ФАРМАЦИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Общая характеристика средневековой медицины:

Средневековый период в истории хронологически датируется временными рамками с 476 г. нашей эры (падение Западной Римской империи) и до рубежа 16 - 17 вв. (время начала первых буржуазных революций в Европе). В свою очередь, Средние века обычно делятся на: раннее средневековье или «темные века» (5 - 9 вв.), классическое средневековье (10 - 13 вв.)и позднее средневековье (14 - 16 вв.), совпадающее с эпохой Возрождения в Европе. Культурное и социально-политическое содержание Средневековья определял феодализм. Экономическую основу феодальных отношений составляла натуральное хозяйство и феодальная форма собственности — личная и поземельная зависимость крестьян от феодалов как монопольных собственников земли. Начиная с поздней Римской империи (4й в.) идеологической основой Средневековья выступала христианская религия, имевшая определяющее влияние на общественные, экономические и политические процессы.

В период «темных веков» (V–IX вв.) культурные достижения античности, греческие и римские медицинские и фармацевтические традиции оказались в основном утрачены. На время восторжествовали невежество и мракобесие под покровом догматизированного христианства. Так, самыми эффективными лекарствами стали признаваться святые мощи и прочие церковные реликвии. На смену аптекам и лечебницам пришли средства народной медицины и молитвы новому Богу. Вся средневековая медицина также принимала догматический характер и лишилась на время признаков научности. Тем не менее, ближе к классическому средневековью медико-фармацевтические традиции Античности были воскрешены. Наряду с фрагментами из Гиппократа, Галена и Цельса, средневековые медики активно использовали «Канон врачебной науки» Авиценны и некоторые другие произведения восточных авторов. В дальнейшем, эти медицинские знания стали распространяться с юга Европы по всему континенту благодаря развитию торговли и коммуникаций, росту и расцвету городов на этапе позднего Средневековья. Именно в городах стали появляться первые средневековые врачи и фармацевты, зашедшие в своих изысканиях дальше возможностей народной медицины. В их среде была принята специализация, разделившая всех врачевателей на терапевтов, которых готовили в первых средневековых Университетах и хирургов, функции которых первоначально исполнялись цирюльниками. Последние не только стригли и брили клиентов, но делали несложные операции (начиная с удаления мозолей), вправляли вывихи, лечили ушибы и раны, вскрывали нарывы, торговали мазями и настоями от разных травм и недомоганий. Правда, со временем хирургией занялись и отдельные представители университетской корпорации врачей. Поэтому в XIV в. во Франции ряд королевских указов санкционирует сословное разделение среди хирургов. Эдикт короля Филиппа IV (1311 г.) выделял хирургов длинной мантии, имевших университетские дипломы бакалавра или лиценциата. Они составляли хирургическую аристократию, ниже которой располагались обычные цирюльники.

Другое важнейшее направление средневековой медицины - противоинфекционное. Практически все Средневековье имели место вспышки многочисленных эпидемий - чумы, оспы, тифа, проказы и т.д. Так, самая сильная пандемия чумы или «черной смерти», случилась в Европе в середине 14-го в. В то время при полном отсутствии вакцинации приходилось уповать на карантинные меры. Поэтому самый первый лепрозорий в Европе открыли еще в 570 г. Получили распространение санитарные кордоны. C XIII–XIV вв. в большинстве крупных центров Италии, а затем и других европейских стран за пределами городских стен функционировали «чумные города» для содержания заболевших и подозрительных. В крупных портах всех прибывших выдерживали по сорок дней в изоляции, прежде чем допускали в город. Поротовыми магистратами и центральными властями вводилось специальное карантинное законодательство (регламенты).

Огромным шагом вперёд в истории медицины в Средние века стало светское образование врачей. Во всех старейших университетах Европы постепенно открывались медицинские факультеты (наряду с теологическими и философскими). Основным источником обучения будущих врачей стал свод врачебных познаний, составленный в XI в. Константином Африканским в качестве компиляции трудов Гиппократа и Галена, а также «Канон врачебной науки» Авиценны.

