Лекция12. Эволюция религии в современном мире 2 страница
Экуменические контакты осуществляются также и на уровне «международного конфессионализма» и «межконфессиональных объединений» в рамках одной страны. К международным объединениям по конфессиональному признаку можно отнести такие протестантские организации, как Лютеранская Всемирная Федерация, Пресвитерианский Всемирный Альянс и др. В качестве объединений в рамках одного государства назовем Национальный совет церквей Христа в США, Британский совет церквей. В экуменическом движении действуют такие организации, как Конфедерация европейских церквей, Конфедерация церквей Тихоокеанского региона, Всеафриканская федерация церквей. Хотя термин «экуменическое движение» появился внутри христианства, нельзя не заметить, что аналогичные процессы происходят и в других религиях. Существуют Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Всемирное братство буддистов и др.
В настоящее время занимаются экуменической деятельностью множество церковных и внецерковных организаций. Во всем мире постоянно осуществляется межрегиональные контакты инициаторами которых выступают представители различных конфессий.
В экуменическое движение в конце 1961 г. влилась Русская православная Церковь. С тех пор ее представители участвуют в деятельности Всемирного совета церквей: входят в состав центрального и исполнительного комитетов этой международной организации, принимают участие в экуменических ассамблеях, конференциях, симпозиумах. Понимание необходимости развития движения за объединение христианских конфессий присуще в настоящее время большинству лидеров РПЦ. Духовные болезни общества, проблемы семьи, бедности, одинокой старости, гуманизации личности и межличностных отношений в условиях «дикого рынка», локальных вооруженных конфликтов, проблемы экологии и другие не могут оставаться вне внимания церкви. Именно этим проблемам была посвящена конференция «Христианская вера и человеческая вражда», состоявшаяся в Москве в 1994 г.
Для обеспечения скоординированных действий в социальном служении, а также для решения проблем и спорных вопросов, могущих возникнуть между христианами, конференция признала целесообразным создание постоянно действующего механизма межхристианского сотрудничества.
В новых общественно-политических условиях экуменическое движение стало приобретать иные содержание, характер и масштаб. Во-первых, оно стало делом свободного выбора и самовыражения его участников. Во-вторых, оно наполняется более адекватным собственно религиозным содержанием, становится как бы естественным продолжением тех процессов, которые происходят в самих конфессиях. В силу этого прежний глобализм проблематики, торжественно-декларативный характер ее рассмотрения сменились значительно более конкретными, практически значимыми вопросами, требующими конкретного решения. В-третьих, экуменическое движение перестает быть прерогативой узкого круга руководителей религиозных объединений, в него все шире вовлекаются служители низового звена и рядовые верующие.
4.Религиозная ситуация в странах СНГ. Претерпевает серьезные изменения религиозная ситуация в странах СНГ. Особенностью жизни постсоветского общества в последнее время стало значительное увеличение числа верующих, а также рост симпатий к религии. Одни специалисты считают, что это возвращение к утраченным ценностям. Другие видят в этом процессе стремление людей преодолеть с помощью религии нравственные и социальные беды современного общества. Некоторые же расценивают все это как явление временное, подверженное моде.
Социологические исследования религиозной ситуации в России и Украине показывают, что она за последние годы изменилась существенным образом. На вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» в середине 90-х гг. положительно ответили в три раза больше, чем 10 лет назад. Это составило 30% всех опрошенных. За это же время число убежденных атеистов снизилось с 25 до 10-12%. Среди населения отмечено возрастание престижа религиозных организаций, продолжается процесс формирования новых религиозных организаций, налицо тяга к религии ранее равнодушных к ней людей.
С демократическими преобразованиями последних лет связано восстановление исторической справедливости в отношении религиозных организаций. Признан их социальный и правовой статус. Православным и другим церквам возвращаются культовые сооружения и иное имущество. Правовую базу решения этой проблемы в России составляют распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23 апреля1993 г. и постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи религиозным объединениям относящеюся к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14 марта 1995 г. Что касается условий передачи культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, то Президент в своем распоряжении оговорил необходимость «учитывать по возможности интересы культуры инауки, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан». В соответствии с этим правительственное постановление предусматривает передачу церкви культовых сооружений и иного движимого и недвижимого имущества в пользование как исключительно ее, так и совместное с учреждениями культуры.
