Как образуются деньги?
Выше мы рассматривали процессы образования благ и их распределения. Казалось, было бы логичным рассмотреть и процессы образования и распределения денег, так как обладание деньгами даёт их собственнику больше возможностей, чем обладание конкретными благами. Уверены, что большинство читателей согласится с данным утверждением, хотя оно принципиально ошибочно. Это утверждение справедливо только при одном условии: если товаров в соответствующей номенклатуре произведено больше, чем произведено денег с учётом их многократной оборачиваемости.
Деньги − это не товар, обладающий конкретной потребительной стоимостью, а "право" на приобретение любого товара в пределах номинальной стоимости денег. А между правом в виде денег на приобретение товара, и возможностью реально приобрести товар всегда находятся два условия, о которых жизнь нам постоянно напоминает:
− наличие необходимого товара;
− сохранение покупательной способности денег, соответствующей их номиналу.
Современные деньги − это не мера стоимости, какой они были ещё не так давно, и не средство накопления, каким общество могло бы их сделать, покончив с инфляцией. Современным деньгам присущи три очень важные функции:
− во-первых, это инструмент товарно-денежного обращения, и именно с этой целью человечество и придумало "институт денег", возникший ещё при натуральном хозяйстве;
− во-вторых, это система увязки права члена общества на получение благ со степенью его участия в общественно полезной деятельностью;
− в-третьих, это механизм обеспечения соответствия прав, которыми обладают все члены общества, на приобретение благ, с реальным наличием таких благ, что достигается за счёт изменения покупательной способности денег.
Право человека на получение благ возникает не из обладания деньгами. а из участия в общественно полезной деятельности. Право лишь выражается с помощью денег, и не может быть увеличено путём "создания" новых денег. Новые деньги могут образоваться только путём рыночного обмена на блага.
Если количество благ, участвующих в товарно-денежном обороте (с учётом оборачиваемости денег) растёт, то, соответственно, может расти и денежная масса и денежные доходы граждан.
Деньги обладают свойствами, которые придают системе распределения исключительную гибкость и избирательность, которой лишены любые другие инструменты распределения. И в этом их огромное значение.
Но общество наделило деньги такими качествами, которыми в природе вообще не может обладать ни какое-либо существо, ни какое-либо явление, т.е. качествами, которых в природе вообще не существует. Экономическая несостоятельность тезиса "деньги делают деньги" очевидна большинству членов общества. Ведь даже органическая материя, способная к возрастанию, развивается не в форме саморазвития, а путём преобразования энергии в материю (например, фотосинтез в растительном мире).
Только очень большое желание "обогатиться любым способом" сделало современных людей столь невосприимчивыми к аргументам естественных наук и доводам здравого смысла. Хотя наука, в частности советская экономическая наука, тоже внесла свой вклад в оболванивание советских граждан и, соответственно, россиян.
Напомним, что в Большой Советской Энциклопедии (изданной в 60-х годах прошлого века) процесс появления "новых денег" вообще не связан с процессом производства, а представлен, как обычная спекуляция:
"Самовозрастание стоимости превращает её в Капитал. Поэтому К. есть стоимость, производящая прибавочную стоимость. Всеобщей формулой К. является Ден − Т − Ден + ∆Ден, где ∆Ден − избыток над первоначальной авансированной стоимостью, или прибавочная стоимость". (БСЭ, т.20, с.47).
Когда подобные положения встречаются в работах К. Маркса, жившего два века тому назад, это понятно. Но приведенные откровения относятся к 60-м годам прошлого века. Конечно, когда наука приспосабливается под политические тезисы, могут появиться самые невероятные "научные" аргументы.
Рассмотрим благо и его зеркальное отражение. С помощью системы зеркал батон колбасы легко можно представить как целый десяток батонов, разложенных на столе. Но съесть можно только один батон колбасы. Деньги − это не зеркальное, а правовое отражение реального блага. Главное, не путать реальные блага с их отражением в той или иной системе координат. Тем более, что современная техника позволяет получить трёхмерное изображение любого предмета, вообще не прибегая к использованию его реального аналога. Но создание видеопрограмм с изображением благ не имеет ничего общего с созданием самих благ И, если правомерно говорить о некой "трансформации" материальных благ в их стоимостные или зрительные образы, что не противоречит законам природы, то обратная трансформация невозможна.
Реальные блага можно создавать только в определённых процессах. И если мы не хотим обманывать самих себя, то мы должны следить за тем, чтобы правовые эквиваленты реальных благ, т.е. деньги, появлялись не механически, а только после того, как общество убедится, что увеличение денежной массы действительно обосновано появлением новой товарной массы. Современное общество следит за процессом введения в оборот дополнительной денежной массы, используя для расчётов «уравнение обмена», предложенное Ирвингом Фишером, одним из основоположников монетаризма, которое вполне можно рассматривать в качестве аналитического инструмента: | ||
М × V = P × Q (1) | ||
где: | М — количество денег в обращении; | |
V — оборачиваемость денег; | ||
P — средний уровень цен; | ||
Q — объём производства. |
Подсчитав объём ВВП (валовой внутренний продукт О) в выражениях Р и Q, получим:
О = P × Q = ΣPi × Qi, |
из уравнения обмена следует, что:
М = О/V. (2)
Уравнение не только очень простое, но и очень понятное, мы бы сказали «естественное». Нет никаких оснований подвергать его сомнению. Количество денег в обращении прямо пропорционально объёму товаров и услуг, которые общество потребляет (объёму ВВП) и обратно пропорционально оборачиваемости денег. Вся беда в том, что в этом выражении только оборачиваемость денег V, не подверженная резким колебаниям,может быть определена с достаточной точностью. Объём денежной массы М не подвержен точному определению, что мы показали на примере с акциями. А это только один из видов ценных бумаг, участвующих в товарно-денежном обращении. А ведь ценные бумаги − это, практически, те же деньги с непредсказуемой оборачиваемостью. Точно так же объём ВВП, выраженный символом О, показывает реальный объём добавленной стоимости тоже с очень большими огрехами, что видно, хотя бы, на примере с ценовой аферой при купле-продаже нефтепродуктов. К этим объективным факторам следует добавить ещё и субъективный, каким является явная личная заинтересованность в сохранении безразмерных доходов от финансовой деятельности именно у тех категорий граждан, от которых зависит наведение порядка и с инфляцией, и с финансовыми аферами. Поэтому соответствующие "усилия" в этом направлении, предпринимаемые Правительством и Центральным банком, являются просто "демонстрацией усердия".
Таким образом, не может быть никаких допущений существования принципа "деньги делают деньги". При подобных допущениях сразу же появляются целые отрасли, для которых этот принцип становится основой их существования, в частности, современная система инвестиций и некоторые другие виды финансовой деятельности, основанные на "создании" денег. Именно поэтому,
Анализируя источники появления благ, мы любые формы "создания" денег рассматриваем как формы неэкономического обогащения, такие же, как обычное мошенничество или деятельность фальшивомонетчиков.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 954;