Лекция12. Эволюция религии в современном мире 4 страница
ГРЕХОПАДЕНИЕ
ных объединений, условия их хозяйственной, благотворительной, просветительской деятельности, мировоззренческий аспект школьного и вузовскою образования, возможность или невозможность функционирования религиозных структур в армии, пенитенциарных и иных государственных учреждениях и т.д. В мировой практике известны случаи, когда эти нормы подкрепляются двусторонними соглашениями между государством и конкретными церквами, либо международными конфессиональными центрами, например, конкордатами - специальными соглашениями между Ватиканом и правительствами тех или иных государств о положении и правах верующих-католиков и католической церкви в этих странах.
Грехопадение, первородный грех -по библейским представлениям - нарушение первыми людьми Адамом и Евой заповеди Бога об абсолютном повиновении, что повлекло изгнание их из рая, утрату ими и их потомкамибогоподобия и появление в мире зла, противоречащего божественной сущности. Раннехристианские апологеты Оригени Климент Александрийский предлагали рассматривать Г. как аллегорический рассказ о душевном состоянии человека. Однако в православии преобладающим и поныне является учение об утере человеком в результате Г. богоподобия (бессмертия, абсолютной святости) и сохранении искаженного образа Бога, т.е. разума и свободной воли, употребляемых чаще всего во зло человеку и природе. Главной целью жизни, по православным представлениям, должно стать восстановление в человеке первоначально созданного образа и подобия, которые достигаются после смерти, но непременно в процессе христианской жизни. Первым условием прощения грехов объявляется принятие крещения, вторым - воскресение измертвых. Целевое назначение учения о Г. сводится в конечном счете к укреплению позиций религии.
Гроб Господень- гробница, в которой по евангельской легенде, был погребен Иисус Христос после снятия с креста и которую он якобы покинул после своего воскресения. Находится в Иерусалиме в Воскресенском храме, принадлежащем нескольким христианским конфессиональным группировкам, в т.ч. Иерусалимской православной церкви. Паломничество в Иерусалим, регулярно совершаемое
ДАЛАЙ-ЛАМА
представителями православных церквей, обычно называется поездкой ко «Г.г.». На гробнице совершается литургия в присутствии и с участием паломников. В Иерусалимской православной церкви есть орден и медаль Святого гроба.
Д
Далай-лама(монг.-тиб. - «океан-учитель») - титул политического (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) и духовного главы тибетского народа. Считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары - бодхисатвы милосердия. Всего насчитывается 14 таких земных воплощений. В настоящее время существует Далай-лама XIV (Агван Лобсан Тенцин-гьяцо, род. 1935 г.), после 1959 г. проживающий в г. Дхармасале (Индия) и осуществляющий духовное руководство буддистами Тибета и других территорий, оказавшихся в сфере влияния тибетской культуры и тибетского буддизма (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува, Бутан и др.).
Дао (кит. - путь) - одно из основных понятий китайской философии; в конфуцианстве - «путь человека», нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, являющиеся первопричиной Вселенной и ее главных закономерностей в земной жизни; в даосизме - приобретает уже не этическое, а онтологическое значение; под ним понимается первооснова и закономерность сущего, его порождающее начало; в противоположность конфуцианству Д. воплощает здесь призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, близкой к природе жизни.
Даосизм- религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддизмом. Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-Цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV-III вв. до н.э.), даосская традиция относит возникновение учения к более раннему времени (VI-Vвв. до н.э.). Даосизм как религиозное направление сформировался значительно позднее - в начале первых веков нашей эры. Основным содержанием учения является понятие «дао», являющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по кото
ДАРОНОСИЦА
рому следуют все люди и весь окружающий мир, закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Отсюда следует принцип следования дао, согласующегося с природой человека и Вселенной. При соблюдении этого принципа важное значение имеет понятие «увэй» - «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние не соответствующее дао, приводит к неудаче и гибели. Истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, не печалится о жизни и смерти, пребывает в спокойствии и гармонии. Важнейшим мыслителем, оказавшим влияние на философию даосизма, является Чжуан-цэы (IV — III вв. до н.э.) Религиозный даосизм образовал своего рода «церковь», иерархическую структуру, включая в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.д. В VII-X вв.стал неотъемлемой частью верований и обрядов широких народных масс, частью синкретической системы наряду с буддизмом и конфуцианством, которые оказали влияние на его формирование. В отдельные периоды истории Китая подвергался гонениям и притеснениям, его идеология оказала влияние на творчество китайских художников, писателей, поэтов. Даосизм получил распространение в странах Дальневосточного региона, в настоящее время существуют даосские религиозные объединения в странах западного мира и в России (9 религиозных объединений).
