Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.
Образ, прежде всего перцептивный, восприятие. Но образ имеет не один вариант. Скажем, в английском. Есть два разных слова, которые по-русски переводятся одинаково. Первое – индивидуально-конкретный образ. По латыни перцепт. Обладает качествами сенсорный, константный, предметный, индивидуальный. Второе – обобщенный образ, с английского имидж. В слове воображение обобщенный образ. Иногда называют «образ тип», «конкретный представитель класса объектов», «визуальное понятие».
Смотрим классификацию телосложений по Кречмеру и видим там фотографию. На ней человек, т.е. индивидуально-конкретный образ, но нам его представляют как представителя определенного класса, данного типа телосложения. Это есть обобщенный образ. Образ может оставаться конкретным, но являться при этом обобщенным.
Функция индивидуально-конкретного образа - изображение объекта. Функция обобщенного образа – символ, способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия в этой реальности. Символ это способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия субъекта.
Скажем, когнитивная карта по Толмену – это конечно и изображение местности, но на самом деле это и нечто более важное, это способ представить реальность, в которой я действую. Здесь образное представление выступает и в символической функции. Обычно функцию символа поясняют ещё и так – это возможное средство решения познавательной творческой задачи.
Ученые часто открывают что-то новое в форме образа. Хрестоматийный пример Кекуле. Он размышляет над тем, как должны быть организованы атомы углерода. Спокойная обстановка, человек задремал. Наблюдается перцептивная активность – перед мысленным взором, в полудреме остаются изображение огня на сетчатках глаз. Это не просто линии, а образы приобретают предметность. Это как бы танцующие змейки. Змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма уходит он зарисовывает кольцевую структуру. С одной стороны галлюцинаторное изображение животного, а с другой наглядный принцип решения творческой задачи. Визуальное понятие и символ решения.
Теперь можно различить также образы прошлого и будущего. По вертикали мы либо наблюдали объект, либо брали сам момент решения творческой задачи. По прошествии времени это стало материалом для воображения. Восприятие или сенсорно-перцептивные процессы – это 1 и 2 квадрат. 3 и 4 квадраты – это обобщенные образы, значит это мыслительные образы. С другой стороны 1 и 3 квадраты – это память, образы прошлого. А 2 и 4 – образы будущего или воображение. Есть сложный случай, когда вообще-то воображение – это имидж. В случае сцепление восприятия и воображения говорят об оперировании образами, тоже говорят о воображении.
1) Индивидуально-конкретные образы прошлого. Здесь объединились восприятие и память. Этот квадрат – перцептивная память, память-восприятие. Здесь также память-ощущение, сенсорная память, послеобразы. Непосредственные отпечатки на сетчатке – иконическая память[453] (продолжается доли секунды). А слуховой образ – эхоическая память[454] (продолжается 2-4 секунды).
Собственно перцептивные образы. Такие называются эйдетическими. Эти образы являются непосредственными отпечатками конкретных ситуаций, которые в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Послеобраз с книги может сместиться на другой объект и будет зависеть от расстояния до нового объекта. Эйдетический образ не зависит от движений глаз, его можно обследовать, перцептивно наблюдать, стабилен по размеру. Эти образы обычно наблюдаются у детей. Феноменов эйдетических образов становится всё меньше. Собственно образным восприятиям приходят на смену когнитивные схемы.
Эйдетический образ[455] – есть непосредственный отпечаток ситуации, который в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Эйдетические образы могут наблюдаться перед сном (гипнагогические образы), после пробуждения. Если человек в сенсорной депривации[456], то очередно формируется образная активность. Эта активность начинается в первом квадрате (будет сетчаточный шум в виде точек и пятен, а затем фигуры, сложные конфигурации, обретающие предметность). Потом человек теряет представление о том, где он. И самое неприятное – может потерять чувство себя.
2) Индивидуально-конкретные образы будущего. Восприятие соединилось с воображением. Перцептивное воображение. Это есть мысленное оперирование наглядными образами. Это иногда называют также воссоздающим воображением. Это суть представление объекта или ситуации по их схеме, чертежу, образцу. Представить объект – это не только сформировать его перцепт, но и имидж.
