ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

Общественный строй

Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории государства и права России отмечен следующими изменениями.

1. Централизованное государство окончательно укрепилось, раздвинуло свои границы и превратилось в многонациональное:

· в 1552 году присоединено Казанское ханство,

· в 1556 году - Астраханское ханство,

· в 1654 году - Украина воссоединилась с Россией,

· в 1667 году возвращены Смоленские западные земли,

· в ХVI веке в состав России вошли территории расселения калмыков, часть Северного Кавказа, Западная Сибирь, области Донского и Яицкого Казачества, башкирские земли. Несмотря на победу в Ливонской войне закрепить прибалтийские земли за Россией не удалось.

2. Раннефеодальная монархия переросла в сословно-представительную монархию, господствующий класс феодалов укрепил свои позиции, отдельные группы феодалов консолидировались в одно сословие.

3. Юридически было оформлено крепостное право (Ст.57 Судебника 1497 года и ст.88 Судебника 1550 г., Указы 1597г., 1581г., 1607г., Перепись 1581-1582 г., Соборное уложение 1649г.).

4. Законодательство приняло явно выраженный карательный характер.

5. Была создана постоянная армия.

Следует отметить и события, происшедшие в общественно-политической жизни.

1. II половина ХVI - I половина ХVII вв. - период крайнего обострения классовой борьбы (1547г. - произошло восстание в Москве, 1606-1607 - крестьянская война под руководительством Ивана Болотникова, 1648 г. антифеодальные выступления в Москве и других городах).

2. Тяжелейший экономический кризис 70х-80х годов ХVI в. и драматические события в России были вызваны террором Ивана IV и затянувшейся Ливонской войной.

3. Тяжелейшее положение в начале XVII в. сложилось в результате иностранной интервенции и террора после поражения крестьянской войны 1606-1607гг.

4. Острые противоречия и борьба внутри господствующего класса, между феодально-боярской знатью и поместным дворянством, в результате которой победило дворянство.

5. Династия Рюриковичей сменилась царской династией Романовых.

6. Русская церковь получила самостоятельность (в 1589 году в России было учреждено патриаршество).

Из изменений в общественном строе наиболее значительной тенденцией в этот период можно выделить ограничение прав феодальной знати -бояр и укрепление позиций дворянства. Боярской верхушке, стремящейся противодействовать усилению царской власти и сохранить свои привилегии был нанесен серьезный удар в результате опричнины1564-1572гг. По "Уложению о службе" 1556 года были определены равные обязанности, как для вотчинников так для помещиков, выставлять с имевшейся у них земли количество вооруженных людей. Была составлена повсеместная опись земель для установления служилых обязанностей феодалов и упорядочения систем налогов с земель. Вотчинное землевладение становится условным, связанным с обязанностью служить государю, права же поместных землевладельцев расширяются. Идет интенсивный процесс сближения юридических статусов вотчины и поместья. Класс феодалов формируется в одно сословие, которое отличалось относительной замкнутостью и обладало следующими привилегиями:

· монопольное право владения землей (кроме феодалов приобрести земли имели право только гости по "Челобитным".);

· освобождение от налогов и повинностей;

· право занимать чиновничьи должности в государственно-административных органах;

· пользоваться преимуществом, предусмотренным уголовным и процессуальным правом.

Указом 1640 года было запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей. В период с XV по XVII вв. огромные территории принадлежали лицам духовного звания, владения которых составляли около трети феодальных земельных площадей. (Во Владимирской и Тверской землях более 1/2).

Попытки секуляризации церковных земель оканчивались без успеха, но, вместе с тем, царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений.

На Стоглавом соборе в 1551 году было установлено, что покупка вотчин верхушке духовенства и монастырям запрещается без ведома царя под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ограничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на "помин души").

В 1580 году снова принимается решение запрещающее церквям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство практически не выполняло. Учреждение в 1589 году патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII века при патриархе Филарете (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на установление верховенства над Светской властью вылилось в конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем. В результате в 1666 году Никон был лишен сана и отправлен в монастырь.

