Приобретение и утрата владения

 

При рассмотрении вопроса о приобретении владения речь идет только о приобретении цивильного владения, которое связано с правом на посессорную защиту. Владение состоит из двух элементов: тела владения (corpus possessionis) и души владения (animus possessionis). Под телом владения понимается фактическое господство лица над вещью. Приобрести тело владения – означает находиться в таком положении, в каком по отношению к аналогичным вещам обычно находятся собственники. Есть вещи, которые собственник в большинстве случаев складывает во дворе (строительные материалы, дрова), а есть такие вещи, которые содержатся под охраной (драгоценности, деньги). Поэтому если лицо сложило кирпичи у себя во дворе, можно говорить о приобретении тела владения.

Душой владения называется субъективное намерение лица относиться к вещи как к своей. Поскольку о наличии такого намерения судить сложнее, чем об установлении тела владения, то исходили из презумпции: если есть тело, наличие души владения предполагается. Но любая презумпция, в том числе и эта, может быть опровергнута. Для этого необходимо установить основание приобретения владения (causa possessionis). Например, если выяснится, что вещь владельцу была подарена, то у него есть намерение относиться к ней как к собственной. Если же вещь была арендована, то душа владения отсутствует.

Здесь действовало правило: «Никто не может сам себе изменить основание владения». Изменение такого основания допустимо по соглашению с собственником (ссудодатель и ссудополучатель договариваются о продаже последнему вещи, ранее переданной по договору ссуды). Кроме того, основание владения изменится, если владелец открыто не признаёт власть собственника, а собственник не предпринимает никаких мер для защиты своего права.

Завладение вещью возможно одним из двух способов: либо путем неформальной передачи вещи (traditio), либо путем ее захвата (occupatio). Для приобретения владения требуется наличие обоих элементов: его нельзя приобрести только волей, или только захватом вещи. «Мы вступаем во владение и физически, и волей, и никогда – только волей или только физически» (D.41.2.3.1). А утрата владения происходит с исчезновением хотя бы одного из двух элементов.

Владение может быть приобретено как самим лицом, способным приобретать право собственности, так и через его представителя.

Для удержания владения не требуется постоянный телесный контакт с вещью, достаточно вести себя так, как обычно ведет себя собственник. Например, если владелец покидает летнее пастбище на зимний период, он сохраняет владение в том случае, если у него есть намерение весной вернуться обратно. Владение сохраняется до тех пор, пока кто-либо его удерживает для владельца, например, раб или подвластный. Владение будет утрачено, если кто-либо захватил вещь, а прежний владелец не предпринимает никаких мер по возвращению вещи.

При передаче владения одним лицом другому отсутствует правопреемство, поскольку при этом передается лишь фактическое господство над вещью. В связи с этим возможна ситуация, когда отчуждатель был недобросовестным владельцем, а приобретатель является добросовестным владельцем.

Владение прекращается в следующих случаях: 1) с утратой animus; 2) с утратой corpus; 3) со смертью владельца; 4) с переходом вещи в разряд изъятых из оборота.

Вопросы для повторения:

1. Становится ли цивильным владельцем лицо, подстрелившее дичь на охоте?

2. Сохраняется ли цивильное владение затонувшей вещью?

3. Можно ли стать владельцем пустующего участка, о собственнике которого ничего не известно?

 

 

§ 4. Защита владения (поссессорная защита)

 

Защита владения существует наряду с защитой права собственности. «Если не допускать самостоятельной защиты владения, тот, у кого отняли вещь, часто может навсегда лишиться ее за невозможностью доказать правомерное основание приобретения ее»[32], следовательно, «защита владения как такового является необходимостью для любого правопорядка…»[33]

В упрощенном порядке защита владения осуществлялась с помощью интердиктов. При рассмотрении спора постановка вопроса о праве на вещь не допускалась, а лишь устанавливались некоторые факты. Прежде всего, претор должен был убедиться, что владение лица, у которого на момент интердикта фактически находится вещь, формально добросовестное. Под формально добросовестным владением понимается такое владение, которое не было получено от противника насильственно (vi), тайно (clam) или прекарно (precario), т. е. во временное безвозмездное пользование до востребования. При этом вопрос о том, как было получено владение от других лиц, не участвующих в данном споре, не рассматривается.

Существовали два основных интердикта: о владении недвижимой вещью (uti possidetis) и о владении движимой вещью (utrubi). Поводом к предъявлению этих интердиктов могло послужить не только фактическое нарушение владения, но даже оспаривание владения. В случае, когда спор шел о недвижимости, дополнительно к ранее указанному факту, претор выяснял, кто в данный момент владеет недвижимостью. Если предметом спора выступала движимая вещь, он устанавливал, кто владел вещью бóльшую часть последнего года (к этому времени можно присоединить срок владения предшественника). «Впрочем, защита владения движимыми вещами (исключая рабов) не имеет большого практического значения»[34].

«Когда дается интердикт по поводу земли или зданий, то по приказу претора одерживает верх тот, кто владел во время интердикта, если только он ни силою, ни тайно, ни прекарным образом не получал владение от противника, а напротив, при интердикте о движимой вещи тот одерживает верх, кто владел ею в течение большей половины последнего года и то ни насильно, ни тайно, ни прекарным образом» (Инст. Гая. 4.150). Как видно, преимущество в этих спорах имел владелец вещи, поскольку в большинстве случаев именно он одерживал победу.

Среди интердиктов также выделяются интердикты о насилии (interdictum de vi) или вооруженном насилии (interdictum de vi armata). «Если дело идет о насилии и о владении, то божественный Адриан в рескрипте, написанном по-гречески и данном общине фессалийцев, указал, что вопрос о насилии должен быть разобран раньше, чем вопрос о собственности». (D.У.1.37. Каллистрат). Такое постановление объясняется следующим. Поскольку применение насилия составляет угрозу общественному порядку, оно рассматривается как правонарушение. По этой причине вещь отбирается у лица, захватившего ее силой, и сверх этого с него взыскиваются убытки, причиненные прежнему владельцу. При этом захватчик не может противопоставить возражение о собственности, поскольку правовые вопросы, как было отмечено, при поссессорной защите не затрагиваются.

Защита владения носила предварительный характер: это значит, что лицо, недовольное вынесенным интердиктом, вправе было возбудить спор о праве на вещь, т. е. предъявить вещный иск.

Вопросы для повторения:

1. Может ли незаконное владение защищаться с помощью исков?

2. Гай изгнал насильно Тиция с его участка. Если Тиций обратится к претору за защитой, какие факты должны быть установлены в ходе разбирательства? Кто одержит победу?









Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1470;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.