Структурированные типы данных
К структурированным типам данных относятся структуры и объединения.
struct <name> {type1 name1; type2 name2;}; // структура
union <name> {type1 name1; type2 name2;}; // объединение (все данные размещены с одного адреса в памяти)
Константы
Целые константы задаются с помощью целых чисел без разделяющей точки и имеют тип int. Можно явно указать тип long или unsigned при помощи использования суффиксов соответственно «l», «L», «u», «U».
Пример: 123L, 43u, 53lu, 63UL
Hex, oct!
Константа с плавающей точкой может включать семь частей: целая часть, десятичная точка, дробная часть, символ экспоненты, показатель десятичной степени (со знаком или без), суффикс. При отсутствии суффикса константы имеют представление double, суффикс f или F соответствует float, суффикс l или L – long double.
В записях вещественных констант могут опускаться (не одновременно): или целая или дробная часть; или десятичная точка или признак экспоненты; суффикс.
Примеры: 45. .6 4.6 1.25f 3.5e-4 5E+6L
Перечислимые константы вводятся при помощи служебного слова enum. Это целочисленные константы, которым присвоены идентификаторы. Идентификаторы могут быть перечислены через запятую, тогда им последовательно присваиваются значения от нуля. Или для каких-нибудь из них могут быть указаны значения, которые меняют порядок присвоения.
Примеры:
enum {zero ,one, two, three} соответствует zero=0, one=1, two=2, three=3.
enum {one=1, two, three} соответствует one=1, two=2, three=3.
enum {ten=10, two=2, three} соответствует ten=10, two=2, three=3.
Символьные (литерные) константы – это один или два символа, заключённые в апострофы. Во время компиляции символьные константы заменяются их кодами. Для записи специальных символов используют эскейп-последовательности, которые состоят из двух-четырёх символов и начинаются с символа «обратный слеш». Например \n соответствует переводу строки (код 10), \r – возврат каретки (код 13), \t – табуляция (код 09) и т.д. Для записи некоторых символов также используются эскейп-последовательности: \\ – обратный слеш, \” – двойная кавычка, \’ – одинарная кавычка, \? – знак вопроса.
ВНИМАНИЕ Частой ошибкой является запись «\» вместо «\\», например, в полном имени файла.
Строковые константы – это набор символов, заключённый в двойные кавычки. В строковых константах также могут быть применены эскейп-последовательности. Для записи строковой константы, которая занимает несколько строк, в конце каждой из них должен быть использован символ «\».
Переменные могут быть объявлены константными, тогда их значение не может быть изменено в программе. Для этого определено служебное слово const, стоящее перед типом данного при объявлении переменной.
Пример:
const int t = 0;
t = 5; // ошибка, нельзя переприсваивать значения константных переменных
Операции
Присваивание.
x=a;
Прим.: в данном разделе x,y – некоторые переменные, a,b – некоторые выражения.
Присваивания является операцией и имеет возвращаемое значение, что позволяет использовать её в других выражениях.
Примеры: y=x=9; 5+(x=4) → 9
Прим.: здесь и далее символ → обозначает результат операции
Операция присваивания является правоассоциативной, то есть, несколько подряд записанных операций присваивания будут выполняться справа налево.
Арифметические:
a+b; a-b; a*b; a/b – соответственно сложение, вычитание, умножение, деление.
a%b – остаток от деления
Если оба операнда целочисленные, результат тоже целочисленный, если хотя бы один из операндов вещественный – результат вещественный.
ВНИМАНИЕ при делении целочисленных операндов результат также целочисленный. Например, 5/2 → 2. Следует записать «5./2» или «5/2.».
a<<b, a>>b - сдвиги операнда а на b двоичных разрядов влево / вправо.
-a; +a – унарные минус и плюс.
a&b – поразрядное логическое И (например, 1001b & 1100b → 1000b)
a|b – поразрядное логическое ИЛИ
a^b – поразрядное логическое исключающее ИЛИ (XOR)
~a – логическое поразрядное отрицание
Логические (результат – логическое значение).
В языке «С» результатом логической операции является целое число: «1», если результат истинен, и «0», если ложен. В языке «С++» результатом является логическое значение.
a&&b, a||b - логические И и ИЛИ
Например, 5&&3 → 1 (в значении ИСТИНА), 8||0 → 1, 5&&0 → 0.
a<b ,a>b, a<=b,a>=b – операции сравнения.
a= =b – проверка на равенство (например, 5==3 → 0, 4==4 → 1)
a!=b – проверка на неравенство
!a – логическое общее отрицание
ВНИМАНИЕ. Частой ошибкой является использование операции присваивания (=) вместо проверки на равенство (==). В этом случае компилятор выдает предупреждение, но не ошибку.
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 582;