 

Алхимия:

Фармация в Средние века отличалась обилием ингредиентов, составлявших лекарственные средства. На ее развитие большое влияние оказала алхимия. Целью средневековых алхимиков стало получение философского камня для превращения в золото «неблагородных» металлов (железа, свинца, меди), а также лекарства от всех болезней (панацеи). Все знаменитые алхимики параллельно с натурфилософскими поисками решали и аптекарские задачи очистки субстанций, приготовления из них лекарств и их опробования. Их главная заслуга: разработка и изготовление многообразных химических приборов. Арабские и европейские алхимики изобрели первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твёрдых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Также ими были открыты многие химические реакции. Например, арабскими алхимиками впервые были получены азотная и хлористоводородная кислоты, хлорная известь, препараты ртути, нитрат серебра, спирт. Ими первыми были введены правила приготовления лекарств. Таким образом, благодаря алхимикам шло накопление сведений практического характера, составлялись руководства по производству разнообразных веществ (от лекарств до красителей).

 

Салернская медицинская школа:

Салернская медицинская школа крупнейшая медицинская школа средневековой Европы, функционировавшая на Сицилии в городе Салерно с 9-го в. Салернские врачи занимались как практическим лечением больных, так и обучением будущих медиков. В отличие от других школ средневековой Европы, которые состояли из лиц духовных званий, школа в Салерно носила светский характер. А Салернский госпиталь, основанный в 820 г., стал первой гражданской больницей в Европе.

Уже в раннем Салерно были подготовлены пособия для врачей — лечебники и справочники лекарственных препаратов. Среди них — «Антидотарий», включавший изначально 60 рецептов и постоянно расширявшийся. В нем впервые в истории фармации количество компонентов для приготовления препарата и его дозировка приводились не на глазок, а в точной весовой прописи: в гранах, унциях, скрупулах, драхмах (греческая система взвешивания).

К середине XII в. в Салерно накопилось столько медицинской литературы, что её обобщили в объемистый трактат «О лечении заболеваний», в котором шла речь о диагностике и лечении всех возможных болезней. К началу XIII в. слава салернских медиков стала так велика, что в 1224 г. император Фридрих II предоставил им исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право медицинской деятельности на территории свой империи.

Традиции Салернской школы наиболее полно подхватила медицинская школа французского Монпелье, куда в XI–XII вв. в качестве преподавателей стали переманивать выпускников Салерно. На рубеже XIII–XIV вв. здесь преподавал Арнольдо де Вилланова, один из самых известных врачей Средневековья. Особое внимание Вилланова уделил вопросам диетики и гигиены.Изучив медицинские сочинения Салерно, он изложил в стихотворной форме правила здорового образа жизни, рационального питания, способов профилактики заболеваний (Салернский кодекс здоровья).

 

Разделение прав и обязанностей врачей и фармацевтов:

Средние века характеризуются важнейшим событием в истории европейской фармации – разделением прав и обязанностей врачей и фармацевтов на законодательной базе (декрет императора Священной римской империи Фридриха II). Этот декрет положил начало выделению фармации в самостоятельную специальность и дисциплину. Им же были установлены клятва фармацевтов, готовящих лекарственные препараты, правила хранения и отпуска ядов. Врачам запрещалось содержать аптеки, снабжать лекарствами больных, вступать с ними в торговые отношения. Аптекари, в свою очередь, не имели права лечить больных, вводилась ревизия аптек. Салернской медицинской школе единственной было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной было запрещено. Фармацевтам запрещалось реализовывать лекарства, не будучи проэкзаменованными медицинским факультетом и не имея на то специального удостоверения.

 

Фармация Арабского востока.

