III. Формирование интонационной выразительности речи

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи.

Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее раз­витию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные риt

^УПРАЖНЕНИЯ для развития ритма

Восприятие ритма

кие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями рит­мических структур.

Воспроизведение ритма

1. Отстучать, подражая и исключив зрительное вос­приятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Логопедическая работа по формированию интонаци­онной выразительности речи строится с учетом совре­менных лингвистических представлений об интонации. Любое высказывание, независимо от его длительности, оформлено фонетически как некое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание таким образом, является интонация, которая имеет объектив­ное лингвистическое значение.

Интонация складывается из нескольких компонен­тов: частоты основного тона голоса (мелодики), интен­сивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики ин­тонации взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.

Мелодика служит, во-первых, средством членения речевого потока и, во-вторых, средством для связыва­ния отдельных его частей. Более чем другие компонен­ты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения.

Выделение какой-либо части высказывания являет­ся функцией другого компонента интонации — интен­сивности. Выделить можно любую часть высказывания н зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интенсивности в оформлении высказы­вания связывают с логическим ударением.

Длительность (темп) как компонент интонации характеризует относительную скорость произнесения

отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по от­ношению к другой и обусловлена содержанием выска­зывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные; сре­ди знаменательных медленнее произносятся слова, не­сущие основную смысловую нагрузку.

В оформлении высказывания важную роль играет и пауза, употребляемая в речи, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения связи между ними и, в-третьих, для передачи того или иного эмоционального оттенка.

Одним из компонентов интонации, служащих толь­ко для выражения ее эмоционального аспекта, являет­ся тембр (чистота, яркость звучания голоса) (Е. А. Брызгунова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Святозарова и др.).

С учетом вышесказанного логопедическая работа осу­ществляется над всеми компонентами интонации, а фор­мирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:

1) от обобщенного представ­ления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению инто­национной выразительностью в экспрессивной речи;

3) от усвоения средств интонационного оформления на матери­але гласных к их освоению на более сложном речевом материале;

4) от различения и усвоения повествователь­ной к вопросительной и восклицательной интонации.

Логопедическая работа по формированию интонаци­онной выразительности речи проводится поэтапно.

I ЭТАП. Формирование представлений об интона­ционной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается измене­ниями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, по­могает выразить чувства;

— познакомить детей с различными видами интона­ции и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонаци­онной выразительности в импрессивной речи осуществ­ляется в пяти направлениях.

Формирование общих представлений об интона­ционной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Пер­вый раз — без интонационного оформления текста, вто­рой — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, при­каз и т. д.

® Знакомство с повествовательной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной Интонацией и предлагает детям определить, что выражаетэто предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы гово­рим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинако­вой высоты голоса на протяжении всего повествователь­ного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: >-. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихот­ворная строка: «Про точку можно сказать: это — точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предла­гается выделить из текста повествовательные предло­жения, поднимая карточку с точкой. Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и крас­ные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дает­ся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встре­тится в тексте.

Знакомство с вопросительной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения

Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так: ^^Т •

Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это — кривоносый Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая кар­точку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же де­лать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перека­тывать.

Затем детям предлагаются тексты и стихи с задани­ем выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных пред­ложений встречается в речевом материале.

© Знакомство с восклицательной интонацией, сред­ствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содер­жанию каждой картинки. Например:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются картинки с заданием назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» Логопед напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резкo повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается. Изменение голоса при воспроиз­ведении восклицательной конструкции сопровождает­ся соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом: .—, ► •

Затем детям предлагается придумать восклицатель­ные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак !. Заучивается стихотво­рение про восклицательный знак:

Чудак восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», говорил будиль­ник. «Я важнее! Всех вожу!» говорил автобус. «А я важ­нее вас! Я построил этот дом», говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

® Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; по­вторяются стихотворения о вопросительном, восклица­тельном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и под­нять карточку с соответствующим грамматическим зна­ком.

Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлага­ется записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонацион­ного оформления.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

формирование различных интонационных структур к экспрессивной речи;

дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для фор­мирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

 

 

7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослабле­нием голоса:

10. Называние дней недели с постепенным усилени­ем и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голос средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голос средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

Произнесение предложений с изменением силы го­лоса:

11. «Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражне­ние по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ay! Ay!» А мне в ответ: «Ay! Ay!»

^

Горе кричу: «Ay! Ay!» Гора в ответ: «Ay/ Ay!»

12. «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четве­ростишие, изменяя силу голоса в соответствии с тек­стом.

Ударяй тихонечко: стук стук стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук стук стук (громко), И тогда услышишь громкий звук (громко).

13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

Ныла (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо)

ты слышал? (тихо)

 

 


 

 

 

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

(А. Барто)

На полянку, на лужок Тихо падает снежок (тихо). Но подул вдруг ветерок Закружился наш снежок (громче). Пляшут все пушинки, Белые снежинки (громко).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо).

Ты лежишь и я лежу... (тихо)

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко)

Пальцем муху я ловлю... (громко)

Засыпаю (тише).

Сплю (тихо).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче)

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко)

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса (тише).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (тихо).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... (очень тихо).

(А. Барто)

УПРАЖНЕНИЯ для развития высоты голоса

Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также дви­жений рук и графических изображений.

1. Повышение и понижение голоса при произнесе­нии гласных звуков.