Дароносица - небольшой ковчежец, чаще всего в виде часовни с дверцей и крестом наверху. В дароносице переносят святые дары, предназначенные для причащения больных или умирающих.
Двунадесятые праздники - 12 наиболее значительных праздников русского православия. К ним относятся Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (Пятидесятница),Воздвижение Креста Господня, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы,Успение Богородицы. Наряду с Пасхой они считаются главными праздниками русской православной церкви и используются ею как эффективное средство идеологического и эмоционально-психологического влияния на людей.
ДЕНОМИНАЦИЯ
Деноминация - термин, употребляющийся в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда как синоним терминов - «вероисповедание», «конфессия».
Дервиш (перс. - нищий, бедняк) - член суфийских братств.
Джатаки - рассказы о поучительных событиях, происшедших с Буддой в одном из прошлых его рождений, построенные как рассказы самого Будды, который, достигнув просветления, обрел память своих прошлых рождений.
Джинны - в мусульманской мифологии - сотворенные из огня духи, способные принимать любое обличье, в том числе и человеческое. Д. бывают добрые (верующие в Аллаха) и злые.
Джихад (араб. - усердие, рвение) - священная война во имя веры. Под знаменем Д. начались арабские завоевания. В современных условиях мусульманские богословы трактуют Д. как борьбу за претворение в жизнь программ социально-экономического развития.
Дзэн-буддизм (яп.-кит., от санскр. - медитация) - одна из наиболее популярных школ дальневосточного буддизма. Сформировалась в Китае в VIв., вобрав в себя многие элементы китайской культуры. Согласно учению этой школы, только при помощи медитации можно постичь свою «изначальную природу», которая является истинной природой Будды, и достичь пробуждения (сатори). В духе традиции Махаяны Д.б. не делает различия между сансарой и нирваной, утверждает возможность достичь пробуждения в гуще мирской жизни. Выступает против буддийских авторитетов, не придает значения буддийским текстам. Сокровенные истины буддизма, согласно учению Д.6., передаются непосредственно от учителя к ученику. Д.б. наивысшего расцвета достиг в Китае (школа Чань) и в Японии. В настоящее время значительное число его последователей имеется в странах Европы, Америки, в России.
Диакон(греч. - служитель) - третий чин в православном духовенстве. Д. участвуют в совершении церковных таинств, прислуживают епископам и священникам, но сами таинства не совершают. Среди Д. различают протодиаконов (старших Д.), иеродиаконов (Д. - монахов), архидиако в (состоящих при епископах и архиереях).
Дикирий и трикирий - ручные и фигурные светильники с ячейками соответственно для двух или трех длинных свечей. Дикирием и трикирием епископ благословляет во время богослужения верующих.
Дин (араб.) - религия, чаще всего мусульманская религия; совокупность религиозных обязанностей мусульман. Понятие Д. включает в себя ислам, т.е. пять «столпов» веры (признание единобожия и пророческого достоинства Мухаммеда, молитва, пост, обязательная молитва, паломничество), иман (вера в истинность ислама) и ихсан (нравственная добродетель).
Драхма - одно из понятий индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон, нравственносоциальное установление для «праведной жизни», первичные элементы бытия, психические элементы жизнедеятельности личности.
Духоборы- христианская секта, возникшая в XVIII в. в России в знак протеста против официального духовенства, храмов, икон, таинств, постов и т.д.; источником их верований является «Животная книга» (изустные предания).
Духовенство - профессиональные служители культа (так называемые священнослужители), удовлетворяющие религиозные потребности верующих. В православии в состав Д. входят одни мужчины. Делится на белое (состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных; обслуживает приходские храмы) и черное (соединяет монашество со священническим саном, дает обет безбрачия, полного послушания и т.п.). Составляет три чина (степени) диакон, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих).