Под средневековым арабским востоком понимается территория сложившегося в результате арабских завоеваний 7 – 8 вв. огромного Арабского халифата, занимавшего все области современного расселения арабов в северной Африке, на Аравийском полуострове, Ближнем и Среднем востоке. Победа ислама в арабском мире способствовала общему подъёму культуры, включая медицину и фармацию. Хотя первые больницы носили светский характер, их учреждали сами халифы и другие знатные лица, чтобы поддержать единоверцев в борьбе с болезнями. Так, в Багдаде первую общественную лечебницу открыли по решению известного халифа Гарун-аль-Рашида около 800 г. Мусульманские больницы делились на три типа:

1. общественные — устраивались по воле и на средства халифов или их приближённых, были рассчитаны на широкие слои населения и имели штаты врачей и их помощников по уходу за больными;

2. частные — содержались врачами с достаточной практикой, порой при поддержке известных религиозных деятелей, по размеру были меньше общественных

3. военные госпитали — размещались в местах дислокации войск, сопровождали армии в походах. Среди врачей таких госпиталей были не только мужчины, но и женщины.

Согласно арабо-мусульманской традиции, лечебница делилась на женскую и мужскую половины (на каждой из них имелась особая баня). Пациенты распределялись в больнице по отделениям в соответствии с характерами заболеваний.

Основы теории болезни арабы заимствовали у Аристотеля и Гиппократа с комментариями Галена. Четырем природным «стихиям», полагали арабские врачи, соответствуют четыре вида «телесных соков». Пропорция этих жидкостей определяет важнейшие жизненные качества: тепло, холод, сухость и влажность. А их сочетание представляет собой темперамент (мизадж) каждого человека. Это качество изменяется с возрастом и под влиянием окружающей среды. Нарушение равновесия в темпераменте представляет собой болезнь. Задача врача — восстановить нарушенное равновесие.

Профилактическое направление было сильной стороной арабоязычной культуры и медицины. Поиск путей сохранения здоровья привел к разработке рациональных гигиенических традиций, которые обусловлены жарким климатом и особенностями быта арабов, населявших Аравийский полуостров. Многие из них закреплены в Коране: пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т.д. Эти и многие другие гигиенические рекомендации уходят своими корнями к традициям древней медицины.

Важнейшим достижение арабской медицины и фармации стало появление первых аптек. Так, еще в 754 г. н.э. в Багдаде халифом Аль-Мансуром была основана самая первая аптека. Позже арабы перенесли устройство аптек в свои европейские владения и из Салерно, Кордовы, Толедо они распространились по всему миру. Мусульманская аптека отличалась от больницы тем, что не имела помещений для стационарной госпитализации пациентов, а только помещение для амбулаторного их приёма. Зато в аптеках имелись лаборатории по обработке веществ и для приготовления лекарств. Лабораторное оборудование было заимствовано у восточных алхимиков. В целом, возникновение и распространение аптек способствовало развитию фармации на Востоке.

В мусульманский период своей истории арабы достигли довольно высокого уровня приготовления лекарств, включая весьма сложные их формы. В 840 г. в арабском мире была издана первая в мире фармакопея «Карабадин», авторство которой приписывают Сабур-ибн-Сахелю, представителю медико-фармацевтической школы в Джонджабуре (персидская провинция Хоцистан). В лечебной практике арабские ученые избегали применения сильнодействующих веществ и для ослабления их действия рекомендовали добавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень. Широко применялись легкие слабительные средства, такие как лист сены, тамаринды. Арабы ввели в медицинскую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы, использовали для лечения корицу, мускатный орех, гвоздику. Их рецепты отличались сложностью, включали до 60 ингредиентов. Арабы умели изготавливать такие лекарственные формы, как пилюли, кашки, пластыри, душистые масла. В итоге, к середине 13-го в. арабы уже знали свыше 3000 различных лекарств.

