Реализация культурологического подхода в теории и практике начального языкового образования.
Среди теоретических основ начального обучения русскому языку в логике культурологического (культурно-исторического) подхода в современной научной мысли широко представлены: методологические принципы культурно-исторического подхода (Т.А. Байкова, Е.Р. Ерышева, М.А. Каленчук, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова[3]; Л.Ф. Климанова[4]), культурно-исторический компонент содержания лингвистического образования в начальной школе (М.Л. Кусова[5]), концепция начального языкового образования (Р.Н. Бунеев[6], Е.В. Бунеева[7], А.А. Леонтьев[8]), формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме Школы диалога культур (Л.А. Месеняшина, Р.С. Панова[9]) и др.
Так, согласно концепции начального языкового образования А.А. Леонтьева, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, результатом обучения русскому языку должно стать становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника, которое обеспечивается созданием и внедрением в школьную практику учебников по русскому языку, способствующих целостному развитию и саморазвитию личности учащегося. Принципиально важным, на наш взгляд, является включение в разработанную концепцию системообразующего методического принципа организации начального языкового образования – принципа целостности, под которыми понимается комплексное обеспечение основных линий развития учащихся средствами предмета Русский язык, а именно:
1. Овладение грамотой(навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как «функциональная грамотность».
2. Расширение активного и пассивного,включая сюда и потенциальный, словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю – одним словом, дальнейшее овладение самим родным языком.
3. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (имеются в виду продуктивные навыки).
4. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими «технологическими» компонентами письма.
5. Овладение рецептивными навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, вообще умениями ориентировки в тексте.
6. Систематизация языковых, прежде всего грамматических, знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования продуктивных и рецептивных речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
7. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка,его неразрывной связи с историей, духовной культурой и менталитетом русского народа. Сюда относится и информация социолингвистического и вообще внешнелингвистического характера об истории русского языка и его месте среди других языков России.
8. Формирование у учащихся «общелингвистической компетенции» в отличие от «конкретно-языковой компетенции», что необходимо как для обеспечения владения иностранным языком, так и для овладения другими школьными предметами.
9. Формирование у учащихся языкового чутья (языковой интуиции, языкового сознания).
Практическое воплощение культурологического (культурно-исторического) подхода к начальному обучению русскому (родному) языку основывается на рассмотрении языка как духовно-нравственного развития младших школьников (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук , О.Л. Соболева), как части общей (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко), национальной (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина), духовной, русской национальной (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; Е.Н. Леонович, М.Р. Львов) культуры, живого средоточия духовного богатства народа, создающего язык (Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова), «актуальных реалий русского этноса», культуре русского народа в русском языке (Е.А. Быстрова, Л.А. Вохмянина, Л.А. Ефросинина, Л.М. Зеленина, Т.В. Игнатьева, И.В. Корнута, Т.С. Кудрявцева, Н.М. Шанский), истории языка, культуре русского и других народов (Т.Г. Рамзаева) и др.
Вместе с тем, отмечая безусловную значимость понятия «культура» «для развития системы образования», а также множественность определений данной категории в отечественной научной литературе, Л.Ф. Климанова выделяет «два основных определения» анализируемого термина:
«Культура в узком значении, - отмечает автор, - совокупность всех видов искусства; представление о ценностях и идеалах, которые одухотворяют жизнь и придают ей ценностно-мировоззренческую направленность.
Тем не менее, представленные выше истолкования культуры не раскрывают ее природы (сущности) как базовой категории культурологического подхода к содержанию образования, вытекающего «из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского» и «лежащего в основе разработки современных стандартов школьного образования», представляемого как «институт социализации личности» [10]. Связь культурологического подхода в концепции новых федеральных государственных образовательных стандартов с процессом социализации обучающихся в том числе и средствами русского (родного) языка требует осмысления языка как носителя культурных ценностей.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 567;