За последние годы, по данным Госкомимущества России, в соответствии с этим постановлением, только Русской православной Церкви передано примерно 500 памятников. Реальное же количество, вероятно, больше, поскольку во многих регионах имеют место случаи примой передачи культовых памятников, минуя Министерство культуры и Госкомимущество России. Однако в церковной среде преобладающим являются убеждение, что церкви должно быть возвращено абсолюте все, когда-либо ей принадлежавшее, и она должна стать полным и безусловным владельцем и собственником этого имущества. Разумеется, было бы серьезным упрощением усматривать за различием позиций государства и православной Церкви в вопросах пользования имуществом культового назначения лишь материальные интересы. В основе противоречия лежат такие принципиальные расхождения в Mиpoвоззренческих позициях светского государства и церкви. Если церковь рассматривает храмовые сооружения и другие произведения архитектуры и изобразительного искусства в соответствии с их функциональным назначением, как носителей исключительно «священного», то светское государство исходит из более широкого их понимания как общекультурных ценностей, которые должны быть доступны не только верующим, но и нерелигиозной части общества. Такая позиция государства выглядит тем более уместной и справедливой, что среди населения России неверующие, согласно данным социологических исследований, составляют примерно 40 %.
Помимо важности перемен в духовной сфере жизни современного общества, обращает на себя внимание и ряд отрицательных моментов, связанных с религиозным бумом. Так, нередко религию используют определенные политические силы в своих корыстных целях. С другой стороны, растет увлечение внеисповедной мистикой (особенно в молодежной среде). Налицо межконфессиональное соперничество, в нашу духовную жизнь бесцеремонно вторгаются зарубежные религиозные объединения, обладающие огромными финансовыми возможностями.
Чем можно объяснить повышенный интерес к религии? Современные исследователи выделяют следующие причины, или факторы:
1) Прежде всего это политические и правовые перемены, которые привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. После того, как были приняты прогрессивные законы о свободе совести, религиозные организации вышли из полуподпольного состояния, а верующим было предоставлено право свободно, без боязни исповедовать свою веру. Это подтверждают сами верующие и религиозные деятели, действующие как в России, так и на Украине.
2) Свое воздействие на состояние общества оказывают общественная неразбериха и ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. Все это рождает у людей недоверие к заявлениям политиков. У многих возникает чувство страха, непредсказуемым кажется будущее. В результате, разочаровавшись в реальной жизни, в бесчисленных обещаниях, люди обращаются в поисках выхода из сложившихся условий жизни к авторитету религии и церкви.
3) В немалой степени этому способствует стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум нужно было заполнить системой идей и ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Опросы, проведенные среди интеллигенции, выявили характерную для многих ее представителей позицию, исходящую из неправомерности жесткого противопоставления научного знания религиозной вере. Рациональное научное знание и религиозное чувство, базирующееся на ценностном подходе к действительности, взаимно дополняет друг друга, образуя некое единство.
4) Существенный фактор повышения религиозности - это необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший все общество. Люди, привыкшие жить по совести, все чаще стали обращаться к религии и церкви как к оплоту моральных ценностей. Постоянно проявляющиеся в нашем обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания мешают нормальной жизни людей и способствуют тому, чтомногие из них стремятся компенсировать эти пороки обращением к общечеловеческим ценностям, проповедуемым церковью, таким как милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях они видят заслон от тех норм и привычек, которые подобно ржавчине разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние и страх.
5) Огромное значение в усилении религиозности имеет историческая традиция. Историческая память народа запечатлела прогрессивную деятельность православной Церкви в кризисные и переломные периоды истории нашего общества (формирование Российского) государства, освобождение от татаромонгольского ига, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война). В наши сложные времена к церкви люди обращаются как к надежной общественной силе, которая способна помочь народу выстоять в нелегких условиях современной жизни.
6) Важнейшей причиной возрастания интереса к религии является повышение национального самосознания, которое вызывает тягу людей к национальным ценностям, в том числе религиозным. По данным социологического опроса, более 60% граждан считают, что религия нужна для сохранения национального самосознания. К тому же религия сближает представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной конфессии. Так, православие объединяет большие и малые народы, живущие в странах СНГ. Ислам сближает культуру и быт татар, башкир, многие кавказские народы и т.д.