 

Влияние Ибн-Сины на развитие лекарствоведения:

Крупнейшей фигурой в истории мировой медицины и фармации на рубеже тысячелетий стал Абу Али Ибн-Сина,известный в Европе под именем Авиценна (980 – 1037 гг.). Родился Авиценна в Бухаре на территории современного Узбекистана. Его отец (сборщик налогов из чиновничьего аппарата бухарского эмира) дал сыну хорошее образование, приглашая для домашних уроков известных богословов и учёных. За несколько лет Ибн-Сина овладел арабской грамотой, основами богословия, математикой, логикой, физикой и философией. Особый интерес он проявил к медицине, ознакомившись с произведениями известных врачей разных стран — Греции, Рима, Индии, Персии. На пороге совершеннолетия Ибн-Сина уже вёл успешную врачебную практику. Однако к тому времени территория Халифата распалась на множество средних и мелких владений, между которыми часто вспыхивали междоусобные войны. Поэтому вся взрослая жизнь Авиценны представляла собой постоянные скитания от одного властителя к другому. Несколько верных учеников записывали его поучения по всем областям средневековых знаний, но милость правителей Ибн-Сине чаще всего приносило его врачебное искусство. Так, он сумел вылечить очередного правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, затяжная болезнь которого поставила в тупик всех остальных придворных врачей. В благодарность за исцеление эмир разрешил своему избавителю пользоваться богатейшей библиотекой своего дворца, бывшей одним из крупнейших книгохранилищ на Ближнем Востоке.

Самым плодотворным для Авиценны стал период его жизни в Ургенче (1005– 1017) — столице древнего Хорезма. Здесь трудились выдающиеся учёные своего времени ( философы, математики, историки, медики). С ними, прежде всего с великим философом, географом, историком и астрономом Абу Райханом Бируни (973–1048) Ибн-Сина активно сотрудничал. Для истории фармации особое значение имеет труд Бируни, называвшийся «Медицинская фармакогнозия». В этой книге более тысячи разделов, из которых более восьмисот посвящены отдельным лекарственным препаратам растительного происхождения. Именно в Хорезме Ибн-Сина начал писать прославившие его произведения — «Канон врачебной науки» и «Книгу исцелений».

На старости лет Ибн-Сина признавался своему верному ученику, что в тайне производил вскрытие человеческих и лошадиных трупов — «чтобы убедиться в схожести организмов» людей и животных. В результате ему удалось проверить анатомию Галена и кое в чём её уточнить (по части анатомии глаза, сердца и некоторых других органов, скелета).

Авиценна оставил после себя богатое литературное наследие. Всего с его именем на

Востоке связывают более 430 трудов, из которых около 50 посвящено медицине. Среди них: 1. труды по общей теории медицины, то есть нормальной и патологической анатомии и физиологии; 2. описания отдельных органов и типичных для них заболеваний, средствах их излечения; 3. лекарствоведческие сочинения, наброски будущих фармакопей.

Все эти сочинения оказались переработаны и суммированы автором в его главном произведении — «Каноне врачебной науки» — подлинной энциклопедии средневековой медицины Востока.

Первая книга «Канона» состоит из трёх частей. Первая часть посвящена теоретическим вопросам медицины — её анатомическим и физиологическим предпосылкам. Описываются кости, хрящи, нервы, суставы, связки, мускулы, сухожилия и другие органы. Кровеносные сосуды подразделяются на пульсирующие (артерии) и покоящиеся (вены). Довольно точно описан мышечный аппарат глаза.

Во второй части содержатся взгляды на причины и проявления болезней. При этом уделяется внимание вопросам профилактики заболеваний. Подробно обсуждается пульс, его разновидности в норме и патологи. Даны советы по изучению выделений больного.

Третья часть посвящена условиям здоровья и неизбежности смерти. Рассмотрены правила гигиены, подчёркнуты возможности закаливания и общей тренировки организма (бег, борьба, верховая езда, стрельба из лука, фехтование и прочие физические упражнения). Содержится призыв к медикам учитывать пол, возраст, индивидуальные особенности пациентов.