Дьявол, диавол (греч. - клеветник), также бес, демон (греч. - божество, дух), лукавый, нечистый. Сатана, черт, Вельзевул, Люцифер и т.д. - в ряде религий - злой дух, источник зла и греха, князь тьмы, владыка ада, отец лжи. Представление о Д., имеющееся в Библии, в России испытало некоторое влияние дохристианской славянской демонологии. По иудео-христианскому преданию, Д. - падший ангел, созданный Богом, но нарушивший долг повиновения ему. Д. - антагонист Бога, «враг человеческий», а подчи
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
ненные ему злые ангелы (бесы, демоны) - негативная параллель ангелам божьим.
вангелизация- деятельность, направленная на обращение народов и отдельных людей в христианство.
Евангелия(греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Первоначально слово «евангелие» относилось к устной проповеди христианского учения (в таком смысле оно было употреблено в посланиях Павла). Затем, по-видимому, были записаны отдельные изречения, приписывавшиеся Иисусу. Из этих изречений, а также из устных рассказов о его жизни стали создаваться более развернутые повествования, получившие название Е. Авторство приписывалось ученикам Иисуса или их ближайшим соратникам. Е. записывались в различных христианских группах примерно со второй половины I в. по III в. включительно. Кроме 4 Е., вошедших в Новый Завет, известно о существовании многих других Е. (от Петра, Андрея, два - от Фомы и др.). Археологи обнаружили в Египте библиотеку христиан-гностиков, в которой были полные тексты Е. от Фомы, от Филиппа и другие. В Новый Завет включены Е. от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Матфей и Иоанн, согласно христианскому преданию, - ученики Иисуса Христа, Марк - спутник апостола Петра, ЛукаПавла. Первые три Е. схожи, они восходят к общим источникам, в науке их называют синоптическими. Самое краткое и самое раннее из этих Е. - Е. от Марка, в нем нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. От синоптических Е. отличается по содержанию и по стилю Е. от Иоанна, где Иисус провозглашен Словом божьим (Логосом). Е. Нового Завета написаны на греческом языке, вне Палестины. В Египте был найден фрагмент Е. от Иоанна на папирусе, относящемся к первой трети II в.; оригинал его был создан на рубеже I - II вв.; остальные три Е. были написаны, вероятно, в конце I в. В Е. от Матфея заметно влияние иудео-христиан. Е. от Луки написано для неиудеев, в нем резче звучит осуждение богатства. Отдельные события в Е. излагаются по-разному: по Луке, Иисус рождается в яслях, по Матфею в доме; заповеди блаженства даны в разных вариантах.
Евхаристия (греч.) - причащение, одно из семи христианских таинств, при совершении которого верующие в виде вина и хлеба вкушают «тело и кровь Христа».
Ектенья (греч. - распространение) - род молитвенных прошений, входящих в православное богослужение. Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Кроме четырех главных Е. есть еще Е. оглашенных и умерших. Эти Е. провозглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е.
Елей - оливковое масло, употребляемое в церковных ритуалах. Е. заправляют лампады, помазывают верующих после богослужения, а также новокрещенных, применяют в таинстве елеосвящения, проливают на покойного.
Елеосвящение, соборование - одно из семи таинств православной церкви, которое совершается над больными. Его ритуал состоит в смазывание лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом - елеем, сопровождаемомчтением молитв. Духовный смысл этого таинства, по учению церкви, заключается в том, что E. якобы обладает целительной силой, очищает больного от грехов, в которых тот не успел раскаяться. Именно это последнее заставляет верующих прибегать к Е., особенно в тех случаях, когда они теряют надежду на исцеление и стремятся освободиться от грехов прежде чем предстанут перед Господом на «том свете». Е. является пережитком первобытной лечебной магии. Однако для церкви и для ее ревностных приверженцев оно является особо важным обрядом, не случайно возведенным вразряд таинств. Церковь использует Е. для того, чтобы еще крепче привязать к себе верующих.
Епархиальное собрание - в Русской православной церкви высший церковный орган в епархии, при содействии которого архиерей управляет ею. Состоит из равного числа представителей клира и мирян. Его председателем является правящий архиерей, который созывает епархиальное собрание не реже одного раза в год. К числу основных обязанностей и прав Е.с. относятся: избрание депутатов от епархии наПоместный сбор и членов Епархиального совета; создание необходимых епархиальных учреждений, заслушивание сообщений епархиального начальства о со стоянии епархии, жизни монастырей и принятие по ним решений; наблюдение за церковной жизнью в епархии.
