Эпоха «великого переселения народов» на территории Донецкого региона. Формирование Великой Болгарии и Хазарского каганата. 1 страница
Однако в Ш-УII в. н.э. привычная жизнь этих народов была нарушена нашествием новых племен. Огромные полчища кочевников, различных по этническому составу, преодолевая тысячи километров, перемещались с плоскогорий Азии до государств Древнего Мира. Этот период получил название эпохи "великого переселения народов". Его итогом стало крушение могущественной Римской империи и образование ряда новых государств и народов древней и современной Европы, Период античности сменился периодом средневековья.
Перемещение племен проходило по территории Северного Причерноморья, лежавшего на пути кочевников и являющегося частью великого коридора между Европой и Азией.
Среди многочисленных народов, принявших участие в "великом переселении народов" наиболее важную роль сыграли германоязычные готы, тюркоязычные гунны, болгары и хазары.
В середине III в. в Северное Причерноморье из скандинавского региона через территорию современной Польши по границе лесостепи и степи проникают готы. Продвигаясь на юг по берегам Донца, они разрушили многие античные центры (в том числе и Танаис) и захватили Крым. В результате их постепенного оседания на этой территории возникает временное объединение разноэтнических групп под эгидой готов — государство Германариха, территория которого простирается к западу от Дона до Днепра и современной Молдавии. В состав союза, куда входило и население донецких степей, входили германские, сарматские и раннеславянские племена.
В IV в. Аланский и Готский племенной союзы были разгромлены гуннами — тюркоязычным народом, сложившимся во IV-V вв. в Приуралье. О пребывании гуннов в Северном Причерноморье в 1У-Увв. свидетельствуют редкие, но очень богатые захоронения, где найдены украшения из драгоценных металлов, предметы конской сбруи, оружие, головные уборы, пряжки, фалары (с. Ново-Григорьевка и г. Мелитополь Запорожской области, устье р. Оскол, Кривая Коса Новоазовского района Донецкой области, с. Павловка Луганской области). Предмет последнего захоронения — серебряный сосуд V в., украшенный растительным орнаментом и овальной медалью — своеобразным гербом иранских правителей, шахов эпохи династии Сасанидов, хранится в музейных фондах Государственного Эрмитажа.
Немногочисленные археологические памятники этого времени не могут в полной мере воссоздать картину борьбы кочевых народов за обладание территорией Подонцовья И Приазовья. Известно лишь что в течение 20-ти лет (374-395 гг.) тюркоязычные гунны не могли победить сарматские плена аланов, язык которых близок к древнеперсидскому, и лишь затем овладели побережьем Азовского моря и степными просторами Подонцовья и Нижнего Подонья.
Во время передвижения по Степи гунны поглотили местные племена сарматов, побежденным аланам пришлось уйти на Кавказ и в Крым, а в дальнейшем занять северные территории на юге лесостепной зоны. Остаткам сохранившихся германских племен пришлось уйти дальше на запад и частично занять Прибрежный Крым. Образовав мощный союз племен, гунны под предводительством Атиллы предприняли опустошительные походы во многие страны окончательно разгромили Римскую империю, изменили этнографическую карту 'Европы и положили конец рабовладельческому строю, открыв дорогу эпохе средневековья. Однако после смерти Атиллы в 454 году союз племен распался и гунны растворились среди многих других народов. Из тюркоязычных народов, оставшихся после распада державы гуннов, сложилось два государства Восточной Европе: Великая Болгария и Хазарский каганат.
В VI-VII вв. в Приазовские степи с востока стали проникать родственные гуннам болгарские племена. Об этом свидетельству раскопки женских погребений в г. Мариуполе, у с. Новогригорьевка на р. Кальмиус, возле городов Ясиноватая и Новоазовск Донецкой области.
