Упражнения в усвоении материала
В каком отношении и в каких ситуациях коллективизм опасен и нежелателен, а когда полезен и заслуживает всяческого поощрения?
В чем конкретно заключена опасность крайностей в воспитании свободного человека: одна крайность — предоставление полной свободы, другая — ее предельное ограничение?
В чем первобытность, устарелость, старомодность и примитивность фашизма и большевизма? Как предохранить мир от возвращения к первобытной дикости?
Детализируйте сценарий, согласно которому человечество спасется и достигнет гармонии, и сценарий, по которому человечество неизбежно погибнет. Сформулируйте, в чем же состоит всемирно-историческое значение воспитания и образования.
Для чего так нужна человеку способность к эмпатии — вчуствованию в эмоции, верования и идеи других людей?
Дополните свои представления о смысле жизни образованного человека соображениями о его роли в прогрессе человечества.
Если воспитание и привычки в первые годы жизни определяют собойэтническую идентификацию личности, то как объяснить случаи отрицательного отношения ряда людей к своему этносу? Каким образом воспитание способно предотвратить отрицательную этническую идентификацию?
Если приходит человек и говорит: «Вот, я знаю все, я мудрец, я гений, потому и знаю лучше вас, что вам нужно, в чем ваше счастье, какие вы суть на самом деле, что делать, кто виноват, куда идти, и вы должны мне свято верить, не сомневаясь ни в едином моем слове», то этот человек или честно заблуждается или же нарочно вводит нас в заблуждение. В обоих случаях он смертельно опасен. Беда нередко наступает оттого, что ему верят, ибо во многих людях живет тоска по лидеру и людям лень думать самим, они привыкли не доверять себе, боятся ответственности за самоличные решения жизненных вопросов. Откуда она, эта жажда подчинения, привычка к опеке? В чем корень затянувшегося инфантильного начальстволюбия, любви к вмешательству в собственную жизнь?
Как могут, по-вашему, соотноситься друг с другом общение и преемственность; наследование и воспитание?
Как связана осмысленная жизнь человека с будущим?
Как соотносятся друг с другом здравомыслие, острота, точность ума, с одной стороны, и содержание знаний — с другой?
Какие основания могут быть для утверждения, что призвание искать высший авторитет состоит в самой природе человека?
Каким может быть содержание «смысла жизни» у социального паразита, тунеядца и т.п.?
Каким образом методы преподавания позволяют сжать, уплотнить растущие знания и тем самым сделать их доступными усвоению новыми поколениями?
Каковы наиболее глубоко укоренившиеся в вашей душе представления о хорошем и плохом в жизни и какие наиболее сильные и(или) устойчивые впечатления детства, отрочества и юности могли способствовать становлению этих представлений? Как становились и как менялись ваши взгляды, отношения, ценности, предпочтения, симпатии и антипатии?
Логически строго, последовательно докажите (или опровергните) тезис: «История народов и человечества определяется в конечном счете степенью совершенства искусства обучения».
Наполните конкретным содержанием следующие понятия: «народный темперамент» и «исторические типы».
Нарисуйте наиболее вероятное будущее непрерывного образования. Почему ваш прогноз вероятен (в чем гаранты его достоверности)?
О чем свидетельствует тот факт, что согласно верованиям древних греков, как, впрочем, и огромного множества других народов мира, самому ценному и нужному на свете, например браку, пользованию огнем, земледелию, людей научили боги?
Обрисуйте современные тенденции в эволюции умственного труда, интеллектуального и художественного творчества.
Объясните, почему рефлексия (самоанализ, сознательное отслеживание своего подчас неосознаваемого поведения) есть важнейшее для человека и человечества искусство, которому надобно долго и нелегко учиться.
«Основной тайной природы человеческой» называл Ф.М. Достоевский глубоко коренящиеся в душе человека страх свободы и жажду подчинения, неверие в себя и ближнего, веру в чудо, тайну и авторитет. Чтобы свобода не привела к самоуничтожению людей, образование должно помочь людям приобретать силу выносить страшное им своей ответственностью бремя свободы, т.е. самостоятельного выбора между добром и злом. Свобода страшит массы, специально не подготовленные к ней, не наученные самоорганизации и самоуправлению, взаимодействию как главному фактору успеха и прогресса. Как ускорить и усовершенствовать обучение искусству и науке свободы?
Покажите опасность обеих крайностей в этническом воспитании — духа превосходства, исключительности своего этноса и духа пренебрежения своим этносом.
Покажите с предельной ясностью, что учеба в сочетании с воспитательной деятельностью становится единственной надеждой на спасение, выживание и даже на прогресс и совершенствование человечества.
Покажите, что позднее живущие люди знают не больше ранее живших людей, а знают другое.
Покажите, что этническая идентификация личности определяется не ее биологической, а культурной «природой», т.е. «национальность» человека зависит не от особенностей его тела, а от особенностей родного языка и всей усвоенной им в самые ранние годы части родной культуры.
Покажите, что этика и человековедение в целом обладают гигантской воспитательной силой.
Почему аксиологические категории «смысла жизни», «экзистенциальной пустоты», «скуки», «системы ценностей» и т.п. необходимы воспитателю, социальному работнику, психологу-консультанту, учителю, родителю, психотерапевту и всякому образованному человеку вообще?
Почему в исторической перспективе суждена победа знания над безумием, разрушением, застоем, деградацией?
Почему возможность получить более широкое образование позволяет человечеству и отдельному человеку пользоваться более широкой свободой?
Почему педагогическая задача человечества — самая важная, всеопределяющая, сверхприоритетная из задач и проблем, стоящих перед ним?
Почему совершенно недостаточно приобрести познания? Что еще необходимо человеку при изучении наук?
Почему стечение разнообразнейших племен, этносов, народов так полезно для исторического развития высокого духа той или иной нации?
Почему так опасен для личности и общества «профессиональный кретинизм» — узость, приземленность, ограниченность специалиста?
Почему этническое разнообразие человечества важно для его выживания? Какие педагогические следствия (задачи воспитания) проистекают из этой посылки?
Предложите свой вариант содержания культуры, которым должен в ходе воспитания и обучения овладеть рожденный в каком-нибудь первобытном племени младенец, с первых дней жизни оказавшийся в нашей стране, чтобы вырасти таким же ее гражданином, как мы с вами.
При каких условиях прогресс (совершенствование) отдельного человека и всего человечества становится практически безграничным?
Проиллюстрируйте колоссальную роль в национальной и мировой истории «чувств» — общественного мнения.
Прокомментируйте положение Гегеля: «Народы суть то, чем оказываются их действия. Например, англичане — те, которые плавают по океану, в руках которых находится всемирная торговля, у которых есть парламент и суд присяжных и т.д.», сопоставив его с другим не менее важным высказыванием: «Человек есть то, что он делает» (а не только планирует сделать).
Чем вы объясните различные реакции разных людей на одни и те же события, одни и те же взгляды, ценности, убеждения, поступки, характеры?
Чему и почему вы стали бы учить своих детей из греческой истории, культуры, мифологии, искусств, науки? Почему образование неполно и несовершенно без элементов классического?
Что дает основания считать судьбу человека «художественным произведением» этого человека, судьбу и характер народа — «художественным произведением» этого народа?
ПЕДАГОГИКА,
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 696;