования диспетчерских и операторских пунктов.

К их числу в первую очередь относится закон строгого соответствия композиционного решения в целом и формы отдельных элементов функциональному назначению, т. е. содержанию изделия при непременном условии его гармоничности. Для достижения этих качеств применяются общие средства гармонизации: симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, масштаб, согласование части и целого, акцент, пропорции. Все они подробно разработаны в теории архитектурной композиции и различных видов изобразительного искусства. Задача художника-конструктора заключается в их приспособлении для завершения проекта отдельных средств отображения информации, пультов управления и операторского пункта как целого [.У].

Рассмотрим основные из этих средств. Качество восприятия информации оператором существенно зависит от архитектурного решения масштабности. При этом следует иметь в виду, что масштабность объекта — это не его размер, величина, а степень значительности объекта, оцениваемая на основе восприятия соотношения величины частей и целого, взятых в связи с человеком и окружением.

Посмотрите на рис. 67 и постарайтесь быстро оценить примерный размер данного станка. На рис. 68 изображен тот же станок. Подавляющее большинство людей неожиданно обнаруживает, что он значительно меньше, чем ожидалось. Вызвано это тем, что адекватная оценка масштабности определяется наличием форм, хорошо знакомых человеку, размеры которых он представляет очень четко. Такие формы называют «указателями» масштаба.

Неправильный выбор в данной композиции какой-то детали (группы деталей) в качестве «указателя» нарушает оценку масштабности. Чтобы правильно оценить размер таких фигур и конструкций, где плохо выделяются детали, могущие стать указателями адекватного размера, необходимо достаточно большое время. Конечно, вернувшись к первому рисунку, вы можете найти тумблер, глядя на который легко оценить реальные соотношения частей, но при первом взгляде его обычно не учитывают. А размер станка на рис. 69 вы оцените сразу, благодаря такому «указателю», как лампа.

Легко представить, какое значение может иметь такая оценка масштабности для оператора в процессе его работы с условными знаками,

мнемосхемой и т. п. Не случайно, определение масштабности является одной из главных композиционных задач в художественном конструировании промышленных форм. Масштабность объекта зависит от множества факторов. Мы уже говорили, как важно, чтобы легко выделялись какие-то детали, играющие роль адекватных «указателей». Большое значение имеет членение формы. Чем больше членений имеет форма или пространство, тем большими они выглядят по величине, но тем незначительнее, размельченнее их масштаб. Напротив, редкие членения формы уменьшают ее видимые размеры, но делают объект значительнее по масштабу. Существенную роль в оценке масштабности играет и контраст сопоставляемых величин. Если изменять отдельную

форму композиции, то она от соподчинения какой-либо форме может перейти к доминантности, выходя за пределы масштаба данной композиции (рис. 70).

Чтобы показать, как важна правильная масштабность объектов, приведем следующий пример. Один из цехов большого химического предприятия был заполнен по обе стороны центрального прохода множеством сложных аппаратов в кружеве разноцветных труб. В цехе среди этого оборудования было много очень крупных по своим размерам аппаратов. Все это вместе взятое выглядело аморфной, достаточно однородной структурой. Но вот в цехе установили пульт управления, который в результате правильного использования масштаба стал главным элементом композиции, подчинив себе остальное оборудование. Все это достигалось в первую очередь крупностью членений небольшого компактного объема пульта. Большие шкалы и циферблаты, цельные ровно окрашенные кожухи, крупность элементов объема сделали его масштаб более значительным по сравнению с измельченными формами цехового оборудования. С любой точки цеха он воспринимался как самый значительный элемент, придав цеху большую художественную выразительность и законченность.

Чрезвычайно важным художественным средством организации процесса восприятия информации оператором является композиционные принципы развития форм в пространстве. Формы, построенные по закону нарастания или убывания масс, создают установку на продолжение этого принципа, предрасполагают наблюдателя к определенной последовательности. Такая композиция обладает закономерной взаимосвязанностью частей и элементов, при которой каждая форма занимает строго определенное место, а отсутствие в ряду одного из элементов как бы «останавливает» зрительное восприятие. Форма, вызывающая нарушение закономерности построения элементов, становится особо заметной (рис. 71). Вместе с ней выделяются также предшествующий и последующий элементы ряда.