В 30-40-х гг. VII в. болгары Приазовья и Причерноморья объединились в единое государство — Великая Болгария. Однако после смерти объединителя болгар Курбатса, распадом его державы часть болгар ушла на север и образовала Волжскую Болгарию, а вторая часть во главе с ханом Аспарухом I перешла за Дунай, образовав Дунайскую Болгарию, сохранившаяся часть поселилась по долинам рек бассейнов Кубани, Дона и Северского Донца, войдя затем в состав Хазарского каганата — одного из могущественных государственных объединений I тысяче н.э., власть которого простиралась от Волги до Днепра, а также на территории Северного Кавказа и Крыма.
Хазары — тюркоязычный кочевой г род, создавший в У-У1 вв. племенное объединение на территории современного Дагестана, а в VII в. раннефеодальное государство во главе с Каганом, власть которого распространялась на вошедшие в состав каганата болгар, аланов, а также покоренные им славянские племена полян, северян и вятичей, плативших хазарам дань.
Образование сильной Хазарской державы привело к укреплению торгово-экономических отношений в степях Восточной Европы, росту населения, поселков, торговых и ремесленных центров. Развитию каганата способствовала Византия, заинтересованная в международной торговле в Крыму и охране торговых караванов. Дело в том, что, кроме сугубо кочевнического хозяйства, хазары занимались земледелием, разнообразными ремеслами и посредничеством в международной торговле. На высоком уровне было у них и военное дело.
В бассейнах Дона, Северского Донца и его притоков вырастают крепости, поселения, крупные торгово-экономические и политические центры с ремесленными поселками и торговыми площадями. Так, на территории современной Харьковской области, около Верхнего Салтова, находилось значительное по размерам городище, которое было одним из главных центров Хазарского каганата на границе со славянами.
Изменение психологии степных кочевников, рост экономики, международной торговли, связь с мировыми религиозными центрами приводит к появлению в степи адептов религиозных конфессий, несущих "слово божье". Языческие культы сменяются монорелигиями — христианством, иудаизмом и исламом, Вместо одиноких могил кочевников под насыпями небольших курганов появляются огромные родовые могильники.
Почти трехсотлетняя Хазарская цивилизация (с VII по X вв.) сыграла важную роль в истории Дикого поля. Древние болгары и аланы создали в бескрайней степи богатую и своеобразную культуру на основе земледелия и домашнего скотоводства. Они усовершенствовали архитектуру и технику крепостного строительства, литья стекла, прядения и ткачества, овладели приемами изготовления ювелирных украшений, освоили технологию плавки и обработки черных и цветных металлов, камня, кости, дерева и глины. Рост ремесел, торговых и экономических связей привел в свою очередь к появлению и распространению искусства и письменности.
Во многом одинаковые судьбы кочевых народов, которые на протяжении десятков столетий определяли географию и идеологию Степи, становятся толчком для прихода на историческую арену новых действующих лиц — славян с их государством Русь и многочисленных тюрков-кочевников.
Тема 3: «Донецкий район в эпоху средневековья VI-начало XVI вв.)»
План
1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.
2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII - первая половина XVII вв.)
1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.
История и судьба Великой степи и Дикого поля как органической ее части, начиная с VI в., неразрывно связана с появлением древнерусского этноса и нового государства, получившего название Русь.
Богатая земля, способная обеспечить кормом большое количество скота, прекрасный климат, не подвергающийся опустошительным засухам, как, например, в степях Азии, конечно, привлекали сюда кочевников в древние времена, и они чувствовали здесь себя хозяевами, пока их не сменяли новые племена таких же кочевников. Об этом довольно образно писал персидский историк Ал-Джузджани: "Во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих". Вот почему в V-IX вв. продолжается великое переселение народов с востока на запад. Через территорию Дикой степи в Карпатско-Дунайский регион в этот период прошли авары, болгары, хазары и угры (венгры).
Однако одновременно с этим процессом в VI-VIII вв. быстрыми темпами развиваются славянские племена, так называемые анты — оседлый народ, занимавшийся хлебопашеством и скотоводством. Это был период, когда окончательно оформляется древнерусский этнос, который в этот период небезуспешно пытается противостоять нашествиям кочевников из Азии — аварам, болгарам и венграм.