Наряду с положительными, следует отметить и ряд отрицательных явлений, связанных с распространением в обществе религиозных идей и взглядов. Прежде всего речь идет о не всегда продуманных действиях в отношении к религии некоторых политических деятелей. Например, вошло в моду присутствие многих государственных деятелей в храмах со свечами в руках. С другой стороны, служители культа становятся чуть ли не обязательными персонами на разного рода приемах, презентациях, митингах, кинофестивалях и т.д. Многие из них стремятся навязать религиозные взгляды учащимся, студентам, воинам. Религиозные организации нередко стремятся решать политические проблемы, что им никак не свойственно. Здесь можно предположить лишь одно противодействие - последовательно отделить государственные вопросы от религиозных. Это особенно необходимо в условиях многоконфессионального общества, когда на территории стран СНГ представлены различные религиозные организации. В обществе следует соблюдать принципы равенства всех конфессий, а также права неверующей части населения.
Попытаемся дать прогноз возможного развития религиозности в нашем обществе. Специалисты считают, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться - число верующих ладей должно составлять примерно 30%. О правомерности подобного прогноза свидетельствует опыт других стран, которыйпоказывает, что приобщение людей к любому мировоззрению - процесс очень сложный, и искусственно осуществить ею нельзя. Это подтверждает и промесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с X по XVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии в нашей стране.
Религиозность на определенном уровне будет поддерживать активная деятельность служителей культа. Особенно предприимчивыми на этом поприще будут представители зарубежных религиозных организаций, имеющие значительные материальные возможности (средства массовой информации, большие деньги, наличие фондов и т.д.)
Существенную роль в судьбе религиозности будет играть национальный фактор. Религиозные организации будут, с одной стороны, играть умиротворяющую роль в межнациональных конфликтах, а с другой - благодаря деструктивным силам способствовать их разжиганию.
Вопросы личной веры ига неверия будут решаться спокойно, взвешенно, не форсированно, а естественным путем. Люди будут больше уделять внимания подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.)
Страны СНГ, несмотря на значительную религиозность населения, являются в значительной степени секуляризованными странами. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии и церкви, ведь социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных организаций. Для нормального развития общества крайне важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так к интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои, нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость, агрессивность. Очень опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.
История показывает, что если склонять людей к следованию только одной мировоззренческой установке, то это идет к конфронтации, различного рода конфликтам. Нередко религиозная нетерпимость, отсутствие цивилизованных отношений между религиозными конфессиями приводили к общественной напряженности. Во многих регионах мира противоречия между различными религиозными системами разрешались часто насильственными методами, несли горе людям. Вспомним борьбу христианской религии с язычеством, противостояние между христианами и мусульманами, столкновения людей разных христианских организаций - католики и протестанты, православные и католики. Свидетельства тому - крестовые походы, Варфоломеевская ночь преследование протестантов в царской России, противостояние католиков и протестантов в Ольстере, католиков и православных в Хорватии и т.д.
К сожалению, на территории СНГ межрелигиозные противоречия проявляют себя все отчетливей, Это опасные тенденции. Так, на Украине одни христиане - униаты отбирают храмы у других христиан, идет борьба между Украинской православной Церковью (УПЦ) и Украинской автокефальной православной Церковью (УАПЦ), между православными Московского патриархата и Киевского патриархата.
На этом фоне обостряется соперничество католической церкви с православной, растет мощь миссионеров зарубежных протестантских организаций, усугубляются расколы в исламе. Многие действия религиозных деятелей порождаются политическими соображениями. Основная масса верующих не заинтересованна в таком противостоянии. Обеспечение культуры взаимоотношений и терпимости, лояльного отношения сторонников религии и неверующих - вот предпосылки гражданского согласия и подлинного возрождения.
Основные понятия
Нетрадиционная религия, восточный культ, оккультизм, сциентологические воззрения, экуменическое движение, прозелитизм, межконфессиональный конфликт, религиозный модернизм.
Вопросы для контроля
1. Как влияют на состояние и эволюцию религии основные тенденции и противоречия современного мира ?
2. Как сказывается развитие научно-технического прогресса на религиозности людей ?
3. Что следует понимать под секуляризацией?
4. Как к концу XX в. изменились уровень и характер религиозности?
5. Что представляет собой экуменическое движение?
Темы рефератов
1. Основные тенденции эволюции религии в современную эпоху.
2. Влияние научно-технического прогресса на религию.
3. Религиозный модернизм.
4. Нетрадиционные религии и культы.
5. Религия и глобальные проблемы современности.
Темы контрольных работ
1. Религия и церковь в современной России.
2. Религиозный фактор в региональных конфликтах.
3. Экуменическое движение, его цели и практическое значение.
4. Идеология и деятельность Международного общества «Сознание Кришны».
5. Современная религиозная ситуация в странах СНГ
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте основные тенденции эволюции религии в странах СНГ.
