Социокультурные предпосылки формирования белорусской философской мысли.
Интеллектуализация духовной жизни Беларуси осуществляется под мощным влиянием христианства. Крещение старобелорусских земель не только укрепляло торгово-экономические связи с христианским миром, но и сближало его с европейской ученостью и европейской культурой, втягивало нашу страну в общеевропейский культурно-исторический контекст. Введение христианства сопровождалось необходимостью осмысления и объяснения новой веры, разработки религиозно-церковных текстов, организации культовых мероприятий. Для этого требовались специфические знания, которые первоначально проникали к нам из Византии. Вместе с Евангелием сюда проникает патристическая литература, представляющая не латинскую, а греческую патристику. А именно греческая патристика не только не порывала, но и сознательно сохраняла связи с античной культурной традицией. Поэтому проникновение патристической литературы вводило нас не только в тайны христианской веры, но и в духовный опыт античности.
При этом необходимо учитывать особенности христианизации белорусских земель. Если Киев и Новгород крестились “огнем и мечом” с массовым исстреблением памятников языческой веры и культуры, то крещение Полоцка было продолжительным во времени и относительно мирным. Благодаря этому языческая культура сохранилась здесь в значительно больших масштабах, чем у наших соседей, и эта культура оказывала занчительно большее влияние на все сферы жизнедеятельности.
После крещения в развитии белорусской культуры проявляются две тенденции. С одной стороны, осуществляется христианизация языческой культуры и языческих традиций, их деформации и приспособление к нуждам христианской церкви. А с другой же стороны, происходит “оязычивание христианства”, разбавление христианских догматов элементами языческих верований. Мировоззрение белорусов в значительной степени было языческим, в нем преобладали чувственная образность, анимизм, гилозоизм и супранатурализм. Поэтому и на ранних этапах, и в более поздние времена в белорусской философской мысли морально-этический аспект преобладал над формально-логическим, онтологически-гносеологическим аспектами. Сущность философии здесь воплощается не в логосе-законе, а в Софии – единстве мудрости и красоты. Если историю отечественной философии сравнивать с античностью, то можно сказать, что в белорусской философской мысли проявляется морально-практический (сократовский) и художественно-эстетический (платоновский) методы и почти не проявляется аристотелевский логический анализ. Это объясняется и тем, что развитие белорусской философской мысли инспирировано христианством, в котором морально-этический аспект взаимоотношений Бога и человека является решающим. Отметим, однако, что такая этически-эстетическая направленность в философии не является чем-то второстепенным, побочным, это не проявление дилетантизма в философии. Художественно-образный способ философствования – явление распространенное в мировой философии, и результат такого философствования если и не превосходит логический способ, то и не уступает ему.
Патристика, а вместе с нею и античность, приходила к нам вместе с проиизведениями таких авторов, как Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и другие. Василий Великий высказывал мысль о том, что в акте творения мира Богом была заложена способность к “самозарождению” – способность развития. Но акт творения это только начало, росток, из которого сотворенное восходит до совершенства. Поэтому существование мира это гармоническое существование, а созерцание гармоничного космоса наводит человека на мысль о Творце этой гармонии, его высшем совершенстве и мудрости.
Значительное влияние на развитие белорусской философской мысли оказали и произведения Иоанна Дасмаскина. Они способствовали формированию представлений о философии, ее структуре и назначении. Философия, как любовь к мудрости, как постижение Бога, делится на теоретическую и практическую. Теоретическая философия включает в себя богословие – познание нематеориальных предметов, физиологию – познание материальных предметов, математику или познание предметов, которые хотя и не имеют материальной природы, но проявляются только в материальных образованиях. Практическая же философия делится на этику, исследующую индивидуальные поступки людей, экономику, дающую нам знания о законах семейной жизни, и политику, которая изучает законы деятельности городов и царств. Благодаря Иоанну Дамаскину в Беларусь проникают идеи Аристотеля и других античных авторов.
Другим источником белорусской философской мысли была Кирилло-Мефодиевская традиция. Можно даже утверждать, что освоение античных и греко-патристических идей происходило под влиянием Кирилла и Мефодия. Для этих авторов было характерно сближение философии и этики. В философии они видели “знания предметов божественных и человеческих”. Философия приближает человека к Богу, приучает к его добродетели, в которой человек уподобляется своему творцу.
Важным источником философской мудрости были хроники и флорилегии. С помощью коротких, выразительных афоризмов наши предки знакомились с именами Сократа, Демокрита, Зенона, Анаксагора, но прежде всего – Платона. Этическая тематика флорилегий приобщала беларусов к античной мудрости, христианского морального кодекса. Добро возвышает человека до Бога, добру можно и нужно учиться, ибо именно для этого человеку дан разум.
2. Основные этапы развития белорусской философской мысли.