К этому времени у славян происходит восстановление "военной демократии", разложение родового строя и складывается классовое общество, что создает предпосылки для образования государственности. Условной датой объединения славянских племен в единое древнерусское государство с центром в Киеве (Киевская Русь) следует считать 882 год, когда, судя по летописным материалам, князь Олег с новгородскими войсками и варяжской дружиной захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и стал обустраивать города и обкладывать данью близлежащие славянские племена
словен и кривичей, а позже древлян, полян, северян, тиверцев, вятичей и радимичей.
Таким образом, Олег объединил под своей властью два главных политических центра Руси — Киев и Новгород, т.е. земли, протянувшиеся вдоль великого речного торгового пути "из варяг в греки". Восточные племена превратились в крупнейшее государство средневековой Европы.
Его экономические интересы требовали выхода к границам Степи, где Киевская Русь столкнулась с интересами довольно сильного противника — Хазарского каганата. Центр этого государства находился в низовьях Волги и был связующим звеном, обеспечивающим безопасность караванов и посредничество в торговле с Востоком, Кавказом, Крымом и Византией. Вот почему оно имело политическое превосходство, и без завоевывания народов и территорий (завоевывать было некого и не для чего!) хазарам платили естественную дань, в том числе и некоторые славянские племена (например, вятичи).
"Русь Днепровская, городовая, торговая", как называл ее выдающийся историк В.О. Ключевский, Русь, обладающая благодаря успешной внешней торговле высоким международным авторитетом, не хотела мириться с отсутствием контроля на "Великом шелковом пути". Вот почему период княжения Святослава (964-972 гг.) ознаменовался постоянными войнами за обретение такого контроля и возможности стать во главе Восточной Европы.
Его походы в 965-968 гг. представляли собой как бы единый "сабельный удар", прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспийского моря и далее по Северному Кавказу и Причерноморью. В результате этих походов была покоренаа Волжская Болгария и разгромлен дряхлеющий Хазарский каганат (965 г.). Преграды, поставленные на пересечении торговых путей на восток, были устранены. "Великий шелковый путь" для Древней Руси был открыт, хотя она в этот период не сумела этим воспользоваться.
По-видимому, именно для контроля и охраны торгового пути, проходящего через территорию Дикого поля, на Таманском полуострове позднее возникло новое русское княжество — Тмутараканское.
Между тем войны с кочевниками южных степей не прекратились. Они то принимали ожесточенный характер с появлением в Диком поле новых кочевников, то ограничивались сторожевой службой и мелкими стычками на порубежье. Кратковременные периоды перемирия и затишья сменялись войнами.
Особенно обострилась ситуация в этом регионе с приходом в Северное Причерноморье новых многочисленных и воинственных кочевников — союза тюркских племен печенегов, сложившегося в VIII-IX веках. История их прихода в Степь напоминает все предыдущие походы и завоевания кочевников.
До конца IX века печенеги кочевали между Аральским морем и Волгой, вели борьбу за пастбища с огузами, половцами и хазарами. Однако в конце концов под их давлением печенеги вынуждены были перейти Волгу и, вытеснив кочевавших между Доном и Днепром угров (венгров), занять Северное Причерноморье до Дуная. Кочевое скотоводство и набеги на соседние с ними страны — Русь, Византию и Венгрию — стали одним из средств существования и выживания го- сударства-гетеротрофа. И как всякое госу- дарство-гетеротроф оно было обречено уже на стадии его могущества, поскольку не могло существовать без постоянного вливания людских и хозяйственных ресурсов извне.
Процесс постепенного разложения союза печенегов ускорила Киевская Русь в период княжения князя Владимира Святославича (980-1015 гг.). В 80-х гг. X в. он сумел организовать государственную систему обороны Древней Руси, построив мощные оборонительные линии вдоль пограничных рек Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Рось. Крепости, рвы и валы, лесные засеки, укрепленные броды протянулись на многие сотни километров, подкрепляясь набранными из всех городов Руси постоянными гарнизонами, несущими службу в пограничных городках. Оборонительной системы такого масштаба не знала история средневековой фортификации Западной Европы. В народе эти земляные валы называли "Змиевыми".