Вторая книга «Канона» переходит от клиники к фармакологии и фармацевтике. Здесь описываются относительно простые лекарственные вещества — всего почти восемь сотен снадобий растительного, животного, минерального происхождения. Сначала излагаются общие свойства лекарств, затем отдельные лекарственные формы и способы их применения в клинике. Многие из собранных Авиценной лекарственных субстанций досих пор применяются в медицине.

Третья книга «Канона» состоит из двадцати двух частей, характеризующих отдельные органы и их системы в организме. Рассказ ведется сначала об их анатомо-физиологическом строении и нормальном функционировании. Затем указываются возможные патологии каждой части тела, описываются причины и симптомы болезней. В заключение предлагаются методы лечения соответствующих заболеваний.

Четвёртая книга (из семи частей) продолжает рассматривать вопросы медицинской клиники — типичные болезни человеческого организма, его отдельных органов и подсистем: лихорадку, опухоли, травмы, отравления и так далее. Особое внимание уделено заразным, паразитарным заболеваниям. Затем намечаются типичные периоды течения заболеваний, их внешние факторы, варианты их исхода. Распознаются признаки рака и проказы. Против злокачественных опухолей рекомендуется оперативное вмешательство. Довольно подробно дана травматология: описаны переломы, вывихи, раны, ушибы, ожоги, кровотечения, методы их врачевания (некоторые из них сохраняются в арсенале современных медиков). Рассматриваются способы борьбы с разного рода кожными заболеваниями.

Пятая книгафармакопея Авиценны. Здесь приведены его рецепты приготовления и хранения сложных по своему составу лекарств, затем способы их применения при различных заболеваниях.

Среди собственно фармацевтических произведений Авиценны выделяются «Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса» и т.п. Кроме того, важнейшей заслугой Ибн-Сины в области лекарствоведения следует признать расширение поля апробации лекарственных препаратов. Если другие арабские врачи рекомендовали проверять лекарственные средства в больнице на отдельных пациентах, то Авиценна считал необходимым осуществлять для начала пробы на животных, и только затем ставить клинические эксперименты над больными. В его «Каноне» особое внимание обращается на учёт возможных побочных действий препаратов, на варианты их взаимного усиления либо ослабления при одновременном применении. Десятки рецептов Авиценны входили в состав первых европейских и российских фармакопей. Он правильно предсказал приоритет лекарств, полученных химическим путём, перед натуральными снадобьями. Именно Авиценне приписывают первые опыты использования препаратов на основе ртути против сифилиса. Им же описаны побочные симптомы такого лечения — ртутного стоматита.

 

Парацельс и его вклад в развитие фармации:

В позднее Средневековье (16-й в.) наибольший вклад в развитие европейской фармации внес Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 — 1541 гг.) — создатель лечебной химии или ятрохимии. Парацельс родился в семье врача в Швейцарии. Его отец Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма был светским врачом, получившим университетское образование. Он же стал первым учителем сына, преподав ему основы алхимии, хирургии и терапии. Продолжение учёбы будущего реформатора алхимии и фармакологии последовало среди монахов монастыря св. Андрея в долине Савоны. Достигнув 16 лет, Парацельс отправился в университет Базеля. Здесь одним из его наставников стал известный алхимик и астролог Иоганн Тритемий. Многое узнал этот студент и в лаборатории Сигизмунда Фуггера, учёного представителя знаменитого купеческого рода. Имя «Парацельс» - «подобный Цельсу» - добавочное имя, принятое Филиппом после окончания университета. Закончив университет, Парацельс много путешествовал, побывал в Германии, Италии, Франции, Голландии, Дании, Швеции и России. Везде он интересовался постановкой медицинского и аптечного дела как у представителей академических кругов, так и у простых лекарей, цирюльников. После десятилетия скитаний Парацельс возвратился на родину, где был принят в корпорацию университета Базеля в качестве профессора «физики», терапии и хирургии. Параллельно с преподаванием он занимался обширной врачебной практикой. Получив должность главного городского врача, он предложил магистрату отдать под его надзор все городские аптеки с целью контроля ассортимента и качества лекарств. Подобные амбиции навлекли на него ненависть других врачей и аптекарей, добившихся изгнания Парацельса из города в 1528 г. Посетив десятки городов, Парацельс осел в Зальцбурге, где и умер в возрасте 48 лет.

