Тема № 1 Введение. Развитие и становление теории культурологии. Культура как общественное явление.
1. Наука культурология.
Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.
Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.
Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др.
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.
Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.
Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.
Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.
2. Понятие культуры.
Понятие «Культура» – центральное в культурологии.
В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).
Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.
В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.
Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.
В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.
В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;
1) уровень общего состояния ума;
2) уровень интеллектуального развития целого общества;
3) совокупность художественно-творческой деятельности;
4) способ жизни материального и духовного плана.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.
3. Функции культуры.
Культура – многофункциональная система:
1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;
2) познавательная;
3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;
4) образовательная;
5) воспитательная;
6) коммуникативная (общение);
7) нормативная (регулятивная);
8) психологическая разрядка.
4. Структура культуры.
Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.
Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».
К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.
Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.
Формы духовной культуры:
1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.
В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:
Тотемизм – поклонение животному миру.
Фетишизм – поклонение неживой природе.
Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.
Язычество – многобожие.
2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.
3) Философия(примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.
4) Наука –система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.
5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.
6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.
5. Массовая и элитарная культуры.
Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.
Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 523;