Печенеги были остановлены "в одном
дне пути от Киева, а затем вытеснены обратно в степь. Именно этот период борьбы с "погаными степняками" на "заставах богатырских" воспевается в многочисленных героических русских былинах, в которых отдается дань глубокого уважения и богатырям, и дружинникам, и простым ратникам, и князю Владимиру "Красно Солнышко".
Окончательно печенеги были разгромлены князем Ярославом Мудрым в 1036 г. под Киевом. Множество печенегов погибло в битве и при их преследовании русскими дружинниками, другая часть откочевала к Дунаю, но были и такие, которые, ассимилировавшись, естественно вошли в военную структуру славян, а затем стали частью славянского этноса.
Древнерусские летописи зафиксировали двенадцать военных конфликтов между печенегами и Русью. Много это или мало? Если даже предположить, что их было больше, но они не попали в поле зрения летописцев, то и тогда при всех тяготах печенежско- русского противостояния, нельзя не заметить, что война не была постоянной. Дело в том, что структура печенежского "союза" была такова, что орды, из которых состоял союз, не всегда были едины в своем стремлении к конфликтам с Русью. Поэтому Древняя Русь могла одновременно находиться с одной ордой в состоянии войны, а с другой в состоянии мира.
Известен даже факт, что в 979 г. печенежский князь Илдея перешел на службу к киевскому князю Ярополку Святославичу. Подвластных ему печенегов расселили в Поросье и на окраинах Киевской Руси, где они будут проживать и нести караульную службу, отбивая вместе с русичами набеги кочевников вплоть до монгольского нашествия. Таких служилых тюрков-кочев- ников русские называли "черными клобуками", хотя это наименование исчезало по мере того, как они ассимилировались и превращались и по языку, и по вере, и по культуре в типичных славян.
Следующая после печенегов волна кочевников, которая захлестнула на несколько веков (X1-X1II) развивающуюся культуру Древней Руси, связана с приходом на территорию Степи кочевых племен торков и половцев. Ситуация на границе лесостепи с Диким полем стала стремительно меняться в пользу кочевников. В середине XI в. турки-сельджуки перекрыли древнерусским купеческим караванам все пути в южном направлении, а крестоносцы в 1096 г. опустошили Византийскую империю, тем самым лишив Киевскую Русь главного торгового партнера. Именно в этот период и активизировали свои набеги на Русь.
Впервые половцы, которые обосновались в Северном Причерноморье, упоминаются в русских летописях в 1055 году. Древнерусские летописцы весьма образно описывали половецкое нашествие:
"...Да числа — счета нет!
А закрыло луну до солнышка красного,
А не видно ведь злата-светла месяца,
А от того же духу половецкого,
От того же от пару лошадиного".
Свидетельством длительного пребывания половцев на территории Дикого поля являются и многочисленные каменные бабы, рассыпанные по степи и собранные археологами Луганского государственного педагогического университета и Донецкого национального университета (более 60-ти). Каменные половецкие изваяния известны еще с эпохи «Слова о полку Игореве» упоминание о них мы находим в записках о Московии и у Боплана.
Археологи изучают их с конца XVlII-начала XIX В., и почти в каждом музее Украины, Подонья, Ставрополья и Прикубанья есть свои изваяния. Их свозили с насыпей курганов, где они стояли в специально оборудованных святилищах, куда приносили подношения и жертвенную пищу. Здесь иногда устанавливали в честь предкам лицом к востоку по 3-5 изваяний, изображающих мужчин или женщин.
Так кто же такие половцы?
Название "половцы" русского происхождения, хотя правильней было бы называть эту средневековую народность тюркской группы "кыпчаки", или "куманы", ведь сами половцы называли огромную территорию от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная, которую они занимали, Дешт-и-Кыпчак (у славян "Половецкая земля", или "Половецкое поле").