Парацельс и его последователи (ятрохимики) считали, что живой организм — это сочетание определенных химических веществ, болезни — отклонения химического состава организма от нормы. Следовательно, для восстановления нарушенного равновесия надо воздействовать на организм химическими средствами. Парацельс ввел в европейскую медицинскую практику употребление препаратов ртути, меди, сурьмы, железа, мышьяка, ему принадлежит знаменитое высказывание о задаче химии, которая состоит не в том, чтобы делать золото или серебро, а в том, чтобы готовить лекарства. Он развил представление о дозировке лекарств (все есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным). Парацельс впервые стал готовить химически чистые препараты и выделил признаки, позволившие судить о чистоте препаратов. Ученый не испытывал новые лекарственные средства, и предложенные им препараты вызывали большое количество отравлений, поэтому в некоторых городах (например, в Париже) они были запрещены.

Парацельссчитал, что лекарственным действием обладает не само растение, а вещество, в нем заключающееся, и рекомендовал выделять эти вещества в возможно чистом виде с помощью спирта.Препараты, изготовленные по Парацельсу, получили название Medicamenta spagirica в отличие от Medicamenta galenica, которые получали с помощью других растворителей (воды, вина, уксуса, меда) и которые, по мнению, ученого, были менее эффективны.

Получить действующее вещество в чистом виде не удалось, но благодаря опытам Парацельса и его последователей в аптеках стали готовить новые препараты, такие как «золотая тинктура», «железная тинктура» (жидкие лекарственные препараты, содержащие соответственно золото и железо), или «лауланум», в состав которого входил опий. Парацельс был сторонником учения о сигнатурах, согласно которому цвет, вкус и запах растения указывают на заболевание, при котором оно может применяться. Например, растение с желтыми цветами — при лечении желтухи и т.д. К причинам болезней он относил влияние планет, ненависть другого человека и т.п.

Влияние ятрохимиков привело к возникновению новых фармакопей, были написаны труды по ревизии аптек, улучшению работы которых Парацельс уделял много внимания.В области медицины Парацельс был ярым сторонником объединения терапии и хирургии, считая их единой наукой. Он приблизился к асептике и предложил защищать раны чистыми повязками, резко выступая против лечения ран кипящими маслами и прижиганиями. Парацельс был убежден, что природа вызывает болезнь и излечивает ее. Следовательно, врач должен понимать происходящие в человеке видимые и невидимые природные процессы. Он критиковал учение древних греков о «четырех соках организма», осуждал злоупотребление кровопусканием и слабительными «очищениями», столь популярными в средневековой Западной Европе, и разработал свою классификацию болезней и факторов, влияющих на здоровье человека, подразделив их на пять видов:

1) болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием злоупотреблений или вредных привычек;

2) болезни, вызываемые шлаками, ядами и факторами, привносящими заражение (отравляющие вещества и возбудители инфекций).

3) болезни, вызываемые факторами психологического характера (желания, страсти, пороки и др. факторы); однако Парацельс не верил в ведьм и исключал возможность их воздействия на здоровье человека;

4) болезни, вызываемые астральными влияниями (космические, атмосферные и климатические факторы);

5) болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение Божественному Закону) — к ним обращались, когда действие первых четырех влияний казалось уже исчерпанным.

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Присутствие анионных ПАВ значительно ослабляет активность катионных ПАВ. | Гомеостаз экосистемы




Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 12020;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.