Подводя итог описанным выше экспериментам, мы приходим к выводу о том, что стресс действительно обнаруживает те индивидуальные особенности разнообразных физиологических функций и
приспособительных действий, которые остаются неочевидными, невыявленными вне стрессирующих воздействий. Обращает на себя внимание тот факт, что особи, высокочувствительные к сигналам болевого раздражения другой особи того же вида и прерывающие это раздражение, невзирая на аверсивность «открытого поля», обладают высокой устойчивостью к действию самых разнообразных стрессоров. Можно предполагать, что именно благодаря такой устойчивости естественный отбор сохранил способность к зоосоциальному «сопереживанию» — этому филогенетическому предшественнику человеческой эмпатии, одной из форм человеческого альтруизма.
Результаты выполненного исследования дополнительно убеждают нас в том, что в основе типологических различий поведения высших животных и, по-видимому, человека лежат индивидуальные особенности взаимодействия функционально специализированных макроструктур головного мозга. Решающее слово здесь будет принадлежать использованию новейших технологий прижизненного картирования функций мозга: позитронно-эмиссионной томографии, функционального магнитного резонанса, электрофизиологического меппинга.
С другой стороны, изучение естественнонаучных основ индивидуальных различий представляет несомненный интерес для научно обоснованной педагогики. Эксперименты с повышением чувствительности крыс к сигналам неблагополучия партнера после собственного ознакомления с аверсивным воздействием побуждают вспомнить призыв выдающегося педагога В. А. Сухо-млинского о необходимости целеустремленно развивать у детей способность к состраданию, сопереживанию и сочувствию. Воспитание «не мечтательной, а деятельной любви» (Ф. М. Достоевский), радость от успеха действий, направленных на облегчение участи другого, — путь к формированию нравственно полноценной личности.
Говоря о роли мозговых макроструктур в индивидуальных (типологических) особенностях поведения, мы постоянно имели в виду эмоциональную сферу, т. е. темперамент, не касаясь таких индивидуальных черт субъекта, как его личность и характер. Дело в том, что говорить о них невозможно, не обратившись предварительно к анализу сферы потребностей и мотивов.
ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ. ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 586;