Ранний этап становления белорусской философской мысли связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климентия Смолятича. Этическая тематика здесь преобладает над всеми другими темами. Дела земные и небесные, добро и зло, вечное и временное, обязанности человека перед людьми и Богом, идея служения высшим целям – вот темы размышлений наших первых великих просветителей. В соответствии с христианскими ценностями они добро и красоту земные подчиняют благам вечным. Кирилл Туровский, например, не отрицает земной чувственной красоты, но подчиняет ее красоте духовной, приносящей свет в души людские. Так же понимает красоту и Ефросинья Полоцкая. Весь видимый нами мир прекрасен, но красота эта быстро проходит и, как цветок, увядает. Красота же небесная существует вечно.
Жизнь дана человеку вовсе не для того, чтобы наслаждаться земными благами, а для подготовки к жизни вечной. И настоящее благо – в верности и преданности Богу. Но нельзя отказываться и от блага земного. Оно – в терпении, в благом слове, в стремлении к мудрости, в уважении к старшим, в душевной чистоте.
Первые просветители земли белорусской значительное место в жизни человека отводили разуму. Кирилл Туровский рассматривал разум как высшую ценность человеческой жизни. Развивать свой разум, совершенствовать его – обязанность каждого человека, ибо только разум приводит к духовному равновесию и счастью. Сладок мед, но слаще его книжный разум, утверждал Кирилл Туровский. Так же высоко ценил человеческий разум и Климентий Смолятич, полагавший, что хотя разум и опирается на чувства и в них добывает материал для суждений, но предназначен он для руководства чувствами. Здесь отчетливо проявляется влияние Иоанна Дамаскина, который считал, что нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание – это свет разумной души.
На формирование общественно-политической и философской мысли Беларуси значительное влияние оказали флорилегии (“Параллели Иоанна Дамаскина”, “Менадр”, “Пчела”, “Цветы дарований”) – близкие к народным пословицам и поговоркам афоризмы книжного происхождения, в которых отображались самые различные аспекты жизни. Философская мудрость формировалась и на основе агиографической литературы, а также произведений светского характера (“Слово о полку Игоревом”, “Повесть временных лет”).
На втором этапе (XIV – XVI вв.), который начался с образования Великого Княжества Литовского и характеризовался становлением культуры нового типа, белорусская философская и общественно-политическая мысль переживала подъем в своем развитии. Эта мысль развивается в контексте культурных установок общеевропейского Возрождения и в соответствии с ними. Гуманизм, эстетизм, формирование юридического мировоззрения, проникновение и распространение естественнонаучных знаний, опора на античную культуру и античную мудрость – вот та духовная основа, на которой возникает и развивается белорусская ренессансная мысль и которая связывает нас с европейским Возрождение и европейской культурой.
Как и в европейском Возрождении, в белорусской ренессансной мысли можно обнаружить гуманизм, онтологию и социальную философию. Гуманизм белорусского Возрождения основывался на новой трактовке роли и предназначения человека. Если в предшествующую эпоху человек рассматривался как греховное пассивное существо, подчиненное Богу и церкви, то Возрождение открывает основанную на разуме человеческую активность, способность человека совершенствать себя и мир на основе свего разума и в соответствии с его принципами. Усилиями Франциска Скорины, Симона.Будного, Николая Гусовского, Лаврентия Зизания, Андрея Волана в общественной мысли формируется убеждение в том, что человек не только может, но и обязан совершенствовать свой разум, свою жизнь, мир своего существования в соответствии с разумными принципами.
В онтологических учениях этого времени можно выделить непоследовательный креационизм Ф.Скорины, деизм С.Будного, натурализм Н.Гусовского и атеизм К. Лыщинского. За исключением последнего, никто больше не порывал связи с религиозными взглядами на возникновение и строение мира. Скорина придерживался идеи креационизма, но при этом стремился использовать и учение Аристотеля о материи. Гусовский, не отрицая Бога как первооснову мира, сосредотачивает свое внимание на естественных основаниях его, на творческих способностях природы. С.Будный признает Бога творцом мира, но этим и ограничивает его власть над миром: созданный Богом мир существует сам по себе, без божественной опеки. Попытка объяснить мир на основе естественных факторов – характерная черта философских взглядов С.Будного.
Гуманизм Возрождения был той основой, на которой формировались социально-философские представления того времени. Именно на гуманизме базируется идея юридического мировоззрения. Если культура предшествующей эпохи основывалась на идеях греха, покаяния и всепрощения, то Возрождение основополагающими принципами имело антропоцентризм, свободу и натурализм. Если главным этико-политическим институтом средневековья была церковь, то таким институтом Возрождения становится государство, но не как политическая реальность, а как идеал, к которому стремится общество. Отсюда и свойственная Возрождению мысль о необходимости социального реформирования всего спектра общественной жизни: от религиозно-церковных институтов до государственно-правовых структур. При этом философия права вытекала не из античных юридических концепций (хотя и опиралась на них), а из антиавторитарного религиозного движения, начавшегося в XVI в.