2. Как проявляют себя процессы секуляризации в Русской православной Церкви?
3. Дайте характеристику новым религиозным движениям, организациям и культам, действующим в Вашем регионе.
Литература
Алексеев В.А. Иллюзии и догмы, М., 1991.
Иваненко С.И. Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды, М., 1992.
Маркевич С. Современная христианская демократия, М., 1982.
Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира, М., 1995.
Митрохин Л.Н. Религии «нового века», М., 1985.
На пути к свободе совести. М., 1989.
Перспективы межрелигиозного сотрудничества в контексте современных социальных и духовных проблем в России. М., 1993.
Религия и политика в современной России. М., 1997.
Религия и демократия: На пути к свободе совести. М.,1993.
Религия в политической жизни США. М., 1986.
Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993.
Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.
Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М., 1983.
Христианские партии и самодеятельные объединения М., 1990.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
А
Автокефалия- самоуправление, административная независимость православных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий провинций Византии (Александрии, Антиохии, Палестины), вызванного стремлением стать независимыми от императорской к церковной власти, сосредоточенной в руках Константинопольского патриарха. После обособления ряда православных церквей за константинопольскими патриархами осталось согласно традиций лишь «первое место по чести» в ряду других глав православных церквей. В 1448 г. собор русских епископов поставил митрополитом Московским и всея Руси Иону, положив этим начало А. Русской православной церкви; в 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что означало независимость церкви от Константинопольского патриарха. По мере распространения православия, образования в XIX-XX вв. самостоятельных государств, стремления православных общин к самоуправлению появились новые автокефальные церкви. В настоящее время их - 15 В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения А. официальный перечень автокефальных церквей предстает в следующем виде: константинопольская александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки) антиохийская (Сирия, Ливан), иерусалимская (Палестина); русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская (греческая), албанская, чехословацкая, польская, американская
Автономия церковная- в православии независимость церкви в вопросах внутреннего управления предоставляемая той или иной автокефальной церковью, в состав которой данная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на Поместном соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной церкви. В настоящее время имеется 4 автономных православных церкви: синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), финляндская и критская (юрисдикции констан
АГНЕЦ
тинопольского патриарха), японская (с 1970 г. в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси).
Агнец- ягненок, первенец в стаде, которого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистических верований, которые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется непорочным агнцем, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.
Адвентизм(лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в А. - адвентисты седьмого дня.
Аджорнаменто(итал. - обновление) - термин, употребляемый с начала 60-х гг. для обозначения курса на обновление католической церкви.
Азан(араб. - извещать, объявлять) - призыв мусульман к молитве. Состоит из семи формул, которые с наступлением времени каждой из пяти молитв, предписанных исламом, возвещает муэдзин с минарета мечети.
Акафист(букв. - не сидящий) - особые хвалебные песнопения и молитвы в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемые стоя. А. состоит из 25 отдельных песнопений - последовательно чередующихся 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся». Сборники А. называются акафистниками.
Аксиос(греч. - достоин) - слово, произносимое при рукоположении диакона, священника и епископа всеми участвующими в совершении данного обряда, начиная с архиерея.
Аллах- единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама. Согласно представлениям мусульман, А. создал мир, землю, растения, животных и человека; в тот день, когда наступит конец света, А. воскресит всех мерт
аллилуйя
вых и будет судить людей по их поступкам, посылая одних в рай, а других - в ад. Бог религии ислама - тот же Бог, которому поклоняются иудеи и христиане. Время от времени А. посылал людям пророков, чтобы они наставили их на праведный путь. Такими посланниками были, в частности, Муса (Моисей) и Иса (Иисус), Мухаммед - последний посланник А. к людям; в уста ему вложен Коран, слова самого А. Правильно поклоняются А. только мусульмане. А, - единственный Бог, у него не может быть ни сыновей, ни каких-либо соправителей или сотоварищей. Строжайшее единобожие - одна из самых характерных черт ислама. А. предопределяет судьбы людей, они же должны покоряться ему и надеяться на его милость, которая является одним их главных его качеств. Эти качества, такие, как всемогущество, справедливость и т.д., выражены в 99 «прекрасных именах А.». Аллах не имеет конкретною образа и не может быть изображен. Ему поклоняются в мечетях, произнося молитвы и падая ниц, выражая тем самым свою покорность. Главным местом поклонения А. является Кааба в Мекке; там находится «черный камень», якобы посланный А. с неба.
