Характеристика уровней коммуникации
1. Семиотический (знаковый) уровень коммуникации.
Знак является основной единицей этого уровня. Существующие типологии признаков знаковых (семиотических) систем, способных хранить и передавать информацию, построены на разных основаниях в соответствии с пониманием общей теории знака. В социологии социальный знак понимается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии, образе. К символам относят различные условные знаки (эмблемы, ордена, значки, кольца), сообщающие информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. Словесный знак, обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ. В этой функции он отражает социальные ценности общества, например, автомобиль как социальный символ в современном обществе.
В роли социальных символов могут выступать жесты или действия, которые «сигнализируют», сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. Использование социально значимых символов в коммуникации в известной степени формирует ее структуру как социальную систему.
2. Лингвистический (языковой) уровень коммуникации.
Коммуникативные средства лингвистического уровня — словесные знаки имеют вербальную природу. Слово — основная единица языка и выступает как коммуникативное средство.
Для социальной коммуникации непосредственный интерес представляют способы реализации именно коммуникативной функции слова. При этом внимание сосредотачивается на вербальных средствах, в том числе и на слове, как на коммуникативной единице (слово — речевой акт/высказывание — дискурс).
Только через речь вербальные единицы выполняют свое коммуникативное назначение. При этом коммуникация реализуется в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности, которая состоит из мотивированных действий коммуникантов. Такие действия получили название «речевых актов». Речевой акт — целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации (экзамен, прием у врача, репортаж, интервью).
Речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего, социальный статус которого учитывается при передаче и восприятии информации. Определенное высказывание по отношению к речевому акту как процессу является его вербализованным результатом, продуктом речевого действия.
3. Металингвистический (межъязыковой) уровень коммуникации.
Метаязыком называется язык «второго порядка», по отношению к которому естественный язык рассматривается как объект, т. е. предмет лингвистики. Это — язык научных и профессиональных терминов. Метаязык гуманитарных наук построен на вербальной основе, как и естественный язык, поэтому его реализация в коммуникации рассматривается иногда как языковый подуровень. Он так же, как и естественный язык, обладает социальной значимостью для общества в ряду других социальных ценностей. Поэтому проблема унификации и стандартизации терминов имеет социальный аспект.
Что касается способа представления научного содержания текста, здесь следует отметить преобладание разнообразных письменных форм. Научный дискурс различается по жанрам: доклад, статья, рецензия, аннотация, реферат, монография, учебник, описание научного эксперимента. Особо выделяется научно-популярный жанр, для которого характерно смешение стилей: используется минимум терминов, дефиниции заменяются описанием явления или объекта с опорой на чувственное восприятие или представление людей — представителей различных слоев и групп.
4. Паралингвистический (околоязыковый) уровень коммуникации.
Основой данного уровня являются невербальные средства коммуникации — жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации в отличие от лингвистических (словесных знаков).
Строение невербальных единиц, их системные связи, содержание и функции имеют свою специфику. Истоки невербальной коммуникации включают биологический и социальный моменты. Невербальные средства имеют ряд типов: поведенческие; ненамеренные; собственно коммуникативные знаки.
Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой, с тем чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в таком употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они с большей эффективностью выполняют функцию воздействия.
Наиболее «красноречивыми» средствами выражения признаков социальной дифференциации являются фонационные средства, особенно интенсивность, диапазон мелодического варьирования, а также темповые модуляции и тембр, несмотря на то, что они обусловлены индивидуальными психофизиологическими свойствами говорящего. Особая роль принадлежит произносительной норме. Все это свидетельствует о том, что паралингвистические средства несут колоссальную социальную нагрузку в коммуникации, однако их коммуникативный статус все еще не определен.
5. Синтетический (искусственный) уровень коммуникации.
Этот уровень представляет собой совокупность разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе как бы синтезированным. Это касается сферы изобразительного искусства, в котором различают динамические виды (танец, пантомиму), кино и статические виды (фотография, живопись, скульптура, архитектура). Образный характер элементов синтетического уровня создается разными видами искусств из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств.
Тенденция к синтезированию разнородных средств коммуникации вызвана стремлением к более полной и адекватной передаче информации и большей экспрессии в целях воздействия. По-видимому, эта тенденция зародилась в условиях естественной речи, когда невербальные средства стали использоваться с вербальными.
Формирование коммуникативной системы, особенно синтетического уровня, — длительный процесс. В искусстве это управляемый процесс, так как он связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм воздействия разнородных коммуникативных средств с учетом принятых эстетических, социальных и этических норм. Мощный импульс синтезирования художественных средств коммуникации обусловлен появлением новых технических возможностей. Стремительное развитие кино, а затем и телевидения значительно расширило объем и усилило выразительность синтетического уровня коммуникации, несмотря на ее односторонний характер и отсутствие обратной связи.
Синтетический уровень является мощным средством воздействия на индивида и общество в плане познания, социальности и эстетики.
Основные положения данной темы можно представить в табличном виде.
Уровни коммуникации | Конституирующие коммуникативные средства | Проявления и примеры |
семиотический уровень | создается знаками. Знак - основная единица этого уровня. | любые знаки, символы |
лингвистический уровень | создается словами и словосочетаниями, т.е. вербальными средствами. Слово - основная единица этого уровня. | слова человеческого языка |
металингвистический уровень | создается специальными вербальными средствами (метаязыком - языком научных и профессиональных терминов, которые являются основными единицами этого уровня). | научные и профессиональные термины и понятия |
паралингвистический уровень | создается невербальными, т.е. несловесными средствами передачи информации, которые являются основными единицами данного уровня. | жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса (тон, паузы и т.д.) |
синтетический уровень | создается комбинацией вербальных, невербальных и художественных средств коммуникации. | любые знаки, символы, слова, жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса. |
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1150;