Социально-политическая ренессансная мысль Беларуси имеет свои особенности. Во-первых, реформационные идеи разворачивались здесь под мощным влиянием феодальной идеологии и потому носили компромиссный характер. Во-вторых, правовые идеи часто сочетались с средневеково-христианскими взглядами на государство и общество. Развивалась эта мысль в двух направлениях – умеренно-гуманистическом и радикальном, в котором отразились чаяния простых людей.
Необходимость социальных перемен диктовалась интенсивным культурно-экономическим развитием, активизацией усилий господствующего класса к “исправлению государства”, возникновением буржуазных элементов, ростом городов и активности горожан. Сочетание этих факторов и социальных групп и придавало компромиссный характер реформаторской деятельности. Социально-философские учения ставили перед собой две задачи: обосновать необходимость социальных перемен и доказать возможность свободы как универсальной способности человека творить себя и свое окружение. Скорина, Будный, Михалон Литвин, Гусовский проводят мысль о том, что общественные законы – это не кара господня, а результат деятельности людей, которые деформируют жизнь своей несдержанностью и жадностью. Поэтому человек не только может, но и обязан активно относиться к социальной действительности, принимать участие в процессе совершенствования общественных отношений. Реформы – обязательное условие жизнеспособности общества. Ликвидация противоречий общественной жизни при помощи разумных изменений и достижения социальной стабильности – вот основная мысль от Скарины до Симона Полоцкого.
Скорина одним из первых поставил вопрос о возможности и необходимости социальных реформ. Основой государственной жизни должен стать “прирожденный закон”, записанный Богом в сердца всех людей. Закон должен служить общему благу, соответствовать обычаям народа, основываться на морали и способствовать справедливости. Поэтому власть должна опираться не на волю суверена, а на закон, и способствовать просвещению общества. Человеческое сообщество строится на мире и согласии, от которых все добро приходит, “несогласие же и наибольшие царства разрушает”.
Николай Гусовский считал, что в государстве должен быть справедливый суд, миролюбивая политика и идеальный правитель, образцом которого для Гусовского был великий князь Витовт. Михалон Литвин требовал умеренности в делах собственности, любви к ближнему, справедливого налогообложения (“у кого земли больше и платил бы больше”).
Значительное место в истории культуры Беларуси эпохи Возрождения принадлежит Андрею Волану. Его взгляды на государство и общество опирались на идеи Аристотеля. Для Волана государство – это объединение людей с целью достижения общего блага и безопасности жизни и имущества. Как и большинство философов Возрождения, Волан признавал и отстаивал “право натуры”, то есть естественное право и верховенство закона в государстве. Закон должен быть направлен на защиту свободы и справедливости, а для этого он должен быть основан на разуме и здарвом смысле. Заметный след в белорусской ренессансной культуре оставили Л.Сапега, А.Волович, П.Кахлевский, М.Смотрицкий.
В XVII – первой половине XVIII вв. общественно-политическая и философская мысль Беларуси развивалась под знаком Контрреформации. Ренессансно-гуманистическая традиция, которая продолжалась в творчестве Чеховица, Лована, Лыщинского, Л.Зизания, столкнулась с католической экспансией, засилием церкви, идеологией контррефрмации. Поэтому элементы материализма и атеизма, проявлявшиеся в общественной мысли XVI в., уступают место схоластике и эклектике. Однако новоевропейские влияния постепенно разрушают схоластически-эклктические настроения и стимулируют развитие науки и философских поисков. Этот процесс начинается с произведений Казимира Нарбута, А.Скорульского, С.Шадурского, Б.Добшевича.Именно в их творчестве были заложены духовные предпосылки развития просветительской философии в Беларуси.
Белорусское Просвещение началось немного позже, чем в Западной Европе(середина XVIII – начало XIX вв.) и развивалось под знаком борьбы со схоластикой и религией. Уже Нарбут, а затем и Верней, Стырпейко отстаивают свободу философии, подчеркивают роль разума в жизни отдельного человека и общества. Научное осмысление природы и человека характерно для Почобута, Яна Снедецкого, ученых-естествоиспытателей, преподавателей Виленского университета Жилибера, Форстера, Бисиса, Юндила. Проблемы общества, права и морали исследуют Млоцкий, Стройновский, Нарушевич, Хрептович, члены “Общества филоматов”. Известным философом-просветителем был Аниол Довгирд.
Общественно-политическая и философская мысль ХІХ – начала ХХ вв. отразила особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи. Калиновский, Богушевич, Купала, Колос, Богданович создают, пропагандируют и отстаивают идею национальной и социальной свободы. В.Ластовский предлагает теорию кривского происхождения белорусов, Абдиралович создает культурологическую концепцию белорусского народа. Центром интеллектальной жизни, просветительства и национального возрождения становится “Наша Нива”. Этот процесс был прерван уже в 20-е годы сталинскими репрессиями. Свободное развитие национальной идеи было заменено большевистской идеологией и марксистско-ленинской философией.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 847;