Соборное уложение 1649 годананесло серьезный удар по духовенству.

- Установило положение запрещающее патриарху, митрополиту и монастырям покупать вотчины, брать их в заклад по завещанию или на "помин души".

- Ограничило церковную юрисдикцию, исключив из нее: дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как душегубство , разбой и политические преступления; дела против семьи и нравственных устоев общества.

- Учредило Монастырский приказ, ведавший сбором податей с Монастырских земель.

- Ликвидировало "белые" слободы , ограничив этим самым торгово-ремесленную деятельность церквей и монастырей (раньше они не платили подати и не служили царю).

Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими землями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повинностей. Статьи Уложения усиленно защищали честь и достоинство лиц духовного звания.

В XVI-XVII вв. отмечается рост городов. Сословная группа горожан получила название " посадские люди ", и включала в себя:

· "гостей" - крупнейших купцов;

· гостиную сотню;

· суконскую сотню - средние купцы;

· черную сотню;

· слободы.

Первые три разряда пользовались определенными привилегиями (освобождены от ряда налогов, защищены в правовом плане) и составляли городскую верхушку. Гостей из состава суконной и гостиной сотен назначали царь и правительство, освободив от тыла и возлагая обязанности по организации торговли и сбора податей. Люди черных сотен и слобод делились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. Особый слой городского населения составляли служилые люди "по прибору", занимавшиеся кроме воинского дела промыслом, огородничеством и торговлей.

Положение городских низов было тяжелое, и гость посадских людей уходил от царских податей "заложился" за сильных людей (владеющих вотчиной в городе феодалов и монастырей). В 1637г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения беглых "теглецов" и возвращения их на посад.

Таким образом, городское население оказалось закрепощенным. А указ 1658 года предусматривал жестокие наказания за самовольный переход из одного посада в другой.

Во II половине XVI - I половине XVII вв. происходил дальнейший процесс закрепощения крестьян. В законодательном порядке крепостное право было закреплено судебниками 1497г. и 1550г., но вместе с тем установив двухнедельный срок выхода крестьян за определенную плату.

С 1581г. практически отменяется положение о "Юрьеве дне" и вводятся "заповедные лета"(т.е. выход крестьян запрещался впредь до государева указа).

В 1597г. издается указ об "урочных летах", устанавливающий 5-летний срок сыска крестьян.

В 1607 году " урочные лета" были увеличены до 15 лет. (Всякий, кто принимал беглого крестьянина, должен был платить штраф 10 руб. и 3 руб. владельцу беглого крестьянина).

В 1581-1592 годах была проведена перепись крестьян и составлены писцовые книги, явившиеся основанием закрепощения крестьян.

Соборное уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян и членов их семей и отменило давностные сроки сыска крестьян (урочные лета).

Чернотяглые крестьяне к этому времени также потеряли право выхода из общин.

Ст. 1 гл. XI Уложения дает полный перечень категорий крестьянского населения, которых "сыскивая свозити в Государевы дворцовые села и в черные волости... по писцовым книгам с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет".

Соборное уложение юридически оформило закрепощение крестьян к земле их феодалов как наследственное и потомственное состояние.

Уложение определяло безраздельные права феодалов на крестьян, на их труд и имущество, с одной стороны, и бесправие крестьян от произвола господ, с другой.

Холопы и кабальные люди по своему положению все более приближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение полных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV-XVI веках, постепенно превращалось в пожизненное, Судебник 1550 годазапретил давать на себя кабалу свыше 15 руб., но указ 1586 года установил практически пожизненность кабального холопства.

Соборное уложение к источникам холопства относит брак, рождение, работу на кабале свыше 3-х месяцев. Уложение устанавливает, что холопами не могут быть: дети боярские, посадские люди, частновладельческие крестьяне, дети до 15 лет, дети служилых людей, находящиеся на тягле и т.д. Цена кабального холопа равнялась 3 рублям, дети кабальных холопов по наследству не передавались.

В этот период происходит процесс слияния холопов с крепостными крестьянами.








Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1939;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.