И главные научные и практические задачи
Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрениях таких этапов было три:
♦ имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;
♦ эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;
♦ рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.
Согласно второй точке зрения, акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:
♦ латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;
♦ номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
♦ инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;
♦ институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.
Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором подходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочтение ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.
В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.
Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа».
Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология – это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.
Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:
♦ мировоззренческие позиции;
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1023;