ТЕМА 1. I.Подходы к пониманию права.
I.Подходы к пониманию права.
II.Понятие и признаки права.
III.Сущность права. Право и закон.
IV.Принципы права.
V.Функции права.
I
Правопонимание– процесс и результат мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, оценку права и отношение к нему.
Право можно познавать, как:
1 Право в целом, как абстрактное понятие, как общественное явление.
2 Право конкретного общества и государства (правовая система).
3 Отрасль, институт права (гражданское право).
4 отдельные правовые нормы.
Правопонимание зависит от:
- исторических условий, которые влияют на структуру и направленность права;
- от культурных и политических условий, в которых находится субъект правопонимания (ученый, исследователь);
- от идеологических, нравственных, философских оснований, из которых исходит субъект.
Теорий прав множество.
Основные теории права:
Теологическая.
Право исходит от бога, возникает в силу божественной воли. Право – Богом данное искусство добра и справедливости.
Представители: Ф. Аквинский, А. Аврелий.
Теория естественного права.
Представители:Сократ, Демокрит, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Спиноза.
Суть: люди обладают от природы некоторым комплексом прав, которые возникают у каждого с рождения уже в силу того, что он – человек, и не зависит от того, закрепляет ли государство эти права в своих законах или нет.
Возникает это право от Бога или от природы.
Вольтер: «Естественное право самой природой вписано в сердце человека».
Гоббс: «Законы природы неизменны и вечны». По его мысли неизменными являются естественные права, которые являются таковыми и в силу природных законов, и в силу истинного разума, и в силу морали.
Позитивизм и нормативизм.
Представители: Ганс Кельзен, Шершеневич.
Право исходит от государства, оно создано государством. Право – структурированная логическая система, состоящая из норм различной юридической силы. Строится по принципу пирамиды, во главе которой находится главная норма (основной закон, конституция). Все нормы взаимосвязаны и изложены в законах, издаваемых государством, которое обеспечивает эти нормы.
Марксистская теория.
Представители: Маркс, Энгельс.
Право есть продукт классовых противоречий. Право возникает вместе с государством как система нормативного регулирования, обусловлена экономическими отношениями и возникновением частной собственности. Право предназначено для защиты интересов правящего класса.
Определение права: возведенная в закон воля правящего класса.
Социологическая теория.
Представители: Эрмих, Паунд, Муромцев.
Право – само общественное отношение, которое складывается эмпирически (опытным путем), практически, в ходе общественной жизни, человеческой жизнедеятельности.
Эти правила поведения вырабатывает само общество, люди в процессе своего развития.
Право – определенный общественный порядок.
Психологическая теория.
Представитель: Петражицкий.
Суть: право обусловлено психикой людей, их восприятием и переживанием окружающего мира, общества других людей.
Право обусловлено эмоциями, оно возникает в виде личных, интуитивных норм, т.е. правопсихическая реальность, правовые эмоции.
А позитивное право, т.е. право, изданное государством реально лишь на столько, на сколько отражено в сознании индивида, насколько им воспринимается, переживается.
II
Право-универсальная система регулирования общественных отношений, обусловленная природой общества, обладающая нормативностью, формальной определенностью и обеспеченностью государственным принуждением.
Признакиправа:
1. Право есть система норм. Нормативность. Норма - правило поведения; мера чего-либо, т.е. определенность. С помощью права определяется возможность или обязанность. Нормативность обозначает главное назначение права – быть регулятором, организатором общественных отношений.
Нормативность предполагает также общий характер права его общеобязательность, т.е. нормы права регулируют общественные отношения в целом, применимы к однотипным отношениям, возникающим в разное время и между разными субъектами.
2. Интеллектуально-волевой характер. Право-следствие и проявление воли и сознания людей. Право формируется как осознанный механизм регулирования, как продукт не только экономических и других закономерностей развития общества, но и как продукт разума.
Право имеет волевой характер:
-в основе права – лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов.
-право устанавливается волевыми действиями народа и государства.
-право функционирует (исполняется) через волевую деятельность конкретных людей, государственных органов и др. субъектов права.
3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Право-единственная социальная норма, обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права следует наказание.
4. Формальная определенность права. Этот признак означает:
- нормы права закреплены в письменных актах, они четко и определенно сформулированы.
- нормы права закреплены в официальных документах, имеющих необходимые реквизиты и формы, изданных государством и подлежащие единообразному толкованию, принятые в установленном законом порядке.
5. Системность.Право есть не только совокупность норм. Это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, институтов и отраслей. Форма системы права - система законодательства, состоящая из упорядоченной и иерархичной совокупности нормативно-правовых актов.
Право организует, упорядочивает, само организованно в определенную логическую систему.
III
Сущность права заключается в его организующей роли, в том, что право регулирует и упорядочивает общественные отношения.
Философы изначально давали определение права как меры свободы, поскольку возможность действовать определенным образом реальна только тогда, когда она определена, зафиксирована, очерчена. ( Немецкий философ Фихте: попытался на уровне голой абстракции вывести право. Существует «Я», которое изначально обладает двумя стремлениями: желанием познать, желанием иметь, захватить. «Я» начинает реализовывать свои желания, сталкивается с тем, что он не один, есть много других «Я», у каждого такие же желания. Одно «Я» уничтожает другое «Я» в процессе борьбы, познать что-то вообще невозможно: начинаем придумывать признаки - ограничиваем любое явление. Суть в том, что, чтобы определить себя, «Я» должен признавать и других. «Я», определяют взаимную свободу друг для друга).
Свобода одного человека начинается там, где заканчивается свобода другого человека.
Право есть мера свободы.
Следующая сущностная сторона права.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 606;