География их расселения и хронология упоминания о них в истории Дикого поля занимает около двух столетий (с 1050 по 1240 гг.) и заканчивается союзом с русичами перед лицом еще более опасного кочевника — монголо-татар.
К середине XI в. половцы вышли к Днепру, а к началу 70-х гг. этого же столетия закрепились на степных просторах между Днепром и Дунаем. Прежние кочевые обитатели степей печенеги и торки были либо подчинены их воле и растворились в массе половецкого населения, либо перешли на службу в другие государства, в частности, Русь и Византию.
Северная граница "Поля Половецкого" проходила по территории Левобережья в междуречье Ворсклы и Орели, а на Правобережье в междуречье Роси и Тясмина. На юге она включала северокавказские, приазовские, крымские и причерноморские степи. На этой огромной территории помимо половцев проживало большое количество других народов (аланы, хазары, болгары и смешанное население).
Все это накладывало определенный отпечаток на историю взаимоотношений половцев с этими этносами и их поведенческие стереотипы с более мощным Киевским государством. Условно выделяют четыре периода развития половецких отношений с Русью и другими кочевниками:
· агрессивность этноса по отношению ко всем другим народам, населяющим до этого Степь;
· появление устойчивых границ каждой половецкой орды и постоянных зимовников;
· усиление давления на южные границы Древней Руси и консолидация русских сил;
· стабилизация русско-половецких отношений.
Все эти стадии постепенного перехода от состояния воинствующей агрессивности к осознанию необходимости мирного сосуществования с Русью были обусловлены самой природой кочевников.
Основой хозяйства половцев было кочевое скотоводство. При этом мужчины занимались выпасом коней и верблюдов, а женщины выкармливали коров, овец и коз. Разделение функций между мужчинами и женщинами существовало и с точки зрения мирной и военной профессий: ремесла, связанные с домашним хозяйством, контролировали женщины, а ремесла, связанные с военным делом, были в руках мужчин.
Торговля, которая осуществлялась в торговых половецких центрах Корсуне (Херсонесе), Суроже (Судаке) и Тмутаракани, была отчасти специфической, поскольку одним из видов товара, поставляемого на таманские и крымские рынки, были невольники, которых половцы обменивали на шелковые и парчевые ткани, вина, ювелирные изделия и посуду из Азии и Византии.
Постоянные нашествия половцев на русскую землю вызывали естественную ответную реакцию. Только в годы княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) объединенные силы русских князей совершали
многочисленные походы (в 1103, 1105, 1107, 1111, 1116 гг.) в Половецкую степь, в результате которых они овладели половецкими городами Шарукань, Сугров и Балин. Постоянство военных действий как с одной, так и с другой стороны, ослабляющее и отвлекающее людские и материальные ресурсы обеих сторон, приводит к поиску не перемирия, а постоянного мира. Для этих целей использовали, в частности, династические браки.
Так, Владимир Мономах женил на половчанке не только Юрия Долгорукого, но и своего сына Андрея Доброго. Когда Андрею исполнилось 15 лет (в 1117 г.), отец женил его на внучке знаменитого Тугоркана. По мнению С.В. Гуркина, "Андрей Боголюбский был сыном половчанки, Глеб Юрьевич, вероятно, сын половчанки, Мстислав Андреевич и Мстислав Ростиславович — сын и племянник Андрея Боголюбского — внуки половчанки. Рюрик Ростиславович женат на половчанке. В 1163 г. киевский князь Ростислав Мстиславович женил своего сына Рюрика на дочери половецкого хана Белука" (С.В. Гуркин, с. 85).