Епархиальное управление -церковноадминистративный орган, существующий при архиерее и помогающий ему осуществлять руководство подведомственными епархиальными учреждениями, монастырями, приходами и духовенством. Назначение сотрудников Е.у. и контроль за их деятельностью осуществляет правящий архиерей.
Епархиальный совет- вРусской православной церкви исполнительный орган епархиального собрания, обеспечивающий выполнение его решений, а также рассматривающий и предоставляющий свои рекомендации по делам, поступающим от правящего архиерея. Е.с. образуется не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год. Е.с., председателем которого является архиерей, заседает не реже одного раза в квартал и, кроме того, представляет Епархиальному собранию свой годовой отчет. К числу основных обязанностей Е.с. относятся: подготовка заседаний Епархиального собрания; рассмотрение отчетов благочинных; наблюдение за деятельностью приходов; ревизия епархиальных учреждений, а также вопросы строительства, ремонта и реставрации культовых и иных зданий, составление описей имущества, находящегося в церковном ведении. Е.с. также обладает правом церковного суда в части рассмотрения дел по обвинению клириков и мирян в неправославной вере, в нарушениях канонических и нравственных норм, а также проблем церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами, обо всех иных вопросах, имеющих отношение к церковному правопорядку.
Епархия(греч. - властвование, начальствование) - церковно-административный округ во главе с епископом - епархиальным архиереем. В настоящее время Е. Русской православной церкви, как правило, совпадает с границами области, края, республики.
Епископ- священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии. Первое упоминание в христианской литературе о епископах содержится в
деяниях апостолов и посланиях Павла Первоначально так называли выбираемых из рядовых верующих старейший пресвитеров, которые руководили повседневной жизнью общины. Постепенно из пресвитеров выделяется старший пресвитер, который и стал называться епископом. С превращением христианства в государственную религию Римской империи укрепляется церковная организация ипроисходит официальное оформление церковной иерархии высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Только епископ может совершать все семь христианских таинств (крещение причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение), в его руках сосредотачивается вся административнохозяйственная и духовная власть в границах церковноадминистративного круга (епархии, митрополии и т.д.), которым он руководит. По древней традиции в сан епископа посвящают священников, принявших монашеский чин - архимандритов. Епископ называется также «архиереем» или «иерархом», т.е. священноначальником, иногда - «святителем». В административном отношении сан епископа уже с IV в. подразделяется на ряд степеней: викарный епископ (викарий), правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование возглавляемой им поместной церкви. В отличие от католиков и православных у протестантов титул епископа не является пожизненным, его присвоение есть не таинство священства, а назначение или избрание на должность (за исключением шведской и финляндской лютеранских церквей). В лютеранской церкви Германии и в некоторых других странах епископ возглавляет церковь земли, кантона или провинции. То жев епископальной церкви США.
Ересь(греч. - особое вероучение) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; 2) отклонение, отступление от общепринятых в обществе правил и взглядов; заблуждение; 3) вздор, чепуха.
Жезл- длинный посох, с двурогой верхней перекладиной, концы которой в виде двух змей изгибаются так, что одна обращена головой к другой. На вершине Ж. увенчано крестом. Ж. делают из дерева или металла, украшают драгоценными камнями, инкрустациями. Они являются принадлежностью епископа, символом пастырства, духовного руководства верующими.
Жертвоприношение- часть религиозного культа и обрядности, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках, в святилищах и др.
Завет- в иудейской и христианской религиях форма взаимоотношений между Богом и людьми; у иудеев -союз Бога с праотцом еврейского народа Иаковом, а затем с самим избранным народом; в христианской новозаветной традиции рассматривается как союз Бога со всеми народами мира.
Закят(араб.) - предписываемый шариатом налог на имущество и доходы, который теоретически идет на нужды общины и распределяется среди бедных и неимущих мусульман. В ряде стран стал практически обычным государственным налогом. Взимается раз в под в определенный срок (по лунному календарю) для каждого вида имущества. Платит 3. вся семья. Закят аль-фитр (налог-милостыня) взимается с каждого взрослого члена семьи в день окончания поста в месяце рамадан и предназначается для раздачи милостыни в дни ид аль-фитр. Оба налога взимаются лишь с имущих мусульман. Обычный размер 3. составляет 2,5% годового дохода, однако среди мусульманских богословов нет единства мнений по вопросу о размере 3. и видах имущества, облагаемых этим налогом.
