Механизмы формирования правовой личности
Формирование правового человека есть процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом общем виде. Этот процесс протекает под влиянием двух групп факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному человеку) и личностных (внутренних) Поэтому и механизм формирования правового человека определяется двумя процессами: интернетизацией, понимаемой как правовое воспитание, и правовой социализацией.
Интернализация осуществляется на основе общественной потребности в регулировании и координации деятельности членов сообщества. Быть правовым существом значит в субъективной форме отражать (своим сознанием) и выражать (своими действиями) объективную взаимообусловленность общества и человека. Общество создано деятельностью людей, которая нуждается в постоянной регуляции и координации. Эта нужда выступает и как социальная необходимость, и как потребность общества. Средством интернализации служит система правовых норм, ориентирующих человека на конкретные образцы поведения и одновременно ограничивающих его деятельность определенными рамками. Подкрепляя те или иные формы поведения различными санкциями (поощрением или принуждением), общество воспитывает человека в правовом отношении.
Нормы права являются общеобязательными правилами поведения для всех членов общества независимо от того, соответствуют ли такие правила интересам, потребностям и взглядам отдельного человека или нет. В силу этого существует дисгармония общественных и личных интересов, в силу этого же устанавливаются санкции в отношении нарушителей принятых норм.
Нормы права определяют модель должного — нормативного — поведения, которая обязывает поступать так, а не иначе, делать то, но не делать этого. Степень усвоения норм и следования их требованиям и характеризует человека как правовое существо.
Однако правовое регулирование и воспитание правового человека не исчерпывается воздействием на него общества (государства) через системы норм и оценок. Правовые нормы нельзя конкретизировать до каждой уникальной ситуации, и человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого деления справедливо—несправедливо, законно—незаконно. Конечно (еще раз подчеркнем), нормы программируют поведение, так как человек руководствуется ими в своих поступках. Но ведь у человека есть и свои потребности, свои интересы, а они не всегда совпадают с интересами государства. В этом отношении гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего от понимания человеком диалектики прав и обязанностей.
Человек как правовое существо обладает определенными правами и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности без прав — это рабство, деспотизм, права без обязанностей — «беспредел», анархия. Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.
Реальное соотношение прав и обязанностей предопределяется характером господствующих в обществе собственнических отношений. Там, где власть предержащие воруют, где процветает коррупция и правит криминал, где население делится на «элиту» и «чернь», там неизбежна дисгармония прав и обязанностей, там одним «закон не писан», а другие бесправны и не защищены от произвола.
Важным регулятором деятельности человека и средством его воспитания как правового существа выступают правовые отношения. Их формирующая роль выражается во включенности человека в ту систему правоотношений, которая сложилась в данном обществе, государстве. Эти отношения обусловливают права и обязанности своих субъектов на основе предъявляемых к людям — как к исполнителям тех или иных социальных ролей — требований и предусматривающих систему контроля за выполнением.
Но не только общество (государство) формирует правового человека. Вторая «сила», превращающая человека в правовое существо, — социализация.
Под социализацией понимается процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому человек становится полноправным членом общества или социальной общности, способным действовать по установленным в данном обществе правилам.
В социально-психологическом плане социализация осуществляется по двум направлениям.
Первое направление — это перевод внешних требований социальной среды во внутренний мотив действия (интериоризация). Социализирующее воздействие правовой среды реализуется через следующие механизмы:
- информационно-образовательный: организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание (индоктринация) правовой информации — законов, требований, должных стереотипов действия и т.п.;
- стимуляционный: материальное и духовное поощрение, побуждающее человека к определенной деятельности;
- регулятивно-контролирующий: система правовых эталонов, ориентиров, норм, предписаний, как деонтических (императивных, предписывающих), так и недеонтических (неимперативных, «привлекательных», стимулирующих, воодушевляющих);
- организационно-регулирующий: основан на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения и выполняемых функций.
Первые три механизма социализации связаны с усвоением правовых знаний, формированием правовых убеждений и ценностных ориентации. В результате такого усвоения требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Это взаимодействие человека с правовой средой образует субъективные феномены, а именно — личностные качества человека как правового существа. Последний механизм ориентирован на получение человеком опыта правового поведения.
Второе направление социализации заключается в объективации внутреннего мира человека в его деятельности, восхождении от личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий к практическим действиям по их реализации (экстериоризация).
Основные личностные системы правовой экстериоризации таковы:
- система индивидуальных правовых потребностей и интересов, выступающая основой правовой активности человека: потребность осознается и превращается в интерес, а интерес формирует у человека идеальное стремление;
- система правовых ориентации и позиций, или совокупность целей, установок и оценок, которые порождают соответствующие предпочтения и поведение для удовлетворения правовых потребностей и интересов человека. Внутренним содержанием этой системы выступают аксиологический (ценностный) и деонтологический (нормативно-долженствовательный) аспекты, формирующие установку человека, т.е. его активное отношение к правовым нормам и ценностям;
- система организации поведения, приводящая поступки человека в соответствие с потребностями, нормами, оценками и мобилизующая его на реализацию собственных целей, интересов и потребностей;
- система правовой деятельности, играющая наиважнейшую роль в социализации человека. В своей сути это практическая реализация потребностей, интересов, мотивов, целей в поведенческих актах.
Таким образом, формирование правового человека идет как бы «извне» — через механизмы воспитания и «изнутри» — через механизмы социализации. Содержание, способы и методы формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества (государства), традиций и обычаев народа и от многих других факторов. Учесть их все невозможно, поэтому невозможно ни дать окончательного определения «правовому человеку», ни описать все разнообразие правовых характеристик и качеств. Еще Ф.М. Достоевский писал, что человека нельзя понять до конца, ведь человек — это тайна. Немецкий философ Э. Кассирер выразил ту же мысль более научно: человека нельзя описать путем перечисления объективно присущих ему свойств и качеств.
Тем не менее можно попытаться идти путем не перечисления признаков правового человека, а выделения интегрального правового свойства. В философско-правовом смысле под свойством вполне логично понимать дисциплинированность.
Дисциплинированность — это умение (способность) человека строго и точно выполнять установленные в обществе правовые (писаные и неписаные) правила, нормы и требования. Собственно, степень дисциплинированности служит показателем того, насколько человек представляет собой правовое существо. Объективный критерий человека как правового существа состоит в соответствии его поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов коренным общественным интересам и одновременно в соответствии его поступков, качеств, интересов и потребностей своей природе как свободной и равноправной личности.
ЛЕКЦИЯ 6 ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2145;