Аллилуйя (др.-евр. - «хвалите господа») - в христианском богослужении припев церковного песнопения, обращенный ко всем ипостасям божественной Троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением «Слава тебе, Господи»; у старообрядцев - 2 раза, третье пение заменяется Фразой «Слава тебе, Боже».
Алтарь (лат, - высокий) - возвышенное место в храме, на котором при богослужение совершаются жертвоприношения. От средней части храма А. отделяется невысокой резной решеткой или колонками, а также иконостасом. Внутренняя часть А, закрывается завесой. Посредине А. находится престол. В православных храмах А. ориентирован на восток.
Амвон (греч. - край горы) - возвышенное, как правило полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон провозглашает ектенью, читает Евангелие, а священник произносит проповеди.
Аналой - в православном храме стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. Свя
АНАФЕМА
щенник обводит новобрачных при совершении церковного бракосочетания.
Анафема(греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель». Введена в общецерковное употребление Халкидонским собором (451). Широко использовалась Русской православной церковью для дискредитации в глазах верующих своих противников. А. входила в чин торжества православия, совершаемый в первое воскресенье Великого поста.
Ангелы(греч. - вестник) - по христианским верованиям, сверхъестественные бесплотные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, выступили против Бога и стали А. тьмы - демонами. Оставшиеся верными Богу А. получили от него небесное блаженство. Через них Бог возвещает людям свою волю. Византийский богослов Дионисий Ареопагит (V-VI вв.) в своем трактате «О небесной иерархии» описывает 3 ангельские иерархии, каждая из которых делится на 3 чина. Первая состоит из серафимов, херувимов и престолов; вторая - из господствующих сил и властей; третья - из начальств, архангелов и ангелов. Ортодоксальная христианская традиция называет по имени 3 архангелов - старших А.: Михаила - небесного архистратига (военачальника), ангела-хранителя всех верующих во Христа; Гавриила - божьего посланника, принесшего «благую весть» Марии; Рафаила - ангела-целителя. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого ангела-хранителя.
Англиканство, англиканская церковь -одно из направлений в протестантизме, в культуре и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом; соединило протестантское учение с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь в Англии.
Антиминс- обязательная и неотъемлемая часть престола, без которой нельзя служить литургию. Представляет собой четырехугольный плат из шелковой и льняной мате
АНТИХРИСТ
рии с изображением положения в гроб Иисуса Христа орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами - тельцом, льном, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и дан, и подписью этого епископа. В середину антиминса, ближе к его верхнему фаю, помещаются в мешочке залитые воскоматиком мощи. Антиминс помазуется святым миром, разворачивается и раскрывается только в определенный момент богослужения, а по окончании его закрывается и свертывается особым образом. Хранится антиминс в свернутом состоянии в особом плате также из шелковой или льняной материи, который носит название илитон (обертка, повязка).
Антихрист - образ противника Христа, его антипода, выведенный в Откровении Иоанна Богослова. Его появление мыслится христианам (в т.ч. и православным) как предзнаменование близкого конца света и второго пришествия Христа, в ходе которого А. должен быть навсегда уничтожен.
Апокалипсис (греч. - откровение) - одна из древнейших книг Нового Завета (Откровение св. Иоанна Богослова), содержащая пророчество о «конце света» и борьбе Христа с антихристом; современная концепция А. предполагает конец света в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природной среды и т.п.
Апокриф (греч. - тайный) - книги, содержащие тайные учения и доступные только жрецам или посвященным. В христианской религии - книги с библейским сюжетом, подлинность которых не признана официальной церковью и поэтому не вошедшие в Новый Завет. А. - сочинение, не имеющее достоверного авторства.
Апологетика (греч. - защищаю) - раздел богословия, в котором рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в общественной жизни. Главная задача А. - защита религии от материалистической и атеистической критики. С этой целью доказывается невозможность высоконравственных отношений, развития культуры и справедливых общественных порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотноше
АПОСТОЛЫ
ния науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия Бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, современная А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню современного верующего.
Апостолы(греч. - посол, посланник) - в первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом Завете А. называются двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии - Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса. Согласно Деяниям святых А., после смерти Иисуса его ученики, чтобы сохранить число двенадцать, считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфия. Апостолом называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности двенадцати А. и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин. Наиболее исторически реальная фигура из А. - Павел. Об остальных известно мало, главным образом из апокрифических деяний отдельных А., созданных не ранее конца II в. и полных фантастических вымыслов.
Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1803;