 

 


 


 

 

6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы,

Бьют часы: динь\-дан1-донЛ

На дереве, на веточках Воробышки сидят: « Чирике-чирикЛ чирик\ -чирикЛ ЧирикЛ-чирик» Л кричат.

Бежал ручей по камешкам БежалЛ бежалЛ бежалЛ Потом в глубокой лужице ЛежалЛ лежал* лежалЛ

Дали туфельку слону Л Взял он туфельку odny'l И сказал: «Нужны поширеЛ И не две, а все четыре»Л

(С. Маршак)

7. «Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

 

Ну, Весна, как дела? (высоко)

У меня уборка, (низко)

Для чего тебе метла? (высоко)

Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

Это наш озорной Непоседа-мячик, (низко)

Где купили вы, синьор, Этот красный помидор? (высоко)

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

Был сапожник? (высоко)

Был. (низко)

Шил сапожки? (высоко)

Шил. (низко)

Для кого сапожки? (высоко)

Для пушистой кошки, (низко)

Почему корова эта Маленького роста? (высоко)

Это же — ребенок, Это же теленок, (низко)

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в эк­спрессивной речи осуществляется в такой последова­тельности:

1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой струк­туры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;

2) от овладения определенны­ми видами интонационных структур к их дифференци­рованному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной вырази­тельности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

© Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения

Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударно­го слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в пред­ложениях, составляющих единое целое — синтагму, как И II слове, можно выделить предударную—ударную или предударную—ударную—заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.

^УПРАЖНЕНИЯ для освоения ритмики слова

1. Произнесение односложных слов:

а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, светщ страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лис/пШ танк и т. д.;

в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными [У], [Ы], [И], находящимися в ударной и безударной позиции:

а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп супы, лист листы, куст кусты, лис лиса, зуд зудит и т. д.;

б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам сами, сок соки, соль соли, зуб зубы, и т. д.;

в) слова различной слоговой структуры и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, му­зыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.

Гласный звук [Э]:

а) в первом предударном слоге: цвет — цветы, смех — смешной, взгляд глядеть, стены стена, взял взяла, связь связать и т. д.;

б) во втором предударном слоге: серый —- серебро, белый белизна и т. д.;

в) в других предударных слогах: перенести, перевез­ти, переезжать и т. д.;

г) в заударном слоге: занять занятый, девятый девять, смотреть — просмотренный и т. д.;

д) в различной структуре слов; веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, Щывесить, зверинец, земляника, путешественник.

Гласный звуки [А], [О]:

а) в первом предударном слоге: сам сама, стар старик, стол -- столы, мост — мосты, дом - дома т.д.;

б) во втором предударном слоге: сама самолет, со­здать создавать, сказать рассказать, балет балерина и т. д.;

в) в других предударных слогах: сопровождать, про­полоскать, заболевание и т. д.;

г)в заударных слогах: мороз заморозки, золотой золото, слова слово, сказать высказать и т. д.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В во­семь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

б) с ударением на одном из средних слогов: Домаш­нее задание. Последняя остановка. Строительство за­вода. И т. д.;

в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Са­молет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

г) в различных комбинациях по месту ударения: Но­вый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

^УПРАЖНЕНИЯ

для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

® Работа над интонационной выразительностью воп­росительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при вос­произведении вопросительной интонации голос резко по­вышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повы­шается и диапазон его увеличивается. Затем дети произ­носят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произ­носят самостоятельно предложенный речевой материал.

^УПРАЖНЕНИЯ

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а. Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? — твой сок? суп? твой суп?

стол? там стол? нос? это нос?

дом? твой дом? сад? там сад?

сам? ты сам?

6. Резкое повышение тона в многосложном слове с Ударением на среднем слоге: солдаты? там солдаты? в столовой? он в столовой? старушка? идет старушка? снежинки? летят снежинки?

в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

.>тот? этот сад? весело? вам весело?

очень? очень вкусно? ласковый? ласковый кот?

г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? вам письмо? хорошо? — здесь хорошо? далеко? тебе далеко? коньки? твои коньки?

д. Выделение вопросительной интонацией слова в на­чале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Всеиграют? Долгонам спать?

Вам всепонятно? Тебе хорошовидно? Ты можешьдостать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась?Вы пись­мо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужнасумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предло­жения с вопросительным словом.

а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что! будешь есть?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Что такое?

Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

Куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?

(К. Чуковский)

Что за шум?

Что за вой?

Как ты смеешь тут ходить,

По-турецки говорить?

Крокодилам тут ходить воспрещается.

(К. Чуковский)

Который час? Чем занята?

Двенадцать бьет. Штанишки шьет.

Кто вам сказал? Кому?

Знакомый кот. Супругу своему.

А мышка где? А кто ее супруг?

В своем гнезде. Барон Кукарекук.

(Французская песенка)

Что мне делать?

Как мне быть?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что делать после дождичка?

По лужицам скакать.

Что делать после дождичка?

Кораблики пускать.

Что делать после дождичка?

На радуге качаться.

Что делать после дождичка?

Да просто улыбаться.

(В. Данько)

Черная курочка, Куда ты пошла?

На речку.

Зачем ты пошла?

За водичкой.

Зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Как цыплята просят пить?

Пи, пи, пи...

(Потешка)








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 4155;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.114 сек.