Вследствие таких особенностей влияния композиции на зрительное восприятие можно, используя художественные средства, устранить отрицательное или закрепить положительное влияние фиксированной установки. Так, например, в практической деятельности оператора под влиянием закономерного расположения приборов и ручек управления оператор может путать эти элементы. Устранение подобных ошибок в деятельности оператора достигается обеспечением функциональной расчлененности поля зрения контрастностью форм, цвета и положения наиболее существенных элементов приборного щита или пульта управления,

К числу важнейших средств пространственной организации объектов в поле зрения относится и симметрия, т. е. закономерное расположение одинаковых частей формы относительно оси или плоскости, проходящей через центр этих фигур или объемов. Вся композиция элементов в таких случаях говорит о функциональном единстве (родстве) объектов. Нарушение симметрии обеспечивает преимущество асимметричных частей по скорости их выделения.

Знание этих и подобных им законов позволяет художникам найти наилучшие средства организации зрительной работы наблюдателя, влияет на маршруты поиска информации на мнемосхемах, приборных панелях и пультах управления, но реализация этих принципов очень часто представляет сложную задачу. Так, одним из важнейших композиционных приемов является уравновешенность частей композиции относительно главного центра. При наличии симметрии такая задача, как правило, упрощается. Но на практике при наличии большого числа приборов равновесия достигнуть трудно, так как ось горизонтального ряда одинаковых предметов, расположенных на равных расстояниях, перестает фиксироваться, если длина ряда превышает 7 объектов,

такой ряд становится аморфным. Одним из путей обеспечения равновесия в подобных случаях является разделение одинаковых объектов на группы.

Задача поиска равновесия для асимметричной композиции значительно сложнее. Гармоничность такой композиции достигается зрительным уравновешиванием неодинаковых по структуре формам и размерам частей относительно четко выраженной оси или композиционного центра. На рис. 72, а показана часть одной из мнемосхем. Ее композиционным центром является основной агрегат (фигура темного цвета). Технологические линии с элементами контроля и управления, хотя и асимметричны, уравновешены. Та же схема на рис. 72, б лишена законченного вида из-за нарушения зрительного равновесия левой и правой частей схемы относительно агрегата. В такой схеме нельзя выделять агрегат так четко, нужно дать лишь его контуры и найти иной композиционный центр [9].

При решении задачи размещения большого числа сходных по форме элементов важным художественным средством являются такие принципы гармонизации, как метр и ритм. Метрическая повторность основана на равномерном чередовании одного или нескольких элементов. При большом числе приборов метр приводит к монотонности. Тогда в дополнение к простому метру используется ритм—другой вид повторности,— предлагающий закономерное изменение некоторых характеристик в последовательности: расстояний между элементами, их числа в группах, формы или размеров и т. п. Ритм может создаваться не только размещением и формой элементов, но и закономерными светоцветовыми соотношениями, различными дополнительными линиями одинакового наклона и др.

Для обеспечения гармонии ритма необходима завершенность ритмического строя элементов. Она зависит от того, как выполнены концы ряда, т. е. от того, как «остановлен ритм». Композиционный ритм требует своей завершенности так же, как нельзя оборвать в любом месте музыкальную фразу. Он должен быть завершен и справа, и слева, поскольку может восприниматься, начиная с любого элемента. Для этого используются такие приемы: увеличение интервалов перед крайними группами элементов, усиление акцентов на центральных группах, включение в крайние группы инородных элементов (крупных приборов-регистраторов, шильд с инструкциями оператору и т. п.), объединение крайних элементов в группы неразвитого нового ритмического ряда, гармонически согласующегося с основным.

Важными композиционными факторами являются контраст и нюанс. В теории композиции под контрастом принято понимать резко выраженные различия между однородными свойствами таких элементов, как цвет, размеры, освещенность, фактура, характер расположения. Под нюансом (нюансными отношениями) понимаются незначительные различия между однородными свойствами.

Основой обоснования необходимой степени нюанса и контраста являются функциональные связи между элементами.

Нюанс и контраст лишь тогда могут усиливать эстетическую выразительность композиции, когда они не противоречат другим композиционным приемам. Так, цветовой контраст основных технологических агрегатов и фона помогает сделать их композиционными центрами. Различные степени цветового контраста или использование нюанса могут помочь обозначению степени важности агрегатов.

ГЛАВА XIII

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»








Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 1364;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.