Половецкая степь в свою очередь имела прочные личные и династические контакты с Русью. Значительная часть половецких ханов вошла в древнерусский христианский культурный арсенал. Об этом свидетельствуют имена половецких ханов того времени, таких как Юрий Кончакович, Данила Кобя- кович, Глеб Туриевич, Ярополк Толуакович, а также появление в XIV в. единственной украинской княжеской династии после Рюриковичей — князей Ружинских-Половцев (они происходили от половецкого хана Ту- горкана (умер в 1096 г.) — тестя великого киевского князя Святослава Изяславовича (1093-1113 гг.).
Все это привело к тому, что монголо-татарское нашествие русичи и половцы встретили вместе, причем именно по просьбе половецкого хана Котяна русские князья, объединившись с ним, 31 мая 1223 г. приняли участие в битве с монголо-татарами на реке Калке (ныне р. Кальчик — приток Кальмиуса), закончившейся поражением союзников.
2. Подонцовье и Приазовье в ордпинкий период (XIII - первая половина XVII вв.)
Древнерусское раннефеодальное государство выполнило свою историческую миссию и уступило место новым государственным формам. С 30-х годов XII в. наступил период феодальной раздробленности. Вот как об этом пишет академик Б.А.Рыбаков: "Для молодого русского феодализма IX-XI вв. единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранявшей от всяческих бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжение варяжских отрядов, и неурядицу княжеских распрей, и несколько войн с половецкими ханами, и к XII в. выросли настолько, что смогли начать самостоятельную жизнь." Однако эта возможность самостоятельной жизни была не реализована из- за монголо-татарского нашествия.
На просторах Степи и Дикого поля произошла смена господствующего этноса. На смену Половецкой степи пришла степь монголо-татарская, золотоордынская, основанная в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем и просуществовавшая вплоть до XV века.
Первоначально Золотая Орда находилась в зависимости от великого монгольского хана, однако со времени правления брата Батыя хана Берке стала проводить самостоятельную политику.
Этнический состав Золотой Орды был довольно пестрым и непостоянным. В оседлых областях, например, проживали волжские болгары, мордва, греки, хорезмийцы, русские, а среда кочевников состояла из тюркских племен кыпчаков (половцев), татар, канглыев, туркменов, киргизов и др. народов.
Вот почему ханы Золотой Орды не препятствовали восстановлению торговых связей. Так, при движении русских торговых караванов из Киева в Крым, не нужно было опасаться набегов, мало того, не нужно было заботиться о пище. На всем продолжении пути все необходимое можно было получить в степных гостиницах — караван-сараях, на почтовых станциях и в ямщицких.
Золотоордынцы, впитывая в себя элементы разных культур, за сравнительно короткий срок создали уникальное искусстве более 15-ти тысяч памятников материально культуры этой эпохи хранятся сегодня лишь в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург, Россия). Они позволяют говорить самобытности, оригинальности и общемировой значимости искусства Золотой Орды.
При этом территория Дикого поля прежнему была своеобразным мостом, который соединял Азию с Европой. Несмотря на элементы насилия, присущие политике золотоордынских ханов (потом они будут в не менее жесткой форме повторяться в практике правления Московской Руси, а позднее и в России), здесь в полной мере осуществлялся межкультурный и межнациональный диалог Леса со Степью, кочевников с земледельцами, Азии и Востока — с Европой и Западом.
Степь от этого диалога только выиграла, укрепив свою идеологию и культуру, а Золотая Орда, как и многие государственные и полугосударственные образования кочевников, распалась. В начале 20-х гт. XV в. из Золотой Орды вычленялось Сибирское ханство, в 40-е гг. возникла Ногайскебя орда, а затем Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.) и Астраханское (60-е гг. XV в.) ханства.
Судьба Дикого поля и Руси в целом после этого так или иначе была связана прежде всего с Крымским ханством (с 1443 по 1783 гг.). Психологически после распада Золотой орды крымские татары, растратив силы в междуусобной борьбе, уже не были нацелены на войну и определенный период не представляли опасности ни для территории Степи, ни тем более для укрепляющегося Московского государства. Они были заняты мирной жизнью; занимались скотоводством, торговлей и даже, как подчеркивал академик Д. Яворницкий, сблизились со славянским населением. Во время правления крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея (а он правил Крымским ханством в течение 39 лет) между славянским и татарским населением установились дружеские отношения, окрепла торговля, хан даже жертвовал немалые средства на христианские монастыри.