Здесь в разных областях психологии разные названия – перцептивное воображение, конструктивные способности (чертежника, дизайнера). В психологии мышления - воссоздающее воображение.
Явлений перцептивного воображения немало. Есть такая метафора – наглядно оперировать образами значит мысленно вращать их, преобразовывать. В середине 70-х г. исследователь Шепардпровёл эксперимент с мысленным вращением, опыт с мысленным поворотом образа.
В любой гипотезе существует связь между независимой переменной (та, которую меняет экспериментатор) и зависимой переменной (связанная с испытуемым).
Эксперимент Шепарда вызвал очерендной интерес к образам, образная революция.
3) Обобщенные образы прошлого. Встретились мышление и память. Смысловая или семантическая память[457]. Перманентная, долговременная. Пометим только главное: меняются единицы ( были перцепты, а стали имиджи (когнитивные схемы, карты, визуальные понятия, образы-символы, т.е. принципы решения)).
4) Обобщенные образы будущего. Мышление и воображение. Могли бы назвать смысловым воображением, но есть более точное слово. В этой ситуации не хватает уже наличных средств для решения задачи. Смысловая память есть, а средств для решения будущих задач пока нет. Значит, материал смысловой памяти надо преобразовывать, видоизменять (менять схемы, карты, переходить от одних к другим понятиям, иначе категоризовать).
Это творческое воображение. Несколько определений. Первое – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств (принципов) решения проблем (творческих задач). Тех проблем, которые до этого не были решены, а иногда вообще не могут иметь решения.
Если мы хотим представить творческое воображение, получается что надо представить задачу, которую пока неизвестно как решать. Тут можно вспомнить субъекта визуального типа мысли – Кулибина. 80% его чертежей – это чертежи вечного двигателя. Т.е. это было типовым материалом для процесса творческого воображения, построение обобщенных образов нерешаемой принципиально задачи. И рядом пример Да Винчи. Всю жизнь Да-Винчи решал какую-то проблему. Скажем, семейную проблему, проблему двух матерей. Почему Фрейд так говорил о художнике? А потому что до старости Да Винчи изображал женские улыбки и маленькие детские головки. Для Фрейда это было признаком того, что проблема осталась нерешенной. Да Винчи строил образы-символы нерешенной им личностной проблемы.
Второе – это процесс построения символов, как способов представления реальности. Что даёт символ? Он даёт понимание реальности. Первые слова, хотя формально знаки, но это символы для ребенка. Первая когнитивная схема, которая возникнет у ребенка, будет символической, ещё не знаковой, она даст возможность понять реальность. Ребенок вынужден быть творцом мира для себя.
Функции образа: 1) изображение объекта и 2) символ как способ представления реальности (конкретной задачи). В промежутке: 3) знаковая (Арнхейм Р.). У образа как знака есть важная особенность. Сам образ, его чувственный материал, сама фигура безразличен к содержанию. Лингвисты бы сказали, что знак условен, выбор знака произволен, может быть любым. В первых символических схемах ребёнок не воспринимает слова как знаки. Звучание как-то связано для него с содержанием образа.
Знак связан одновременно и с изображением и с символом. История любой письменности – это сначала письмо было изобразительным (идеографическим), а лишь затем буква стала знаком. Для ребенка буква, слово всегда должно быть на что-то похожим, на то, что называется этим словом, т.е. понимание ребенка не знаковое, а изобразительное.
Знак как-то связан с смиволом. Они сходны в том, что позволяют заменить предмет, заменить действие с ним и т.д. Но если символ ясен непосредственно. Подобное понимание должно быть и у ребенка, пусть даже неверное. А знак нуждается в расшифровке. Должна пройти целая история, прежде чем человек поймет, что знак в принципе может быть любым. Обозначающее и обозначаемое в принципе не зависят друг от друга.
Всё становление детского мышления, которое называют наглядной, наглядно-образной, наглядно-интуитивной в целом можно представить как переход от символов к знакам.
Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 905;