Замзам (земзем)- священный источник около Каабы в Мекке. По мусульманской легенде, 3. чудесным образом забил у ног младенца Исмаила, когда он и его мать Хаджар, оставленные Ибрахимом в Хиджазе, мучались от жажды. Вторично источник был открыт дедом Мухаммеда Абд аль Мутталибом. Вода источника считается целебной, и паломники часто увозят ее с собой на родину в специальных сосудах - замзамия.
Зооморфизм, анимализм( от греч., лат. - животное) термины, характеризующие изначальные религиозномистические представления, верования и обряды, посвященные животным или связанные с культом животных. Истоки 3. относятся к дикости, вкультуре которой (миф, обрядность, верования, язык, устный народный эпос) формировались представления о животных как кровных родственниках охотников. Преемственность 3. сохранятся у многих народов до сих пор: культ медведя (Северная Азия и Северная Америка), культ коровы иобезьяны (Индия), почитание голубя как воплощения Святого Духа в xpистианстве и т.д. В современной культуре 3. воплощался в различных символах, окружающих человека в повседневной жизни и находящих воплощение в анималистическом изобразительном искусстве, сказочных персонажах, знаках зодиака, названиях созвездий, персонажах мифов, басен, карнавальных действ, архитектуре, прикладном искусстве и геральдике, в техническом творчестве идр.
Зороастризм- религия, распространенная в древности и в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане (названа по имени пророка Зороастра, в Иране - Заратуштры) и признающая единого бога Ахураназду, борьбу добра и зла, ритуальную силу огня (отсюда название - огнепоклонники); в настоящее время существует у парсов Индии и гебров Ирана.
Игумен (игуменья) -духовный чин, присваиваемый в православных автокефальных церквах настоятелю мужского или настоятельнице женского монастыря. Может также присваиваться и настоятелю храма, если он монах.
Иезуиты(лат. - общество Иисуса) - члены одного из наиболее крупных и влиятельных католических монашеских орденов, основанного в 1534 г. в Париже испанцем И.Лойолой.
Иерарх(греч. - священных плюс власть) - общее, собирательное наименование для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Употребляется наряду с наименованием «архиерей», «архипастырь».
Иерархия церковная- термин, обозначающий: 1) в широком смысле - духовенство, совокупность всех церковно- и священнослужителей (т.е. «клир»); 2) в более узком - совокупность священнослужителей всех трех степеней священства (диакон, пресвитер, епископ).
Иерей(греч. - жрец) - официальное название православного священника.
Иерихон- город в Палестине, разрушенный еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков специально изготовленных труб завоевателей - «иерихонские трубы».
Икона(греч. - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющееся объектом религиозного почитания. И. распространены в православии, католицизме, буддизме, ламаизме.
Иконостас(греч. - образ, икона плюс стояние) - в православном храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая (царские врата) и 2 боковые (диаконские). Иконы на И. размещены в соответствии с канонической иерархией и содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. для вящего воздействия на чувства прихожан отличались богатством и пышностью, иногда переходившими в аляповатость. Некоторые из И., созданные талантливыми иконописцами, - выдающиеся памятники церковного искусства.
Имам(араб. - стоять впереди, предводительствовать) предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины. У суннитов и шиитов так называют человека, руководящего молитвой в мечети. В отдельной мечети функции И. может выполнять один и тот же человек, однако И. (в указанном значении термина) не является ни саном, ни профессией. Для того чтобы быть И., достаточно иметь элементарное теологическое образование и пользоваться авторитетом в округе.
Имамат - институт верховного руководства мусульманской религиозной общиной, в котором сливается власть светская и власть духовная. Различное понимание природы И. и роли имама - главное в разделении мусульман на суннитов и шиитов.
