В послереволюционный период
1.1. Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:
- создание новой, социалистической культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
- подъем общего культурного уровня народа.
1.2. Средства и методы. Агитпроп и Пролеткульт. Для выполнения первой задачи - формирования нового коммунистического сознания использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.
1.2.1. Партийное руководство. Агитпроп. С 1920 г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру в отношении печатных изданий и театральных постановок.
1.2.2. Государственная пропаганда. Борьба за утверждение марксистской идеологииявлялась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Для подготовки политических кадров была созданаСоциалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. - Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова (1919). После окончания Гражданской войны сеть научных и учебных учреждений по изучению марксистского обществоведения расширилась - появились Истпарт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В.И. Ленина (1923). Среди общественных организаций - Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков-марксистов (1925). Для подготовки национальных партийных советских кадров были созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (1921) и национальных меньшинств Запада (1921), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
1.2.3. Те же цели преследовали общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры, науки, философии, подчинение искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники чистой пролетарской культуры отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия крестьянства в строительстве новой культуры.
Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918-1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием несколько сот тысяч человек. Идеологи Пролеткульта оказались радикальнее большевистских лидеров, считавших необходимым сохранение и использование лучших образцов буржуазной культуры. В результате Пролеткульт был позже распущен, а его теория осуждена руководством РКП(б).
Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и пр. организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась.
Дата добавления: 2015-11-01; просмотров: 740;