Перелом в отношениях со славянской Украиной наступил после 1478 года, когда крымский хан Менгли-Гирей, один из восьми сыновей Девлет-Гирея, признал себя вассалом турецкого султана. Резкое изменение отношения к христианам было продиктовано не столько жестоким характером нового крымского хана, сколько религиозным фанатизмом турок.
Кроме того, существовала и экономическая причина татарских вторжений на территорию Украины, Польши и Руси. С появлением турок на Балканах и в Крыму большим спросом стали пользоваться христианские невольники. Торговля традиционными для Крыма товарами была резко сокращена, поскольку Черное море стало закрыто для европейских торговцев османами. Торговые города Кафа и Гезлеви постепенно стали переквалифицироваться на торговлю невольниками. Именно она стала занимать первое место в хозяйственно-экономической жизни полуострова после торговли соленой рыбой, икрой, солью, пшеницей, ячменем, вином и маслом.
Торговля рабами, приносящая огромные богатства, заставляла крымских татар практически ежегодно делать набеги на Украину или соседние страны. Особенно сокрушительными и страшными для славян были набеги в 1516, 1537, 1559, 1579, 1589, 1593, 1640, 1666, 1667, 1671 и 1688 годах. Во время таких опустошительных походов татары уводили в плен от 5-ти до 60-ти тысяч человек. Славянская Степь все более нуждалась в собственной защите своих рубежей...
Тема 4 «Донецкий регион в преддверии нового времени (середина XVI-XVII вв.)»
План
1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.
2. Совместная борьба запорожских и донских казаков с турецко-татарской агрессией.
1. Формирований русской сторожевой службы на территории Донецкого региона.
В XVI веке в непрерывной борьбе с кочевниками шло заселение Донецкого поля. Первоначально северная часть современного Донбасса являлась границей между Крымским ханством и Московским государством. Поэтому правительство Московской Руси уделяло серьезное внимание укреплению южных рубежей. Боярин, князь М.И. Воротынский составил уложение сторожевой, станичной и полевой службы. 16 февраля1571 года, после утверждения царя, издал устав. В этом уставе идет речь и о донецких сторожах. «5-я сторожа Святогорская (в районе нынешнего Славяногорска)…беречи…направо вверх по Донцу по усть Тору верст с тридцать. 6-я сторожа Бахмутская усть Черного Жеребца…беречи…направо вверх по Донцу по усть Боровой… 7-я сторожа… Айдарская».
Устав определял и методы несения службы. « А на Донецкие сторожи,- отмечалось в нем,- посылать сторожей из Путивля или из Рыльска с весны на шесть недель и с проездом Апреля с 1-го числа, а ездить им на сторожах шесть недель и с проездом. А после того другую статью ( очередь -авт.) отпускать. А как обойдутся все три статьи сторожей, тогда посылать сторожей на месяц и с проездом, и на сторожах стояти доколе снеги не укинут».
Из приведенного документа видно, что сторожевую службу несли казаки-севрюки из Путивля и Рыльска служили люди – дети боярские. Первые получали жалование по книгам, а вторые нанимались в количестве 21 человека на два месяца и получали 93 р. , каждая очередь.
Главная задача сторож состояла с наблюдении за кочевниками. Крымцы прокладывали новые дороги, сторожи отыскивали их и доносили в Москву, а там правительство принимало соответствующие меры. В 1579 году Донецкие сторожи открыли новою дорогу крымцев через Кальмиус, на Донец и дальше на север. Кроме того, российская пограничная стража под постоянным надзором держала три важнейших татарских шляха (сакмы) Муравский, Изюмский, Кальмиусский. Благодаря пограничной охране и системе сторож, создавались условия для продвижения в глубь степей русских и украинцев, заселению северных районов Донецкого края.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 7922;