Индуизм - религиозно-философская система Древней Индии, включающая в себя такое большое количество сект, школ, направлений, что предстает конгломератом близких религиозных течений, а не единой конфессиональной системой. Однако наличие общих особенностей (полиформизм, культовая практика, признание варно-кастового деления общества, ритуально-поведенческие установки и т.д.) позволяет рассматривать И. как самостоятельную религиозно-философскую систему. Само название И. относится к XIX в. Он воспринял ряд положений ведизма-брахманизма, значительно модернизировав их (идеи перерождения, перехода нетленной души после смерти живого существа в другое, кармы, Абсолюта - Брахмана). Вместе с тем это качественно новая стадия в развитии традиционной религии - ее идеологические установки ориентированы наболее широкие группы населения. Особенностью И. является отсутствие единой организации; жрецы-брахманы жили в миру, имели семью, вели хозяйство. Отсутствует церковная иерархия, жрецов-брахманов нельзя считать священниками, хотя существуют храмы и даже монашеские общины, действующие самостоятельно, вне каких-либо установленных организационных принципов. Наиболее общая модель поклонения богам в И. связана с концепцией «Тримурти», согласно которой три высших божества пантеона рассматриваются в качестве основных манифестаций Абсолюта (Брахмана): как проявление творческого (Брахма), разрушительного (Шива) и охранительного (Вишну) начал в мире. Культ Брахмы не получил значительногоpaспространения, зато Шива и Вишну приобрели большую популярность. В настоящее время индуисты делятся на две основные группы - вишнуитов, последователей Вишну и шиваитов - последователей Шивы. Вместе с тем в И. сохраняется поклонение практически всем богам ведийского пантеона. Вплоть до недавнего времени индуисты обожествляли также выдающихся проповедников, мудрецов или создателей новых сект. Индуистский ритуал формировался в течение многих веков и представляет собой сложную структуру, в которой различают прежде всего домашние и храмовые обряды. Каждый дважды рожденный должен был ежедневно совершать пять «великих жертвоприношений» (повторение мантр, возлияние воды в честь предков, бросание в семейный очаг масла и частиц пищи, разбрасывание зерен и остатков пищи вне дома для духов и животных, раздачу милостыни и оказание гостеприимства). Храмовое богослужение не занимает такого важного места в жизни индуиста, как домашние обряды. Храм, по представлениям индуистов, место, где обитает Бог, образ жизни которого не отличается от царского. Статую Бога утром будили, омывали, выносили гулять, вечером укладывали спать; в определенное время ее «кормили» (ставили рядом пищу), услаждали слух музыкой, а взор - танцами. Обслуживание богов осуществляет храмовый персонал. Плюрализм индуистский системы обусловил отсутствие в ней в строгом смысле слова канонических религиозных текстов. Тем не менее литература ее обширна и многообразна. Очень велико значение текстов «Махабхараты» и «Рамаяны», являющихся энциклопедией индуистской мифологии. И. получил ограниченное распространение за пределами Индии (прежде всего, в странах, оказавшихся под влиянием индийской культуры, например, в Шри-Ланке). В настоящее время отдельные направления И. и его идеи получили распространение в странах западного мира и в России (3 религиозных объединения).
Инквизиция (лат. - расследование) - специальный трибунал католической церкви, созданный в XIII в. для преследования еретиков, т.е. людей, отвергавших догмы господствовавшей феодально-католической идеологии.
Иноверцы - законодательный термин и принятое в дореволюционной России официальное наименование лиц, не исповедовавших православие. К ним в первую очередь относились приверженцы ислама, ламаизма, иудаизма и язычества.
Инок (др.-славянск. - один) - обобщенное наименование монашествующих в православных автокефальных церквах независимо от их сана.
Инославные исповедания- в дореволюционной России законодательный термин, принятый для обозначения «терпимых» в России инославных (т.е. неправославных) христианских исповеданий: римско-католического, армянокатолического, армяно-григорианского, евангелическоаугсбургского, евангелическо-лютеранского, меннонистского и баптистского. В отношении деятельности инославных исповеданий и их приверженцев существовал ряд ограничений, к которым следует, прежде всего, отнести запрет на свободное проповедование своего вероучения среди верующих иных, прежде всего православного, исповеданий, запрещение под страхом уголовного наказания перехода из православия в какое-либо иное исповедание.
Интронизация - в православных автокефальных церквах торжественное возведение на престол вновь избранного на Поместном соборе (в отдельных случаях на Архиерейском соборе) главы церкви - патриарха.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 557;